7 мин.

Оракульские процедуры: Середняки и деньги

Порой командам, выпавшим из обоймы победителей, вернуться в лидирующую группу заметно сложнее, чем тем, кто впервые идет к вершине. Часто это связано с естественными причинами – некоторые конюшни живут со старым багажом знаний и умений, и перестроиться в новую форму организации им заметно сложнее. Пытаясь вылезти наверх, они делают много лишних движений, из-за которых их все глубже засасывает в опасную трясину.

«БМВ-Заубер» недавно считался третьей силой пелотона, «Рено» вместе с Фернандо Алонсо сражалась за победы, а «Уильямс» грозился свое славное наследии реализовать в успехи на гоночных трассах. Однако кто-то ближе к лидерам, а кто-то – к хвосту пелотона, но эти три конюшни завершали прошлый сезон, по большому счету, в группе середняков. Каким будет их следующий шаг? – Попробуем угадать.

Сезон-2009 для «Рено», конечно, успешным не назовешь. Команда завершила чемпионат на восьмой строчке Кубка конструкторов, потеряла двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, лишилась верховного гуру Флавио Бриаторе и главного мозговеда конюшни Пэта Симондса, а также натерпелась позора в деле по «крэшгейту». Однако сезон, несмотря на все опасения, команда завершила, заводской поддержки, вроде бы, полностью не лишилась и даже нашла нового акционера. Жить можно, но как жить?

Из всех действий конюшни в межсезонье видно, что жировать «Рено» не будет. Жерар Лопес, купивший часть акций команды, похоже, как нормальный современный бизнесмен, видящий в гонках деньги, не намерен вкладывать в новое детище кучу финансовых ресурсов. Когда придет время, и акции команды возрастут, Лопес перепродаст свою долю другому предпринимателю. В общем, нормальный ход вещей.

В новом сезоне «Рено» по-прежнему будет жить на строгой диете или даже еще скуднее. Новое руководство конюшни и не скрывает, что даже второго гонщика оно подбирает по соотношению спонсорские деньги/талант.

В техническом плане команде тоже придется непросто. После ухода Бриаторе и Симондса стало заметно, что результаты конюшни резко покатились вниз. Ясно, что дело было не только в скандале, который отвлекал коллектив от продуктивной работы, и не в нарушенной иерархии внутри команды, а в том, что «Рено» разумно решила сосредоточиться на новом болиде. С одной стороны, это позитивное решение, ведь дерибас по имени R29, несмотря на все старания инженерной группы, упрямо не хотел показывать приличные (для группы лидеров) результаты. С другой – изменений в регламенте не настолько серьезны, чтобы остальные соперники срочно принялись хвататься за проектирование совершенно новых конструкций. А все это значит только одно – «Рено» в условиях скромного бюджета придется нагонять конкурентов, которые будут развивать прошлогодние болиды. И будет хорошо, если конструкторы команды учтут все ошибки, допущенные при разработке автомобиля образца 2009 года, и сумеют сразу же построить чудомобиль, который сможет не только отыграть прошлогоднее отставание от соперников, но и добиться такого же прогресса, как и у нынешних лидеров. Возможен ли такой вариант? Конечно, но шансы на его реализацию крайне малы. Для подобного рывка требуются не только обильные финансовые вливания, но и работа на тестовых трассах (заметно ограниченная).

Так что в 2010 году «Рено», если болид получится нормальным, должна остаться в группе середняков, и пятое или шестое места в Кубке конструкторов можно будет рассматривать как отличный результат.

Пара гонщиков у французской конюшни еще не набралась. Но уже в ближайшее воскресенье на презентации болида, скорее всего, мы узнаем имя напарника Роберта Кубицы. Пока что все идет к тому, что им станет россиянин Виталий Петров – слухи об этом становятся все крепче и увереннее. Разумеется, Виталию будет непросто выгодно выглядеть на фоне более опытного поляка, однако важнее всего, во-первых, просто завершить сезон (то есть, это надежда на стабильность спонсоров Петрова), а, во-вторых, не допускать частые ошибки в стиле Нельсона Пике-младшего и Ромена Грожана. В трудолюбии и ответственности Петрова сомнений, если честно, нет. Так что пожелаем успехов.

Кстати, глядя на историю конюшни из Энстоуна, невольно ловишь себя на мысли, что все идет по кругу. После нескольких лет прогресса, в 1994 году Флавио Бриаторе дорвался до побед, выиграл с Шумахером два чемпионских титула, а потом команда потихоньку выпала из числа победителей. Спад не был резким, но все же был. А после ухода Флавио начался период застоя, который завершился… лишь после возвращения все того же Бриаторе. А дальше начался новый цикл – верный прогресс, новые два чемпионских титула (уже с Алонсо), новый спад и второй уход Бриаторе.

«Уильямс», в отличие от «Рено», уже давно сидит, если так можно выразиться, в засаде, и ждет своего звездного часа. Команда раз за разом откладывает борьбу за регулярные подиумы (о победах пока помолчим), перенося свои ожидания на следующие сезоны. Причина проста – отсутствие у сэра Фрэнка лишних денег, которые он готов бросить на серьезную доработку машины по ходу сезона. Например, в прошлом году «Макларен» до последней гонки инвестировал средства в развитие изначально не самого успешного MP4-24 и, все-таки, добился успеха. «Уильямс» же в такой ситуации предпочтет переключиться на машину следующего года.

Поэтому получается следующая картина: пока из фабрики команды не выкатится автомобиль, способный сразу же, без раскачки, приезжать на подиумы, подопечные Уильямса и Хэда по-прежнему будут переносить свои амбициозные планы на будущее.

В умении развивать болид на равных с лидерами, после прошлого года сомнений почти не осталось – в 2009-м команда в течение полугода успешно боролась в Кубке конструкторов с более обеспеченными соперниками.

Получается, что болельщикам славной команды надо ждать, когда «Уильямс» выстрелит. Когда это произойдет (и произойдет ли?) – известно одному Богу. Впрочем, не исключено, что подобная модель поведения конюшни поменяется, когда финансовый климат в «Формуле-1» станет мягче.

В четверг в «Сильверстоуне» команда уже выкатила новый болид FW32 на трассу. Принципиально новым он не кажется, хотя технический штаб команды уверенно заявляет о том, что ему удалось избавиться от кучи недостатков предшественника. Очень важным компонентом нового автомобиля является двигатель «Косуорт». Если мотористы не подкачают, команда может продолжить прогресс.

В пилотском составе тоже есть непонятные моменты. Нико Хюлькенберг, несмотря на хороший сезон в GP2, все же, будет новичком, но Рубенс Баррикелло – это хороший, технически подкованный гонщик. Если менеджер Нико Вилли Вебер не будет вмешиваться в дела коллектива, Рубенс должен будет закончить сезон лидером команды.

Несмотря на не улучшающуюся ситуацию со спонсорами, прогноз в Кубке конструкторов будет оптимистичным – пятое место.

«БМВ-Заубер» завершил сезон-2009 на шестой строчке Кубка конструкторов с заметным прогрессом во второй половине чемпионата. Учитывая, что новый болид в Хинвиле должен стать концептуальным продолжением F1.09, Марио Тайссен оставил Петеру Зауберу неплохое наследство (а также оставил усовершенствованный инструментарий для работы команды). Чего у Заубера нет, или есть, но мало – это деньги. Еще при «БМВ» наметилось снижение заинтересованности спонсоров в команде, а уж сейчас ситуация и подавно лучше не стала.

Стремление обеспечить команду финансами отразилось и на пилотском составе конюшни. При всем уважении к опыту Педро де ла Росы, он никогда не был топ-пилотом. Хороший, крепкий середняк, но не более того. Тем не менее, за испанцем стоит «Универсия» и банк «Сантандер», то есть, деньги.

Второй пилот Камуи Кобаяси все еще поддерживается «Тойотой», да и другие японские спонсоры могут внести ощутимый вклад в развитие конюшни Петера Заубера. Самому гонщику еще предстоит много работы, потому что два относительно успешных для новичка Гран-при – это еще не показатель мастерства и таланта. В GP2 у Камуи тоже были неплохие гонки за DAMS, но, в целом, впечатлить экспертов в молодежной серии гонщик не смог. Не исключено, что удачные гонки за «Тойоту» в Бразилии и Абу-Даби получились такими из-за сверхвысокой мотивации и концентрации. То есть, в этих Гран-при Кобаяси был на подъеме. Провести весь сезон с таким настроем просто невозможно.

Не исключено, что в начале сезона результаты де ла Росы и Кобаяси будут схожими, но ближе к концу чемпионата испанец должен взять ситуацию под свой контроль.

Трудно оценить, насколько успешно «Заубер» начнет сезон-2010. Помешать реализовать потенциал машины могут многие факторы. Например, неизвестно, как отразилась на коллективе чехарда с покупкой команды в 2009 году. Кроме того, в коллективе потребуется определенная перестройка, поскольку штат сотрудников в «БМВ-Заубере» был значительно шире, чем в новой команде. Но даже если в начале сезона болид швейцарской конюшни поедет, еще неизвестно, что будет происходить по ходу сезона. И при баварском правлении команда «отличалась» трудностями в доводке автомобиля (относительное исключение – заключительная треть прошлого сезона), а сейчас, когда бюджет будет строго ограничен, пока не видно, за счет чего «Заубер» сможет преодолеть этот недостаток.

Поэтому рискнем предположить, что сезон-2010 «Заубер», возможно, начнет неплохо, но по ходу чемпионата немного притормозит в своем ходе и закончит его на 6-8 строчке Кубка конструкторов.

Это моя колонка в пятничный выпуск "Ф1-МОМК"