Цепная реакция
Как Масса повлиял на гонку Уэббера и почему ФИА признала Феттеля виновным в инциденте с Алонсо – блог «Версификаторные россказни» разбирает ключевые моменты Гран-при Италии.
Феттель и Алонсо вновь привлекают внимание в Монце. Фото: Fotobank/Getty Images/Giorgio Perottino
Полностью сухой уик-энд, позволивший хорошенько оценить шины и настроить болиды, а также опыт, полученный командами в Бельгии, привели к предположениям, что на Гран-при Италии многие коллективы предпочтут стратегию с одним пит-стопом.
Полной уверенности, правда, ни у кого не было, ведь в Бельгии сберечь шины на первых кругах помог автомобиль безопасности, а в Монце, несмотря на достаточно низкий уровень износа покрышек, наблюдаются весьма требовательные к резине повороты (такие как «Параболика») – так что гарантий, что шины не «поплывут», ни у кого не было.
В итоге, как обычно, дать точный ответ на вопрос о количестве пит-стопов смогла только гонка.
«Мерседес» заезжает… дважды
Немецкая команда уже не первый год страдает от повышенного износа покрышек, и даже в Монце Шумахер и Росберг были вынуждены пройти дистанцию с двумя остановками в боксах.
Отчасти в этом виновата квалификация – выступив в третьем сегменте на «медиуме», гонщикам «серебряных стрел» пришлось стартовать на этом же комплекте шин, и в результате первые круги гонки для обоих превратились в сущий ад. Более мягкие покрышки на болидах, полностью загруженных топливом, умерли настолько быстро, что у Нико выбора вообще не было – нужно было ехать за «хардом».
Михаэль же до первого пит-стопа немного стабилизировал свой темп – он сумел выбраться из 1.31 – однако подсчеты стратегов команды показали, что ехать с одной остановкой бессмысленно. Дело в том, что при переходе на свежую резину за 15 кругов Шумахер легко бы компенсировал время, затраченное на лишнюю остановку.
Два пит-стопа в скоротечной гонке – не слишком хорошая новость с точки зрения отыгрыша позиций, и в итоге Шумахер действительно не успел опередить Райкконена. Однако надо признать, что «Мерседес» выжал максимум из ситуации, ведь попытка провести Гран-при с одной остановкой оказалась бы самоубийственной.
Выбор дня
Все остальные пилоты, финишировавшие в десятке лучших, избрали вариант с одной поездкой в боксы, но при этом серьезно растянули окно пит-стопов.
В «Лотусе», например, явно перестраховались – команда зазвала Райкконена всего через два круга после остановки Шумахера (то есть, на 17-м круге), хотя финн спокойно ехал в ритме двух серебристых болидов даже на потертой резине. Если бы стратеги из Энстоуна организовали смену покрышек чуть позже, возможно, Кими было бы чуть легче в концовке заезда.
Серию «переобувок» остальным лидерам устроил Масса, у которого перестал работать «медиум». Из-за пит-стопа бразильца пришлось срочно менять резину Феттелю с Алонсо, Уэбберу и Баттону, а затем пришел черед и Хэмилтона – в общем, приключилась типичная ситуация, в которой все боялись упустить соперника, перешедшего на свежие покрышки.
Для «Ред Булл» это решение (зазвать Марка Уэббера в боксы на 21-м круге) вышло боком – темп австралийца был не самым плохим, и он вполне мог проехать еще несколько кругов без серьезных потерь (а может быть и вовсе что-то выиграть, ведь он бы не попал в трафик), но в итоге все закончилось плачевно: сход из-за убитой резины, ресурса которой не хватило совсем чуть-чуть.
Самым последним из останавливавшихся в боксах один раз стал Серхио Перес. О гонке мексиканца говорилось вчера, так что повторяться смысла нет. Стоит отметить лишь, что пилоту «Заубера» серьезно помогли свежий комплект «харда», на котором он сумел в самом начале гонки ехать в очень приличном темпе, не самая плохая стартовая позиция (Чеко начал с 12-й позиции – выше, чем все остальные, принявшие решение стартовать на «харде»), бережное обращение болида с шинами, ну и, конечно, собственный талант – куда уж без этого.
Инцидент с участием Феттеля и Алонсо
Этот момент остался на закуску – кое-что в нем показалось заслуживающим внимания.
Сперва я хочу обратить внимание на то, что решение по данному инциденту было вынесено стюардами достаточно быстро – по ходу заезда. Это важный момент, поскольку в спортивном регламенте четко сказано, что решение по ходу гонки выносится лишь «в случае полной уверенности в том, что гонщик нарушил правило» – если же стюарды сомневаются, то они дожидаются окончания заезда, а дальше занимаются итоговым разбором эпизода с привлечением (по необходимости) самих пилотов.
Так что тот факт, что стюарды наказали Феттеля проездом по пит-лейн, говорит о том, что они были на 100 процентов уверены в своей правоте.
Между тем, инциденты, подпадающие под формулировку «выдавливание гонщика за пределы трассы» (подпункт E пункта 16.1 спортивного регламента), в прошлые годы были не настолько простыми, чтобы решение по ним принималось скоро. И все же в нашем случае все произошло достаточно быстро.
Конечно, причина – в ужесточившихся правилах относительно обгонных маневров. После историй с участием Нико Росберга в этом году в «Формуле-1» решили пересмотреть права защищающихся и дать больше шансов на завершение маневра тем, кто преследует конкурента. Если раньше атакующему требовалось просунуть в поворот полкорпуса машины, чтобы считаться хозяином положения, то сегодня достаточно лишь поравняться с задними колесами болида соперника.
Если взглянуть на этот кадр из телетрансляции (прошу прощения за качество), то мы обнаружим, что Себастьян Феттель не успел закрыть калитку Фернандо Алонсо, и это значит, что дальнейшее движение немца влево уже воспринималось как попытка «выдавить гонщика с трассы».
Полагаю, что с момента начала разбора инцидента дирекцией гонки у «Ред Булл» было время сообщить ФИА о том, что это не так и что Феттель не выдавливал соперника (потому что, например, не видел его в зеркалах), однако аргументы тим-менеджера, видимо, оказались настолько слабыми, что парни из Милтон-Кейнса решили не настаивать на невиновности Себастьяна.
Более того, у меня возникла мысль (из серии конспирологических теорий), что в «Ред Булл» хотели скорейшего разрешения ситуации. Возможно, к моменту инцидента команда уже знала о проблеме с генератором на болиде действующего чемпиона и предполагала сход. В таком случае затягивание вынесения вердикта могло Феттелю только навредить – если бы после заезда Себастьяна признали виновным, то он наверняка получил бы штраф в виде потери пяти позиций на старте Гран-при Сингапура. Так что не исключено, что «Ред Булл» сразу после происшествия дал ФИА знать, что Феттель прекрасно понимал, что он делает (объяснения немца после финиша гонки это косвенно подтверждают).
Кстати, нынешнее решение стюардов вновь коснулось темы наказания и поощрения действий гонщиков – эта история стара как мир, и мы уже не раз ее обсуждали, однако после некоторых размышлений я пришел к выводу, что все не так уж и страшно. Федерация заняла достаточно жесткие позиции и нещадно штрафует спортсменов за нарушения, однако гоночных инцидентов меньше не стало. И борьбы – тоже.
Речь не только о пилотах вроде Грожана или Мальдонадо, которые порой ведут себя словно в GP2, но и о лидерах: в этом году мы видели несколько захватывающих моментов, вроде обгона Райкконеном Шумахера в «О’Руж» или корректной борьбы Алонсо с Уэббером, и есть ощущение, что эти баталии стали возможны потому, что пилоты топ-команд притерлись друг к другу. Они знают, на что способны главные конкуренты, и что могут друг другу доверять.
Но даже в таких условиях избежать того, что случилось между Алонсо и Феттелем, нельзя – оценка пределов дозволенного будет происходить постоянно. Однако, по крайней мере, Фернандо теперь знает, что Себастьян с ним церемониться не будет.
Ход Гран-при Италии
Да чего уж там, такими темпами достаточно будет просто подъехать к машине соперника сзади и последний автоматически получит проезд по питлейн за создание помехи... В такой Ф1 ни Сенна, ни Мэнселл, ни Прост, ни Пике не стали бы теми, кем они являлись...
Не согласен.
1. Если сравнивать эпизод, с аналогичным 2011-го года, мы увидим что расстояние от края полотна до болида обгоняемого одинакова. Значит Феттель оставлял Алонсо столько же пространства, сколько оставил Алонсо ему в 11-м году и Алонсо . Сравните точку на трассе, где пошел в обгон Фет и где пошел в обгон Алонсо. Феттель до входа(!) в поворот, начал атаку и в поворот входил уже бок о бок с Алонсо. Из-за этого Алонсо приходилось проходить поворот по вынужденной траектории, с учетом того что слева параллельно находится болид Феттеля. Алонсо мого только всем корпусом выдавливать Фета. Что он и попытался сделать, но вовремя остановился.
А теперь смотрим атаку Алонсо. Фернандо полез уже в самом повороте, что изначально было слишком оптимистично. Феттель не менял(!) траекторию и не поворачивал руль в сторону Алонсо. Внешнюю сторону трека, никто не занимал. Соответственно Феттель распускал болид по оптимальной траектории. Вот на сколько успел пролезть нос Алонсо, на столько и успел. Дальше, ему пришлось выезжать всеми колесами за пределы трассы. Феттель не ожидал, что 2-х кратный совершит ляп в стиле Мальдонадо. Алонсо сам виноват в своем вылете. Он не рассчитал свой маневр:)
хотя в вашем случае, правдоподобны исключительно только ваши версии - тут дело даже не в генераторе)))
Это так, так же это зависит от класса пилотов, они не совершают глупых ошибок. Например несколько аварий Шумахера в последних сезонах происходили потому, что он порой не рассчитывал неожиданных, малоадекватных с тч опытного пилота маневров, тк не привык к подобному.
Или в той же Монце мы видели насколько филигранно отруливает Райконен, контролируя буквально сантиметры машины на огромной скорости. 5 из 10 молодых пилотов в тех бы ситуациях пошли бы на контакт который завершился бы неизвестно чем.
Это так же говорит о том, что эмоции у них превалируют над разумом, и пока такое будет продолжаться они не смогут реализовать и существенно развивать возможный потенциал.
Бугога, идите лучше лишний раз помолитесь. А то тучки сгущаются над «луналиким». И будет вам еще один эпический фэйл радиолюбителя и недо5тикратногочемпиена :)))))))))))
#F1 Sky Sports F1 Pundits On Vettel - Alonso Incident
Anthony Davidson : «Vettel was in the wrong. There was still a gap [last year] between the two cars. Fernando gave Vettel a lot more room and then straightened up the car once he saw Se
bastian off the circuit.»
Johnny Herbert : «It was a little bit over the top. It was just too much. You have mirrors and when you look into those mirrors you can see if there is someone there. He didn’t seem to do that and he just kept on going. He’s very aware if Fernando’s there or not and he just overpushed it. Maybe it was a driver error or mistake but I think that they [the stewards] did the right thing.»
Martin Brundle : «Every time I see it, it looks a little bit more naughty from Vettel. The stewards have lots of extra data and GPS to see exactly where the car has been on every lap and they clearly feel he force Alonso off the track.»
:-)
+100!!!
Все больше нынешняя Ф1 начинает напоминать онлайн чемпионат по симрейсингу.
Фитиль вот и бесится, забрали у мальчика мега игрушку, а побеждать на такой же как у всех машине то и не получается....
хоть одно радует)))
Тогда задачка специально для вас: сколько времени прошло между моментом выхода Алонсо из слип-стрима и моментом прохождения Феттелем апекса Курва Гранде с учётом того, что скорость на этом отрезке была около 310 км/ч?
Специалисты Рено сказали, что неск кругов за пейсом даже продлили ему жизнь!
Это Марко с пальцем орали, что пейскар выпустили специально и вообще он нам все сломал ;))
Дмитрий, замедленные стоп-кадры и повторы - это конечно хорошо, но вспомните, что всё это было на скорости за 300 км/час. Да. у пилотов Ф-1 феноменальная реакция, но и Вероника и некоторые другие читатели вашего блога правы - у Себа не было абсолютно никакой физической возможности среагировать на чрезвычайно резкий даже по меркам Ф-1 нырок из-за его спины Алонсо, причём уже на самом апексе. Как уже верно кто-то подметил, в 2011 Феттель начал обгонный манёвр метров за 100 до входа в поворот и поравнялся с Фернандо аккурат на апексе.
У атаки испанца не было шансов на успех, ибо начал он её очень поздно.. то ли решил слип-стрим использовать по максимуму, то ли расстояние не рассчитал, но то, что он оказался на траве - полностью его собственная вина. Манёвр Себа - 2011 был очень и очень авантюрен, но здесь всё было просто на грани здравого смысла.
Чтобы сразу расставить точки над ё - ни в малейшей степени не являюсь болельщиком Феттеля. Его поведение в Турции 2010 было отвратительно, были и другие эпизоды и вообще парню надо учиться достойно проигрывать. Впрочем это характерная черта всех великих чемпионов (по молодости), а потенциально Себ может затмить всех своих великих предшественников.
Но здесь его наказали несправедливо. Очень напоминает 1994 год. Не удивлюсь, если к концу сезона он достанет Алонсо (которому наоборот в этом сезоне зелёная улица), то ФИА докопается и до толщины планки на днище а-ля Бельгия-94 :)
Понятное дело, что к Ф-1 я не имею никакого отношения, кроме того, что это мой любимый вид спорта, который смотрю, начиная с Испании-92. И кроме прокатного карта ни на каких гоночных машинах не ездил. А здесь есть такие, кто ездил? Но ведь есть очень много видео, литературы о поведении болидов Ф-1 в высокоскоростных поворотах...
Знаете, первое впечатление чаще всего самое верное. А оно было такое, что Алонсо выскочил из слип-стрима очень поздно и мог бы нормально пройти поворот только если Феттель вообще ушёл с траектории. А была ли у него такая возможность, если дело происходило уже на апексе? Боюсь, что и времени у него было очень мало, чтобы среагировать на появление выскочившего слева Алонсо в крохотном, да к тому же трясущемся от вибраций зеркале заднего вида.. Да и как это не парадоксально, если бы он каким-то чудом успел брать ногу с газа и одновременно резко принял вправо, то могло парня и вообще снести с трассы из-за резкой потери прижимной силы. В общем опасную ситуацию спровоцировал сам Фернандо.
Если конкретно по приведённым цитатам, то Дэвидсон упускает из виду разницу между началом атаки в 2011 и 2012 годах, Херберт не учитывает, насколько поздно Себ мог увидеть что-то красное в левом ЗЗВ. Наибольшее уважение из этой троицы вызывает Брандл, но опять таки, ведь Феттель, обороняясь, мог каждый раз выбирать разные траектории входа в повороты и сравнивать, что он делал на предыдущем круге, не совсем корректно.
А может это особенности пилотирования Себа? Ну вон как Кими в свое время палил движки как спички из за агрессивной манеры обращения с ними.
Ну как не зря же ему говорили строгим таким голосом в начале гонки, хорошо охлаждай болид, а после гонки почти таки орали, останови машину не убей двигло.