8 мин.

«У меня есть ответ на любое действие». Кайри Ирвинг – лучший дриблер в истории НБА

Возвращение Кайри Ирвинга в состав «Бруклина» уже стало значимой вехой регулярного чемпионата-2021/22. Дело не только в повышении шансов на чемпионство «Нетс», демонстративной непоследовательности действий руководства клуба и других глобальных процессах, связанных с восприятием личности короля теорий заговоров НБА. Просто Кайри – один из самых зрелищных игроков Ассоциации, тот, кто присутствием на площадке превращает десятки владений команды в атакующий аттракцион невиданной щедрости. И теперь он снова с нами.

Главный тренер «Портленда» Чонси Биллапс недавно назвал Ирвинга «самым умелым разыгрывающим в истории», подчеркнув, что речь идет исключительно о мастерстве и навыках. С чемпионом 2004 года в составе «Детройта», который тоже слыл довольно умелым первым номером, конечно, можно поспорить. Даже в современной лиге найдутся конкуренты, которые бросают лучше, хотя в коллекции Кайри имеется прошлогодний сезон с элитной процентной линейкой 50-40-90 для бросков с игры, трехочковой дуги и линии штрафных соответственно; есть те, кто гораздо сильнее в розыгрыше; достаточно и защитников, превосходящих рожденного в Австралии баскетболиста в обороне.

Однако звезда «Бруклина» действительно славится как минимум одним уникальным навыком, аналогичного которому, возможно, никогда не встречалось в НБА не только среди защитников, но и на других позициях: Ирвинг обладает лучшим дриблингом в истории игры.

Мастерство владения мячом, количество обманных движений и качество их исполнения – все это встречалось уже и у других спортсменов. Но то, как Кайри использует весь арсенал умений в каждый отдельный момент времени и особенно перед завершением – беспрецедентно.

Несколько лет назад дриблинг первого номера драфта-2011 сравнивали с ведением мяча Стефена Карри. «Эти парни на другом уровне. Даже я не владел мячом так, как они», – отзывался о защитниках Аллен Айверсон. Но все же время подчеркнуло различия между двумя звездами. 

В руках Стефа рваный дриблинг всегда был средством создания комфортных условий для броска – главного оружия лидера «Голден Стэйт». Заметно, что сейчас Карри прибегает к ведению гораздо реже, поскольку с опытом научился лучше находить пространство для завершения: с помощью неустанного движения, видения площадки и доверия плеймейкеру Дрэймонду Грину. 

Для Ирвинга же искусный дриблинг не имеет определенной конечной цели. Он использует обманные движения как естественный ответ на любое действие противника: выставленную вперед руку, неправильный поворот корпуса, потерю концентрации. 

«Хочу, чтобы все понимали, что совершаемые мною обменные движения – это простые движения. Я делаю их в темпе в качестве ответа на что-то. Эти движения используются только тогда, когда передо мной возникают определенные обстоятельства, когда кто-то пытается создать мне проблемы. В таком случае я всегда меняю скорость и направление движения, чтобы вывести соперника из равновесия.

У меня есть ответ на любое действие», – объяснял Ирвинг.

То, что мы подразумеваем под красивейшими каскадами финтов, в случае Кайри является непременным продолжением обычного для него ведения мяча: кто-то во время прохода может протаранить плечом и корпусом половину состава соперника, а вот Ирвинг способен обвести всю чужую пятерку, начиная со своей половины. Да, порой в ущерб командной работе, где своевременная передача имеет не меньшую ценность. Но сейчас 188-сантиметровый баскетболист играет в «Нетс» Стива Нэша, и лучшего полигона для демонстрации индивидуальных талантов не найти.

«Он использует обе руки, играет ловко и с выдумкой. Кайри постоянно меняет скорость, чтобы люди теряли устойчивость. Он обладает сверхъестественной способностью двигаться в определенном направлении, резко останавливаться на клочке земли, переводить мяч слева направо, справа налево и при этом все равно сохранять равновесие и преодолевать защиту. Его действия невозможно предугадать. Ты просто не знаешь, что он провернет дальше», – рассказывал Стеф.

О том, что продвинутые навыки ведения дают неоспоримые преимущество, Ирвинг узнал еще в восьмом классе школы. Годами он отрабатывал всевозможные баскетбольные элементы со своим отцом Дредериком, ранее игравшим профессионально в Австралии. «Не подстраивайся под мяч, пусть мяч подстраивается под тебя», – кричал на тренировках Ирвинг-старший.

«Все спрашивают, что я делал в детстве, чтобы научиться так водить мяч. Я всегда отвечаю, что сначала просто тренировал обычные движения: кроссоверы, переводы под ногами и за спиной. Затем работал над комбинациями элементов в ситуациях один на один. Все самостоятельно. Таким образом я находил ответы на каждое отдельное действие противника, всегда был готов провести последовательность не только двух обманных движений, но и трех, четырех, пяти – сколько бы ни понадобилось.

Всегда необходимо иметь в запасе несколько движений на всякий случай. Пусть защита пытается угадать. Не хочу, чтобы парни могли посмотреть нарезку видео и узнать, что я сделаю дальше. Если они угадывали мои намерения, я совершал еще два-три движения, чтобы обыграть их. Вот чему я учился», – вспоминал Ирвинг.

Перед тем как отыграть первый матч в НБА Кайри начал сотрудничать с тренером Майкой Ланкастером, который уже работал с 15 игроками лиги, включая Дуэйна Уэйда. Идея Ланкастера заключалась в том, чтобы сделать каждую тренировку тяжелее игры с помощью чрезмерного давления и хаоса вокруг. 

«Мне хотелось, чтобы Кайри больше сосредоточился на способности действовать обеими руками не только при непосредственном ведении мяча, но также и при защите мяча свободной рукой. Чтобы он активнее мешал защитникам в то время, как ведет мяч. Также мы много фокусировались на его ногах, пытались перенести студенческий стиль игры в профессиональный баскетбол с помощью работы ног», – рассказывал тренер.

Одним из вызовов для Ирвинга в 2011 году стала тренировка резкой остановки – особенно важного умения в лиге, где у тебя не так уж много пространства. 

«Он всегда был хорош в том, что касается смены темпа, так что мы сконцентрировались на остановках – раньше это давалось ему с трудом. Теперь же он способен в любую секунду ударить по тормозам. 

Многие игроки способны постепенно скинуть скорость: как автомобиль с 60 миль в час до 40, затем с 40 до 20, с 10 до 0. Но он научился тормозить, как сразу с 60 до 0. Думаю, это то, что на самом деле выделяет его на фоне других: не только его руки, но и ноги, с помощью которых он моментально останавливается и меняет направление», – уверял Майка.

Работа ног также позволила баскетболисту уверенно чувствовать себя вблизи кольца. Развороты с мячом, умение протиснуться между игроками или отпрыгнуть назад делают его в переполненной «краске» столь же непредсказуемым, как и на свободном пространстве. В прошлом сезоне защитник «Нетс» попадал почти 60% бросков на дистанции до 2,5 метра от кольца.

«Я могу добраться до нужной точки с одним ударом мяча в пол, а могу и вообще обойтись без ведения. Владение мячом дополняется работой ног. Я осознал, что выступаю гораздо эффективнее, когда интенсивно работаю не только ладонями, но и стопами. Тогда у меня получается обманывать оппонентов движением головы и плеч, даже взглядом», – признавался Ирвинг.

В 2012 году Кайри помогал готовиться к Олимпиаде в Лондоне основному составу сборной США и принимал участие в тренировках национальной команды. Уже тогда его умение обыгрывать на себе испытали и Кевин Дюрэнт и Кобе Брайант.

Навыки Ирвинга оценил даже главный шоумен НБА на стыке тысячелетий – Джейсон Уильямс по прозвищу Белый шоколад:

«Думаю, Кайри водит мяч лучше всех в истории. Он способен добраться до любой точки на паркете и использует малейшие разрывы в обороне. Он очень быстр и вдобавок завершает обеими руками».

После каждой тренировки с одноклубниками защитник еще 15-20 минут занимается индивидуально и оттачивает контроль над мячом. В основном такие занятия направлены на увеличение скорости работы рук и отработку новых комбинаций движений. Часто после двух-трех финтов Кайри останавливается и совершает бросок в прыжке. То же происходит и за 10-15 минут до начала предматчевой подготовки команды. Ирвинг просит тренеров защищаться против них и пробует новые приемы. Идеи для обыгрыша не всегда приходят из практики, нередко они возникают в воображении баскетболиста.

«Я подхожу к этому творчески. Пробую различные комбинации, множество движений и превращаю тренировку в работу, от которой получаю удовольствие.

Когда опекающий тебя игрок не догадывается о твоих планах – это весело. Всегда можно пойти в проход, бросить, отдать передачу», – признавался Ирвинг.

Умение сохранять намерения в тайне и при этом нагнетать на ведении позволило Ирвингу попасть главный бросок в карьере – в седьмой игре финала 2016 года через Стефена Карри меньше чем за минуту до конца встречи. Стеф до последнего остерегался прохода и пятился, а Кайри даже сделал обманное движение вперед, которого и хватило для разрыва дистанции и комфортной попытки.

Несомненно, многие из нас не согласны со взглядами Кайри Ирвинга на окружающий нас мир. Но он привносит на паркет частицу истинного баскетбольного искусства, и за это заслуживает настоящего признания. Он – великий мастер ведения мяча.

  

Отстраненный из-за отказа прививаться Кайри Ирвинг скоро вернется в «Бруклин» – благодаря новому витку пандемии. Что за парадокс?

Непривитый Кайри Ирвинг сыграл первый матч в сезоне после отстранения, но победу «Бруклина» едва не украл сумасшедший Лэнс Стивенсон

«Финикс» – надежда для всех. 10 лет были худшей командой НБА, а потом за год стали претендентом на титул

Фото: Gettyimages.ru/Andy Lyons