5 мин.

Дайте тайм-аут!

Признаюсь, перед стартом Гран-при Китая мне хотелось спокойной, может даже где-то скучной гонки. Потому что трясет «Формулу-1» в последнее время фундаментально: пелотон уже перевернулся с ног на голову, соперники скандалят, размахивают в суде моделями диффузоров, друг друга называют какими-то не совсем цензурными словами, с командных мостиков летят головы, а «Макларен» не то вооружается, не то разоружается перед Всемирным советом ФИА, который пройдет через десять дней. Хотелось чего-то стабильного – пусть даже это был бы дубль «Брауна», какой-то передышки на уже взятой высоте перед тем, как нестись покорять новые. Не сложилось…

Увидев на экране дождь и в одночасье расставшись с эгоистичными планами на гонку, я первым делом подумала: «Вот он шанс для чего-то новенького!» Под новеньким в тот момент по вполне понятным причинам фигурировала «Тойота». Во-первых, команда страстно желает выиграть, причем, чем раньше, тем лучше, что, скорее всего, связано с необходимостью определяться с целесообразностью программы в «Формуле-1», которую предательски покинула «Хонда». Во-вторых, «Тойоту» под дождем мы видели еще на тестах, где Тимо Глок заставил говорить о TF109 как о самом быстром болиде на мокрой трассе, а «Ред Булл», который тоже подошел бы под определение «чего-то новенького», и в Хересе тогда отнюдь не блистал, да и в промокшей Малайзии впечатления не произвел. Не «не успел произвести», а именно не произвел, в то время как Глок стал одним из героев гонки. В-третьих, вчера на разборе квалификации я совершенно несправедливо проморгала затаившегося на шестой позиции с приличным запасом топлива Ярно Трулли, которому старт под сэйфети-каром предоставлял шанс не отпустить слишком далеко «Брауны». Но и с «Тойотой» не сложилось, хотя нельзя не отметить самый значительный прорыв сквозь пелотон в исполнении все того же Глока. Эх, не будь суббота немца столь неудачной!

Зато дождь в определенной степени подтолкнул в первой победе и даже сразу дублю «Ред Булл». В сухой гонке их стратегия трех пит-стопов – сегодня Хорнер уже не прикрывал ее определением «агрессивная» – все-таки вызывала серьезные сомнения. Все же не настолько быстры были Феттель и Уэббер в третьем сегменте квалификации (с весовой коррекцией и в самом деле медленнее «Браунов»), чтобы оправдать дополнительную остановку в боксах. Но из-за погоды и машины безопасности пришлось отказаться от сомнительной стратегии в пользу стандартной, да и по мокрой трассе им просто не нашлось равных, что Себастьян лишний раз подчеркнул, опередив на только что дозаправленной до конца гонки машине легкого, собиравшегося через круг в боксы Баттона.

Впрочем, эти вспомогательные факторы ни в коей мере не умаляют заслуг пилотов. Чтобы дистанция не стала для Феттеля слишком одинокой, пейс-кар подбрасывал ему соседей как раз в самые неподходящие моменты. Страшно представить, каким мог бы стать отрыв Себа к первой остановке в боксах, если бы девять кругов из пятнадцати, прошедших до пит-стопа, пелотон не водил за собой «Мерседес» с мигалками. Потому что за оставшиеся шесть немецкий гонщик улетел вперед аж на 19 секунд! Естественно, за такие достижения он заслуживал вознаграждения, но второй выход машины безопасности съел преимущество, и все пришлось начинать заново.

После обидного схода в Малайзии две недели назад сегодня он был тем самым Себастьяном Феттелем, с которым мы познакомились на Гран-при Италии прошлого года: безошибочно пилотирующим болид, фантастически быстрым, держащим гонку контролем, как будто всю жизнь только и делал, что их выигрывал. Да и Эдриан Ньию построил хороший болид, для дождя и «человека дождя» как минимум. Но готов ли RB5 обыгрывать соперников и на сухих трассах, или как в случае с Фелипе Массой, выигрывавшего только с поул-позиции и только на особых автодромах, мы будем год ждать смены начальных условий, при которых возможна победа? Что ж, как бы там ни было, дождевые Большие призы (пусть даже с поулов) всегда ценились в разы больше, нежели способность конвертировать наилучшую стартовую позицию в финишную аналогичного достоинства.

Раз уж зашла речь о бразильском гонщике «Феррари», совершенно невозможно не отметить его гонку в Шанхае. Фелипе и дождь – это такая история, которая никогда не знаешь, чем закончится. Может многочисленными пируэтами в стиле прошлогоднего «Сильверстоуна», а может и уверенным отрезком а-ля Монако-2008. Сегодня, даже несмотря на вылет под сэйфети-каром (знал, знал Смедли, что не избежать прогулки, когда предупреждал своего подопечного, чтобы от не рвался возвращать себе позицию!), был как раз тот случай, когда Фелипе нужно хвалить. Не уверена насчет возможности подиума, который, по словам Доменикали, сегодня упустила команда (ну как они собирались удержать за задним крылом Марка Уэббера?), но лучшее место среди всех не «Браунов» и не «Ред Буллов» при условии, что и в дальнейшем Масса не соскочит с программы сегодня-я-хорошо-еду-в-дождь, вполне могли ухватить. Поэтому ругать «Феррари» сегодня не хочется. Технические поломки, конечно, всегда остаются на совести инженеров, но, по крайней мере, в Китае «алый» командный мостик избежал экстравагантных решений вроде переобувок в промежуточную резину, или дозаправок на пятом круге гонки.

Несмотря на то, что Льюис Хэмилтон уже третий Гран-при подряд проводит весьма достойную чемпиона гонку на недостойной его ранга технике – несколько вылетов и разворотов, так и быть, не в счет, мне в воскресенье больше понравился Хейкки Ковалайнен. Спокойно, без заметных ошибок, без убийства резины, которое можно поставить в упрек его напарнику, финн с 12 позиции прокрался на пятую. Второй по значимости подъем в пелотоне, но, что главнее, – наконец-то финиш, а не сход на первом круге. Приятно также, что «ради одного очка» хотя бы в этот день никто не стал рисковать ничьей репутацией…

Вообще вторым прорывом дня должен был стать Адриан Сутиль. Признаюсь, когда болид «Форс-Индии» нарисовался в очковой зоне, я долго не могла поверить, что он собирается там задержаться и не уйдет сейчас в боксы. Поэтому тактику немца не похвалить просто невозможно. Это на самом деле было два пит-стопа, но первый прошел еще на четвертом круге – издержки непродуманной возможности стартовать с пит-лейн, а второй пришелся на момент возвращения машины безопасности на трассу. Рискованно, но в итоге гениально. В конце концов, Баррикелло тоже не менял покрышки на последней дозаправке, доказывая, что 37 кругов на них – не проблема. Ни в одной команде больше до такого не додумались, а Адриан тем временем пожинал плоды в виде добровольно оставленных соперниками позиций. В общем, немножко необычных условий, и команда может набрать долгожданные очки. В Монако-2008 тоже капало, и Сутиль так же оказался на высоте. Но действующие чемпионы мира на хвосте как-то дурно на него влияют – предлагаю пропускать их вперед от греха подальше!

Наконец, Буэми продолжает набирать очки, как в личном зачете, так и глазах зрителей. Столкновение со старшим болидом «Ред Булла» под сэйфети-каром да на мокрой трассе вызывает определенные ассоциации с Гран-при Японии-2007 – прямо по стопам Феттеля идет парнишка…

… А желанная передышка – может она состоится в Бахрейне? Эдакое затишье перед технологической бурей, которая намечается в Барселоне. Если только не грянет еще одна песчаная буря.