14 мин.

Метод Франкенштейна

В жизни порой случаются неожиданности. Да что там порой – постоянно. Без них было бы скучно жить, хотя иногда хочется вежливо попросить: «Уважаемые неожиданности, возьмите, пожалуйста, паузу».

Но сюрприз сюрпризу рознь. Вот, например, «Summertime» в исполнении Моррисона – это неожиданно и талантливо.

А 4-3-0-3 от Семина – это неожиданно, но настолько же непонятно, насколько и провально.

Перед стартом сезона в студии «Радио Зенит» я выдавал авансы «Локомотиву», относя его к одному из очевидных претендентов на «золото». Казалось бы – шумная селекция, правильные паспорта – что еще нужно, чтобы встретить старость? Но к моменту, когда состав железнодорожников почти окончательно определился, в хохлатым долбоносиком голову начала стучаться мысль: а как же Семин собирается играть в атаку? И главное кем? В «Локомотиве» отсутствует полноценная «десятка». Алиев на эту роль не подходит даже близко, что подтверждает и статистика – в четырех матчах укро-русо-азербайджанец не сделал ни одной голевой передачи. Место Торбинскому на поле как нашел когда-то Хиддинк, так лучше никто больше придумать и не смог. И место это отнюдь не центрального атакующего полузащитника. Кто сказал «Тарасов»? Ну-ну...

Поэтому-то и выглядела игра москвичей в начале сезона, скажем так – странно. Неожиданно. А ведь возвращения Юрий Палыча все, особенно фанаты красно-зеленых, ожидали уж если не как второго пришествия, то уж как Бодхисаттвы точно. И вот Бодхисаттва пришел. С юга. В чем смысл, мы не можем понять до сих пор.

Дуайен вернулся весь в белом, но все изначальные «ку» уже в этом году начали забываться, уступая место сомнению. Семин стал еще более эмоциональным, всюду видящим заговоры, но этот сезон он пока заваливает. Вот и в Петербург он приехал, придумав такую схему, в которую Спалетти не мог поверить целый тайм. Как и Одемвинге. Если четыре защитника – это вполне в духе времени, то выпустить трех опорных при трех же нападающих – оригинальность этого решения перевесила удивление современников Михелса, после того как последний представил миру свой «тотальный футбол».

И вот монстр Семина вышел на газон «Петровского», чтобы попытаться... Не знаю даже что.

Фанаты гостей привезли золотистое полотно. Масштабно, скучно. Но сектора хозяев приезжих проигнорировали, только на 16-м выложили «модульную» акцию.

Минута молчания перед стартовым свистком была нарушена одинокими скандированиями. На мой взгляд, здесь вопрос воспитания и обычного уважения: хотя покойный президент Польши и не отличался (мягко говоря) любовью к нашей стране, попытка выразить свое негативное отношение покойнику – это как минимум неприлично и глупо.

А игра с самого начала предстала каким-то безумием. Выстроенная Семиным схема оказалась хороша для действий без мяча: ошибки КРижанаца и Ломбертса в передачах были вызваны тотальным прессингом, который «Локомотив» устроил с первых же минут. Здесь пригодились и три опорника, и три нападающих, которые бегали за защитниками хозяев так, словно за халтуру им грозил как минимум расстрел. «Зенит» оказался не готов к такой активности гостей, и здесь не слишком удачно сыграл Зырянов, которому стоило бы предлагать себя куда как чаще.

Сычев, отправленный на левый фланг, чувствовал себя на нем как в ссылке. Действовать от бровки он никогда не умел, какие предпосылки у тому, что вдруг прямо сейчас научится, увидел Семин – вопрос к наставнику «Локо». Но, боюсь, пришлось бы кому-нибудь задать его, ответ будет далек от парламентской лексики.

Одемвинги же с самого начала откровенно «забил» на схему главного тренера. На фланге он ощущает себя немногим лучше Сычева, но главное – грандиозный разрыв между нападением и полузащитой оказался настолько очевиден, что татаро-нигериец по собственной воле опустился на место атакующего полузащитника. В противном случае мяч в нападение гостей мог просто не дойти.

Надежда на то, что фланги смогут закрыть крайние защитники, что позволит нападающим уходить в центр, не оправдалась. Тот же Янбаев оказался связан Быстровым, который перехватил инициативу на бровке. В итоге в этой паре солировал именно Быстров, Янбаев был вынужден больше бегать за ним, а не вести свою игру.

А Траоре в роли наконечника этого «тарана» выглядел так, словно на тот самый таран надели большую подушку. Судорожные попытки Одемвинги придумать что-то осмысленное впереди разбивались о полную апатию и вялость малийца. Вообще в таком состоянии и с таким желанием я бы ему даже картошку копать не доверил – не хватило бы ни техники, ни понимания, что нужно делать.

С Траоре, кстати, – это не только порок придуманной Семиным схемы. Не ясно в принципе, что малиец делает в коллективе, заявляющем претензии на золотые медали чемпионата. Этот факт, похоже, удивляет и самого Траоре.

Вообще идея Семина не очень ясна. Поставив малоподвижный забор из трех опорных, он должен был обеспечить активную игру на флангах. Но именно этого и не произошло, да и не могло произойти просто потому, что состава на такую схему у «локомотива» нет. В итоге же гости начали заваливать бровки на своей половине поля, а останавливать разгон зенитовских атак пришлось фолами. Егоров, конечно, взял излишне резкий старт в самом начале встречи, но уж если задал такую планку, то Шарлеса надо было удалять. Хотя, повторюсь, – первые карточки были спорными.

При этом «Зенит» весь первый тайм не мог подобрать нужные контрмеры против такой игры «Локомотива». Вроде бы в атаке гости ничего не показывают, если не считать опасный удар Сычева после срезки Ломбертса, но и свое нападение хозяевам какое-то время развернуть не удавалось. Прессинг – он весьма эффективен, если в нем участвует вся команда. Железнодорожников хватило почти на 40 минут.

Главное, что удалось «Локомотиву» до перерыва – заставить зенитовцев терять мяч. Это позволяло создавать видимость давления, но опять же повторюсь: атака силами двух с половиной игроков обречена на провал. А Тарасов, Дуймович и Шарлес появлялись в штрафной хозяев только во время Парада планет и то только с визитом вежливости.

А концовка тайма прорисовала будущее преимущество «Зенита» в осмысленной игре, которое ярко проявилось во втором тайме. «Локомотив» прижался к воротам даже без шансов на контратаки.

В концовке хозяева во главе с пресс-атташе требовали пенальти, но Егоров отказался даже от интервью, не говоря уже о свистке на точку.

Очередной баннер «Локомотива», на этот раз петербургского филиала.

Господа, ну наймите что ли художника уже. И купите краски, не все же фломастерами рисовать...

Второй тайм Гильерме проклял. Застольные песни теперь не для него – после этой игры он должен был остаться без голосовых связок – настолько часто и громко приходилось орать на своих партнеров. Минуты до 70-й «Локомотива» на поле не было, была некая команда, которая пыталась остановить атаки «Зенита», не предлагая ничего взамен.

Пресс «Зенита» же было не остановить. Не помогали ни нежные уговоры...

...ни жесткая борьба.

Кстати, о Кержакове. Споры о его полезности команде вообще и в этом матче в частности не стихают. У редакции этого блога тоже есть, что заявить по данному поводу.

Форма Кержакова на сегодняшний день далека от его собственных возможностей. Прежде всего – форма головы, поймите правильно. Очевидно, что Спалетти сейчас ломает своего подопечного заставляя его играть на команду. В свое время это удалось Рамосу, и нападающего хватило даже на первую половину своего динамовского периода карьеры. Но с уходом Семшова и Данни и в отсутствии нормального распасовщика в прошлом году Кержаков вновь свалился на 4Б по поводу и без повода.

Даже Егоров с интересом наблюдает за перевоспитанием обладателя Кубка УЕФА не в составе «Зенита».

Между тем преимущество «Зенита» становилось все более ощутимым. Быстров должен был забивать уже в самом начале второго тайма.

В свете борьбы с инвективной лексикой на стадионах и применительно к этому кадру вспоминается старый анекдот про «что ж ты, рядовой Петров, своему боевому товарищу расплавленным оловом на лоб капаешь...»

А Кержаков, словно вспомнив о том, что Спалетти может и «двойку» в дневник проставить, выдал отличный пас на не менее отлично сыгравшего Лазовича. Серб успевает поднять голову и выдает пас в зону врывающегося вторым темпом Быстрова. Почему зенитовец оказался в гордом одиночестве – вопрос Янбаеву и Дуймовичу, но больше первому.

«Вова, не ходи на Вираж, они не поймут!» – как бы говорит Быстрову Данни. – «Я точно знаю, у меня татуировка!»

Тем интереснее было проследить за реакцией Семина. Но тот не стал перестраивать свою игру, понадеявшись, судя по всему на то, что просветление на кого-нибудь да снизойдет. Правда, Юрию Палычу все же стало ясно, что кое у кого на нирвану аллергия, поэтому заменил Траоре на Майкона. По тем минутам, которые бразилец провел на поле, ясно, что к выходу из сансары он явно ближе малийца.

Гол Быстрова традиционно засчитывается не до конца. На количество набранных очков это не влияет.

Вираж традиционно троллит Быстрова, Быстров в ответ на это традиционно забивает. Больше всего такое положение вещей устраивает людей нейтральных.

Хусти вместо Кержакова – ход Спалетти, который должен был усилить левый фланг, на который вышел никому пока не понятный Майкон. То есть эта замена вряд ли была вызвана неудовлетворенностью действиями именно Кержакова. Просто Лазович выглядел лучше, а подуставшему Губочану требовался свежий полузащитник, а не нападающий на месте инсайда.

Лазович при этом усилил давление непосредственно в штрафной, заставив Гильерме летать по вратарской.

Еще одно слагающее успеха «Зенита» – вынужденная замена Шарлеса. Ни Глушаков, ни Тарасов с опекой Данни не справились. Размен Семина давал некоторые плоды в первом тайме, хотя Данни Шарлеса переигрывал. Глушаков же сыграл бледной тенью своего желанного величия.

«А мог ведь оказаться в «Челси», честное слово!»

В трио опорников «Локомотива» роль дяди с головой играл Дуймович. Не было бы его, задумки Семина проявились бы в полной мере.

А фигура Тарасова, за которым по слухам в межсезонье гонялись ведущие клубы, – переоценена как и претензии «Локомотива» на «золото» на сегодняшний момент. Ему не хватает умения играть вперед, но и нет данных для игры назад. И это не означает, что он занимает позицию между опорным и атакующим, нет. Просто Тарасов – игрок весьма среднего уровня, которого неожиданно раскрутили то ли боссы «Москвы», то ли его агенты.

Удаление – это лишь один из закономерных итогов этого матча.

Опять же: можно спорить об обоснованности удаления. О справедливости результата, если вспомнить срезку в перекладину ворот Малафеева.

Но это будут разговоры об иррациональных материях, мы снова вернемся к разговору о справедливости, который в футболе нет и быть не может. Несправедливо то, что я пишу лучше Рабинера, и вообще моложе и красивее его, но он – всем известный журналист, а я лишь ведущий уютной днявочки. А в футболе имеет значение только счет на табло, а не его справедливость. «Рубин», если уж так говорить, выиграл у «Барселоны» не по игре, но стала ли от этого победа на «Камп Ноу» менее приятной для казанцев? Нет, конечно. А вот в матче на «Центральном» Бердыев уже переиграл Гвардиолу, но добился лишь нулевой ничьей. Справедливо?

И вот сейчас: лучше остальных пока выглядит именно «Зенит». Вроде как он больше всего достоин первого места. Но если его обойдет, например, Нальчик – кто вспомнит о справедливости, о «чемпионах по игре» и т.д? Нет, найдутся и такие, но мы их осудим публичным порицанием.

А у «Локомотива» задача сейчас – доиграть до перерыва в чемпионате. Семину же – прекратить эксперименты, порождений Франкенштейна в нашем футболе и так хватает. Играли красно-зеленые с двумя нападающими, так и попробуй Майкона под Сычевым с Одемвинги. Траоре же пусть вспоминает кубанские семечки на лавке, потому как на поле от него никакой пользы, только недоразумение.

А времени у Семина мало – в следующем туре странный, но все же ЦСКА.