8 мин.

Кристиан Хорнер: «Уверен, что «Ред Булл» хорошо подготовился к старту чемпионата»

Всю зиму Хорнер пожинал лавры победителя и собирал разнообразные награды от лица команды. Тем не менее, в «Формуле-1» нет времени на отдых, и все кубки, сейчас собранные в штаб-квартире «Ред Булл», не будут иметь никакого значения, когда в Бахрейне начнется квалификация к первому Гран-при сезона-2011. Подготовка к новому чемпионату началась не после гонки в Абу-Даби, а еще прошлой весной, когда Эдриан Ньюи и его коллеги определили основные параметры болида, который позже превратился в RB7.

Команда напряженно работала для того, чтобы успеть вывести болид на трассу уже на первых зимних тестах, а не выступать со старой моделью, как раньше. В конюшне настаивают на том, что работа над машиной завершилась в тот же день, что и в предыдущие годы, так что ускорить пришлось лишь сборку. Кажется, эта спешка не создала для команды никаких проблем – в первый день тестов в Валенсии Себастьян Феттель стал быстрейшим. Позже в «Ред Булл» потеряли некоторое время, меняя настройки педали для Марка Уэббера, тем не менее на трассе машина выглядела стабильно, никаких серьезных трудностей не возникало.

Но какова скорость RB7 относительно конкурентов? Как понять, по какой программе работала команда с начала тестов. Чтобы узнать настоящую расстановку сил, придется дождаться Гран-при Бахрейна.

«Пока все идет хорошо», – говорит Хорнер. «Думаю, это стало понятно уже по ходу первых испытаний. Учитывая, что над своей седьмой машиной «Ред Булл» пришлось работать в весьма сжатые сроки, нам удалось добиться внушительного успеха. То, что с болидом пока не возникло никаких проблем, внушает оптимизм».

В 2011 году к «Ред Булл» будет приковано пристальное внимание. Продолжать выигрывать после первого успеха всегда тяжело. Когда до последней гонки борешься за титулы, значительно сложнее сконцентрироваться на подготовке к следующему чемпионату, переключиться на работу над следующей версией болида. Тем не менее, этот принцип действует и с теми конюшнями, которые проиграли борьбу.

«Если бы мы не одержали победу в прошлом сезоне, все говорили бы, что в 2011-м мы обязательно должны добиться успеха», – уверен Кристиан. «Никто не отнимет наших достижений в 2010 году, но теперь дубль «Ред Булл» уже в истории. 2011 год мы начинаем в качестве действующих чемпионов. Это удивительное ощущение, но оно приносит с собой и дополнительное давление. В последние годы конюшни, выигрывавшие титулы, не смогли защитить их – взять хотя бы «Браун», «Макларен» или «Феррари». Мы хотим избежать спада формы. Коллектив потратил много сил на разработку RB7. Нельзя предсказать, чем закончится чемпионат, но мы уверены в том, что хорошо подготовились к старту.

Хорнер признался, что в сезоне-2010 было непросто распределить ресурсы между работой над новой машиной и доводкой RB6.

«Подобные трудности неизбежны, когда вы боретесь за первые места и все время развиваете болид. Ресурсы команд, особенно частных, ограничены. Но, на мой взгляд, мы неплохо справились, извлекли уроки из работы над машиной образца 2010 года. То, что команда успела подготовить RB7 к первым тестам, является плодом напряженной работы всех сотрудников.

Разумеется, в этом сезоне нас ждут серьезные изменения в регламенте и новый поставщик покрышек. Все это создает определенные трудности, кроме того, всегда есть вероятность того, что кто-то получит преимущество. Но не будем забывать, что и после чемпионата-2009 в правилах произошли серьезные изменения – введение запрета на дозаправки, влияние которого нельзя недооценивать. Так что нам остается лишь делать все, что в наших силах, и извлекать уроки из собственных ошибок. Тем не менее, никогда не знаешь, как идет работа у конкурентов».

Эдриан Ньюи и «Ред Булл» заслужили всяческих похвал за стремление к внедрению инноваций и за желание идти собственным путем, не копируя соперников. Есть ли в команде желание сохранить такой подход к работе?

«Главное – создать быстрый болид. Я помню, что в прошлом году после презентации RB6 многие называли машину неинтересной, упрекали нас в том, что она лишь незначительно развила концепцию RB5. Но этот болид позволил нам доминировать в чистой скорости на протяжении всего года. Мы вложили в RB7 огромные усилия и продолжим развивать модель по ходу сезона. Ситуация неизбежно будет меняться, все команды будут внедрять новинки, и сейчас мы находимся лишь в начале этого пути.

Интересно, насколько большие усилия команды приложили к работе над выхлопной системой. Внезапно в этой области появились совершенно неожиданные решения. Думаю, у всех конюшен есть свои планы по развитию машин. Вероятно, «Ред Булл» примет более консервативный подход, чем некоторые конкуренты».

Секреты конструкции RB6 достаточно долго оставались в секрете, поэтому вероятность того, что RB7 еще преподнесет несколько сюрпризов, весьма велика, будь то инновации, уже внедренные в болид, или разработки, ожидающие своей очереди.

В 2009 году «Ред Булл» не использовал систему рекуперации кинетической энергии, хотя проводил ее испытания, а потому знаком с ней чуть лучше некоторых соперников. Тем не менее, в этой области австрийской конюшне еще далеко до «Феррари» и «Макларена».

«Два года назад мы успешно протестировали KERS в Валенсии. Из-за ограничения веса и некоторых других факторов система не была установлена на машину. На тех тестах мы узнали много полезной информации, но все равно полагаемся на своих партнеров, так как не являемся экспертами в этой области – поэтому рассчитываем на сотрудничество с «Рено».

У нас отличные отношения с французской компанией, она оказала нам серьезную поддержку, и за зиму отношения стали даже более плотными. У них в распоряжении есть лишь ограниченное количество ресурсов. Скорее всего, KERS «Рено» тяжелее системы «Мерседеса». Но любая версия может принести максимум 80 дополнительных лошадиных сил, так что единственным недостатком ее использования является вес и вероятные проблемы с расположением в болиде. Мы приложили большие усилия к тому, чтобы как можно эффективнее встроить KERS в болид».

Как и все остальные конюшни, «Ред Булл» разработал регулируемое антикрыло. Хорнер не уверен, что оно должно без ограничений использоваться на тренировках и в валификации, но, в целом, доволен нововведением.

«Команды совместно с ФИА выработали наилучшее и самое безопасное решение. Конюшни представили регулируемое антикрыло как инновацию, призванную повысить число обгонов. Если им не будут злоупотреблять, поставленная цель будет достигнута.

Заднее антикрыло определенно является мощным инструментом. Ни один из пилотов не захочет входить в последний поворот, если его и преследователя разделяют лишь два корпуса! К этому гонщикам также придется привыкать».

Многочисленные новинки способны доставить неприятности действующим чемпионам, но самым непредсказуемым фактором являются новые покрышки. Учитывая то, что в конце прошлого года у «Ред Булл» был идеальный рецепт успеха, смена производителя резины стала неприятным моментом.

«Мы доверяем специалистам «Пирелли». У них большой опыт работы в автоспорте, они знакомы с «Формулой-1». Уверен, в предстоящем сезоне компания обеспечит нас качественной резиной. Разумеется, у них было очень мало времени для подготовки к чемпионату, но, думаю, они проделали отличную работу.

Ситуация видится мне немного ироничной. В начале 2010-го мы пытались добиться введения двух обязательных пит-стопов в гонке, хотели повысить зрелищность Гран-при, хотя всем казалось, что это предложение вызвано высоким износом резины на RB6. Но в итоге один обязательный пит-стоп даже сыграл нам на руку. Думаю, в сезоне-2011 мы увидим интересную борьбу. Покрышки станут одним из ее ключевых элементов, будет важно понять принципы их работы. «Пирелли» – отличный поставщик, и я знаю, что они справятся со своими задачами. Разумеется, компании придется постоянно развивать резину».

В прошлом сезоне «Ред Булл» почти упустил титул из-за внутрикомандного конфликта. Поддерживать хорошие отношения между гонщиками в обстановке столь напряженного соперничества всегда не просто.

«С опытом начинаешь понимать больше. Думаю, в 2010 году мы равно поддерживали обоих пилотов. Разумеется, были проблемы, такие, как ситуация с антикрылом в Сильверстоуне, которую пресса раздула до преувеличенных размеров. Подобных инцидентов лучше избегать. Но что замечательно в «Формуле-1» – можно учиться и на ошибках, и на успехах, этот спорт полон постоянных открытий!»

В конце прошлого года, находясь под огромным давлением, Феттель выступил безупречно. Говорится, что первый титул всегда дается сложнее всего. После первого раза уже знаешь, как побеждать, и, что важнее, знаешь, что способен на успех.

«Победа в чемпионате сняла тяжелый груз с плеч Себастьяна, ведь все это время он находился под давлением ожиданий и надежд на успех. Он стал самым молодым чемпионом в истории, и, думаю, теперь его уверенность в себе лишь возрастет. Феттель продолжит набираться опыта и будет развиваться как гонщик. Уверен, в будущем он станет только лучше. В конце 2010-го Себастьян набрал впечатляющую форму, надеюсь, он перенесет ее и в сезон-2011».

А что же Марк Уэббер? Согласно всеобщему мнению, в прошлом сезоне у него был идеальный шанс на титул, все обстоятельства складывались в его пользу. Учитывая то, что Феттель будет лишь расти в мастерстве, австралиец, вероятно, больше никогда не получит подобной возможности.

«Глупо списывать Марка со счетов. Да, в сезоне-2010 многие факторы играли ему на руку. К сожалению, неудача в Корее практически лишила его шансов на победу, но он напряженно работал для того, чтобы оказаться в числе претендентов на титул, провел ряд великолепных гонок. Марк отдохнул в период зимних отпусков и вернулся в отличной форме, настроенным на работу в новом чемпионате. Все воспринимают его как темную лошадку, но он, кажется, только набирается энергии от такого положения вещей.

Нам нужно предоставить обоим гонщикам самую лучшую технику. Одним из положительных моментов прошлого года было то, что они все решали на трассе. Именно такой подход мы намерены принять и в новом чемпионате. В последнее время отношения между Себастьяном и Марком были спокойными. Но когда они приедут в Бахрейн и сядут за руль, начнется настоящая борьба. Они будут оказывать друг на друга давление, каждый постарается показать, на что способен. Разумеется, на Гран-при Турции в прошлом году все зашло слишком далеко, но и гонщики, и команда извлекли из произошедшего урок, и в конце сезона между Феттелем и Уэббером шло весьма интересное сражение. Думаю, для команды это вполне здоровая ситуация – два гонщика борются за победы и оказывают друг на друга давление».