От противного
''Перед началом полуфинальной встречи сборных России и Югославии большинство специалистов отдавало предпочтение балканской команде. В своей группе "юги" смотрелись очень внушительно, заметно превосходя других соперников. Тем не менее почти все разговоры с коллегами заканчивались острожным: "...если, конечно, ваши что-нибудь "не выкинут".
Поначалу показалось - опасения "спецов" напрасны. Игру вел соперник, россияне же просто старались не отпустить его в счете далеко. Югославская машина, даже не полностью разогнавшись, превосходила нас во всем - на подаче, на блоке, в защите. Особенно впечатляла атака, где царствовал Иван Милькович. У этого 20-летнего гиганта уже после окончания предварительных игр была фантастическая сумма мячей, забитых в нападении, - ровно 100 (для сравнения: лучшим из наших был Роман Яковлев с 64 попаданиями). После встречи с россиянами статистические показатели Мильковича улучшились еще на порядок. "Удержать его невозможно. Мы прикрывали линию, а он "шпарил" по диагонали", - жаловался потом Игорь Шулепов.
Уступив два сета, в начале третьего сборная получила новый удар. Наш основной разыгрывающий Вадим Хамуцких повредил палец и отправился на скамейку запасных. Вместо него вышел необстрелянный 20-летний Роман Архипов. Когда счет стал 0:7 немногочисленные зрители потянулись к выходу, а югославская торсида затянула победные песни...
Что произошло дальше, логически объяснить невозможно. Я специально следил в эти минуты за российской скамейкой - никакой лихорадочной деятельности там не было. Просто наставник нашей сборной Геннадий Шипулин вслед за Архиповым начал выпускать других дублеров - Тетюхина, Косарева, Кулешова. И команда неожиданно завелась.
Отставание в счете сокращалось медленно, но верно - 10:13, 12:14, 20:21. Потом - 23:23. 25:25. 26:26. Югославские хоралы смолкли. Вечером, после окончания игры, Шипулин сказал мне: "Я был уверен, что мы возьмем этот сет, а выиграв его, мы взяли бы и весь матч. У "югов" больше не было против нас козырей."
Возможно, так бы все и получилось, если бы в дело не вмешался немецкий рефери Лейтхауссер. При счете 27:27 Олихвер ударил по переходящему через сетку мячу, и тот воткнулся точно в боковую линию. Судья дал аут. В следующем розыгрыше удача вновь была на стороне югославов. После их подачи мяч задел трос и упал в незащищенное место на площадке. 27:29. Кончено.
Острава