Вадим МЕЛИХОВ: План на домашний чемпионат мира -- энное количество золотых медалей
Предновогодние морозы, установившиеся по всей стране, нарушают план внутрироссийских отборочных соревнований по зимним видам спорта. И если лыжники в Подмосковье провели с коррективами "Красногорскую лыжню", то биатлонисты "Ижевскую винтовку" в столице Удмуртии отменили вовсе. Таким образом, на этапах Кубка мира в январе наша сборная выступит в прежнем составе. Биатлону в нынешнем сезоне уделяем особое внимание, потому что мартовский чемпионат мира впервые пройдет в России, в Ханты-Мансийске. Об итогах трех первых этапов Кубка мира и положении дел в команде главного тренера Вадима МЕЛИХОВА расспросил обозреватель "Известий" Андрей МИТЬКОВ.
-- Раньше, имея в виду важнейшие соревнования сезона (чемпионаты мира или Олимпийские игры), мы мыслили примерно так: потихонечку начнем, потом наберем форму и подойдем на самом пике. Но, изучив опыт ведущих биатлонистов мира, в частности Магдалены Форсберг и Рафаэля Пуаре, решили внести определенные коррективы. Эти двое, как правило, всегда хорошо начинают, в середине сезона чуть сдают, а к чемпионату мира вновь подходят в лучших кондициях. Мы пришли в итоге к выводу: с первых же стартов надо быть среди лидеров, поближе к "головке". Во всяком случае, не допустить тех "залетов", которые случались в прежние годы.
-- Женская команда сезон начала просто фантастически -- это лучший старт за все российские годы. А вот у мужской, наоборот, получился худший старт за несколько лет.
-- Накануне прошлого олимпийского сезона в женскую команду пришли новые тренеры. Конечно, осторожничали. Сейчас уже получше знают спортсменок -- кому какую нагрузку можно дать. Есть такое выражение -- "владеют вопросом". В состав сборной сейчас входят и опытные, давно себя зарекомендовавшие биатлонистки (Куклева, Ахатова, Пылева), и молодые, с блестящими перспективами (Богалий, Зайцева). Классная команда, чего уж там. Однако даже для нас стало сюрпризом, что по итогам трех этапов Кубка мира шесть спортсменок стали призерами в личных гонках и все восемь -- в эстафетных. Впрочем, не обольщаемся тем, что сейчас имеем. Девушки не на словах, а на деле доказали, что являются одними из сильнейших в мире, и этим насторожили соперников. Сейчас вместе с тренерами они должны найти способ удержать нынешнюю форму и, может быть, даже улучшить ее.
-- Действительно настораживает, смогут ли россиянки продолжить победную поступь на чемпионате мира в Ханты-Мансийске.
''-- На этот вопрос ответить, наверное, невозможно. Пик формы -- состояние очень тонкое, и как удержаться на нем, каждый должен решать индивидуально. До чемпионата мира два с половиной месяца -- любую ситуацию можно изменить. Как известно, набрать форму проще, чем удержать. Здесь встает проблема восстановления. Очень многое зависит от правильного, качественного питания. А на двух стартовых этапах в Остерсунде оно было просто безобразное. И препараты нужны соответствующие. Имею в виду не запрещенные, а легитимные, всем хорошо известные. Их применяют во многих видах спорта, но у нас нет для это средств -- дорогостоящие. А ведь график соревнований в биатлоне изматывающий: девять гонок за 18 дней. Впрочем, как бы дальше ни пошло, я считаю, женской команде надо было выходить на уровень сегодняшних блестящих результатов. Вот, например, по-разному можно оценивать дальнейшие перспективы в нынешнем Кубке мира Оли Зайцевой. Кто-то считает: уже завтра она "встанет". Может быть. Но она совершила психологический прорыв -- показала, что способна соревноваться и побеждать на самом высоком уровне. А ведь именно в психологии скрываются причины побед и поражений в современном биатлоне.
-- Судя по результатам, тактика и стратегия подготовки мужской команды значительно отличались от тактики и стратегии женской.
-- Стратегия, естественно, была общая. Другой разговор, что кому-то удалось сразу реализовать наработанное, а кому-то -- нет. Поэтому не хочу, как бы упрекая, противопоставлять результаты женской команды результатам мужской. Четверка лидеров (Ростовцев, Чепиков, Рожков и Майгуров) доказала, что по-прежнему входит в мировую элиту. Да, личные гонки пока получаются не так, как хотелось. Однако на это есть ряд объективных и субъективных причин. Первая гонка -- спринт -- проходила, например, в непривычных условиях -- в сумерках. К тому же по этой причине телевизионщики установили на стрельбище дополнительное освещение сбоку. Ребята долго приноравливались, допустили много ошибок. А спринт "потянул" за собой пасьют... И если у девушек в одной канве следует рассматривать три этапа, то у ребят первый получился холостым. Зато в эстафетах заняли второе, третье и первое места. А такие результаты говорят уже о классе.
-- Три эстафетные гонки женская команда бежала в трех разных составах, тогда как мужская -- в одном и том же. Такая тактика?
-- Просто две совершенно разные ситуации. В женском составе мы на сегодня имеем восемь спортсменок, достойных выступать в эстафете. Однако формировать квартет исключительно по результатам личных гонок неправильно. Смотрим сейчас, кто в эстафете стопроцентно надежен, кого надо на всякий случай подстраховать, продублировать. Поиск оптимального сочетания -- причина кадровых перестановок у женщин. Впрочем, уже в январе минимум на двух этапах команда выступит в составе, который планируется на чемпионат мира.Ребята, как и девушки, тренировались честно, никого нельзя обвинить в непрофессионализме или наплевательском отношении. Но молодежь пока не может похвастаться стабильностью. Возьмем Мишу Кочкина. Он и в прошлом сезоне имел впечатляющие результаты, в этом же финишировал в "десятке". А вот собранности, концентрации, может быть, серьезности пока не хватает. То же самое с Колей Кругловым. Надо учитывать, что средний возраст биатлонистов увеличился. Если раньше созревали к 24--26 годам, то сейчас элитная группа полностью состоит из 28--32-летних атлетов. И конкуренция у мужчин просто фантастическая. В пасьюте 50 человек укладываются в три минуты, к борьбе в таких условиях нужно созреть. Хотя в целом обнадеживает, что у наших ребят есть проблески. Значит, готовы. Не "задники", не занимают постоянно 60-е места.
-- Но стабильностью не отличаются даже лидеры -- трехкратный чемпион мира Павел Ростовцев и двукратный олимпионик Сергей Чепиков.
-- У мужчин все еще идет формирование и притирка коллектива. Недавно мы новую группу специалистов по смазке взяли: Валере Медведцеву теперь помогают еще два человека. Но последние гонки показали, что мужская команда тоже набирает ход. Вспомните: сначала Паша Ростовцев даже внешне выглядел не так, как обычно. Старался в эстафетах, но дважды его обходил едва спустившийся с гор норвежец Ханеволд. После этого сразу пошли разговоры: мол, не отошел после Олимпиады, это все послеолимпийский синдром... Но на самом деле нет никаких проблем. Конечно, на первых этапах выступал совсем не тот Паша, которого все привыкли видеть. Без улыбки, даже взгляд нехитрый. Как мы и думали -- просто время его не пришло. Наконец, на третьем этапе в спринте разбежался. Паша -- опытнейший спортсмен. Очень хорошо знает себя, знает, как правильно идти по сезону, как реализовать наработанное. Пусть говорят что хотят, Ростовцев все равно остается лидером. А Сережа Чепиков...
-- Вы не пожалели, что в сборную он вернулся накануне олимпийского сезона, а не годом раньше?
-- Мы-то, естественно, пожалели. Но и он тоже. На Олимпиаде было видно: это нематериальное что-то, что прежде позволяло Чепикову выигрывать, рядом. Рядом, но никак не ухватить. А вот на четвертом этапе последней эстафеты я наконец-то увидел прежнего Чепикова. И он еще только начинается.
-- Вы удовлетворены тем, как сборная готовится в чемпионату мира в Ханты-Мансийске?
-- В целом та программа, которая была намечена, выполняется. Наши спортсмены доказали конкурентоспособность, доказали, что не боятся никаких соперников. Но обстоятельства все-таки надо объективно оценивать. Шапками закидывать гостей не собираемся. Как и своего отдавать. По ходу сезона конкретный медальный план, возможно, будет немного скорректирован. Однако в любом случае наши спортсмены должны завоевать энное количество золотых медалей. Если будет меньше, нас просто не поймут.