Варшавский уговор
''Первый день чемпионата Европы по фигурному катанию вышел до умиления предсказуемым, а потому -- до зевоты скучным. После короткой программы три российские спортивные пары расположились в строгом соответствии с табелью о рангах, завизированной пусть и не гербовой печатью, а национальной федерацией на основании итогов национального же чемпионата. В их спор за медали, как и ожидалось, вклинились лишь вечно молодые поляки Дорота Загорска и Мариуш Сюдек, чья прощальная гастроль началась чуть ли не в прошлом веке и до сих пор не закончилась.
Польский дуэт нынче как нельзя лучше олицетворяет достаточно глубокий и относительно затянувшийся кризис жанра европейского парного катания. Без двух месяцев 32-летний Мариуш и 28-летняя Дорота впервые засветились на континентальном смотре еще в далеком 1997-м. С тех пор дважды выигрывали "серебро" чемпионата Европы и однажды "бронзу" чемпионата мира. На большее уже не претендуют, оставаясь на сегодняшний день не только самой старой, но одновременно и сильнейшей парой Старого Света, если, конечно, выставить за скобки фигуристов из России. Кто еще в последние годы хоть как-то пытался бросить вызов Великой и Могучей? Уже отправившиеся на пенсию французы Сара Абитболь и Стефан Бернади. В общем-то и все. Сейчас в очереди вслед за поляками стоят чехи Катерина Беранкова и Отто Блабола, с которыми уже давно сотрудничает известный петербургский тренер Наталья Павлова. Но и до поляков им, по правде сказать, далеко.
Еще на открытом чемпионате стран СНГ, Балтии и бывших стран Варшавского договора, имеющем статус чемпионата Европы, выступают по одной украинской, эстонской и латвийской паре, одна словацкая и вторая чешская. Ни в коем случае я не забыл израильтян, в особенности если учитывать, что Юлия Шапиро еще совсем недавно тренировалась в Петербурге у Людмилы Великовой, а ее партнер Вадим Акользин -- уроженец Твери. Есть еще, правда, два французских дуэта, но с ними работает отнюдь не француз Станислав Леонович. Наконец, немцы Ребекка Хандке и Даниэлья Венде попали в руки Юлии Гнилозубовой. Русским духом не пропитаны разве что другие немцы Ева-Мария Фитце и Рико Рекс -- слышали ли вы о них прежде?
''О тех, кто на слуху. Действующие чемпионы Европы Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, прилетевшие в Будапешт из Чикаго лишь за два дня до начала турнира, полмесяца молились на американских врачей. Те, следуя заветам своих петербургских коллег, ежедневно колдовали над левой ногой партнерши. Курс физиотерапии, как рассказала "Известиям" Татьяна, дал нужный результат: "Во время выступления я даже забыла о травме. На мой взгляд, нам с Максимом удался один из лучших прокатов в сезоне. Хотя, конечно, мы сейчас находимся не в оптимальной форме".
"Один из лучших прокатов", тем не менее, был далек от идеала, хоть и обошелся без очевидных ошибок. К примеру, тот же параллельный тройной тулуп мог бы быть более высоким. Или другой штрих к портрету: музыка Рахманинова еще не успела зазвучать, а Максим уже наклонил голову к голове Татьяны, "похоронив" тем самым заложенную в теорию синхронность.
Короче говоря, Мария Петрова с Алексеем Тихоновым, появившиеся на льду последними из числа претендентов на награды, вполне могли опередить основных конкурентов. Их программа, поставленная на музыку Бакстера, в общем и целом смотрелась не хуже, чем выступление Максима и Татьяны. Однако неудачное приземление партнерши с выброса тройной ритбергер оставило Петрову с Тихоновым на безоговорочном втором месте.
Накануне турнира в Будапеште о претензиях на золотые медали заявляла и Тамара Москвина, взявшая под свою опеку Юлию Обертас и Сергея Славнова. По всей видимости, планы придется отложить. Пока этот дуэт еще не представляет собой единое целое. Очевидно, что на льду равноценными партнерами Юлия и Сергей еще не стали. Зато Славнов, заменивший для Обертас отвергнутого ею Алексея Соколова, не уступает прекрасной половине пары в жизнерадостности. В особенности это заметно, если сравнивать Сергея с его предшественником. Но от ошибок при параллельном вращении, буквально приклеенных ко льду коньков, а также очевидных недоработок в плане выразительности никуда не деться.
Наконец, о вечном. Первый же день чемпионата должен был доставить немало положительных эмоций знаменитому мастеру шорт-трека, а ныне президенту ИСУ (Международного союза конькобежцев) Оттавио Чинкванта и его сподвижникам, уже угрохавшим миллионы долларов на внедрение новой, а вернее -- новейшей, системы судейства. Той, что применялась на этапах Гран-при, но обошла стороной главные старты этого года. Даже закрались подозрения: а не давал ли кое-кто отдельным представителям фигурной Фемиды соответствующие инструкции, дабы окончательно дискредитировать ныне действующую анонимно-компьютерную систему. Иначе трудно объяснить, каким образом разброс оценок по результатам одного и того же проката порой достигал полутора (!) баллов. Даже человек, безнадежно далекий от мира фигурного катания, без труда подсчитает, что при максимально возможной базовой оценке "6,0" погрешность в нашем случае составляет 25% (!). С такой точностью, думаю, с судейством справился бы даже сам Тайванчик, с которого и начался весь сыр-бор.