Чемпионат мира начался с побед фаворитов
Двумя победами и двумя ничьими стартовал чемпионат мира по шахматам в аргентинской провинции Сан-Луис. Единственная женщина среди участников соревнований Юдит Полгар уступила белыми главному фавориту турнира Вишванатану Ананду, а Веселин Топалов черными переиграл Петера Леко. Вничью свели свои матчи Петр Свидлер с Майклом Адамсом и Александр Морозевич с чемпионом мира по версии ФИДЕ Рустамом Касымжановым.
Не все уже помнят, с чего началось многовластие в шахматном королевстве. Английский гроссмейстер Найджел Шорт в 1993 году отреагировал на каспаровскую критику в адрес Международной шахматной федерации (ФИДЕ) и предложил чемпиону мира сыграть их финальный матч вне официальных рамок. Сегодня Шорт является официальным комментатором на чемпионате ФИДЕ, проводимом "вне участия" его самого и Гарри Каспарова. Но по-прежнему чутко прислушивается к мнению прежнего великого соперника, и когда тот заметил, что шансы выиграть турнир Ананда или Топалова вместе с Леко равны примерно 95%, Шорт предложил: "Ставлю на остальных мои 100 долларов против 1700 каспаровских". Ваш обозреватель присоединяется к Каспарову, но таких много, и "навар" наш будет ничтожным. Вероятно, к этому "турниру в турнире" и будет приковано внимание, по крайней мере, поначалу...
А начали с места в карьер. Сразу поединок гладиаторов: Леко -- Топалов. Сравнение с гладиаторами придумали сами участники, увидев, что играть предстоит в амфитеатре, над которым лампы и четыре -- по числу играющихся партий -- экрана. С нависающих трибун зрители, как на древнеримских аренах, могут показывать палец вверх или вниз (это было описано на сайте www.64.ru в 3 часа ночи по московскому времени, когда первый тур в Аргентине закончился).
''Болгарин Топалов в интервью "Известиям" после победы на турнире в Софии назвал свой стиль самым близким к каспаровскому. Я бы добавил, что недалек он и от талевского, ибо Михаил Таль играл чрезвычайно рискованно с известной долей даже красивого блефа. И соперники терялись... Хладнокровный венгр Леко против Топалова неоднократно выступал в роли этакого отдела технического контроля, особенно белыми фигурами. На сей раз даже он растерялся от обилия заманчивых продолжений, какие предоставил ему соперник. Черный король вызывающе остался в центре под перекрестным обстрелом. Цейтнот Леко, не нашедшего ничего решающего, привел к разменам и худшему, а затем и проигрышному для него эндшпилю.
В первом туре гроссмейстеры не баловали зрителей разнообразием: все партии начались ходом е2-е4. Это обычно ведет к открытым или полуоткрытым дебютам. Наш симпатичный Петр Свидлер слывет меломаном и англоманом. В русской партии англичанин Майкл Адамс после небольшой заминки нашел с петербуржцем общий язык. Ничья. Совсем другого свойства ничью пришлось искать Александру Морозевичу с Рустамом Касымжановым -- квартирующим в Германии представителем Узбекистана. Боевой москвич имел хорошую, но тихую позицию, и в поисках несуществующей бури отдал пешку. Без нее в ладейном окончании ему удалось прибиться к мирной гавани.
Дебют черными, разыгранный Вишванатаном Анандом против Юдит Полгар, иногда именуют "ползучим Каро-Канном". Внешне все медленно и чинно, и если белых усыпить, то можно потом и ужалить. Амазонка Полгар об этом не забывает и в силу своей игры, и в силу характера. При разносторонних рокировках, которые она инициировала, успеха нередко добивается тот, кто быстрее вскроет игру на противоположном от собственного короля фланге. Но это общее соображение. А Ананд фехтовал столь технично, что малозаметных слабостей у белых становилось все больше, а конкретной атаки не получалось. Индийский факир в заключение показал красивый матовый фокус.
Каждому из участников предстоит сыграть по 14 партий -- друг с другом и белыми, и черными. Будь дистанция покороче, написал бы про хороший старт Ананда и Топалова. Но уже во втором туре они встречаются между собой, белые фигуры сейчас у болгарина...