0

Отработка прессинга

Очередной розыгрыш Лиги чемпионов стал историей. Через два часа после решающего пенальти затихла чаша "Сан-Сиро", а наутро после шумных празднеств в обычный жизненный лад вернулся и сам город. Но страсти вокруг главного европейского клубного турнира только разгораются. В Милане на этой неделе состоялось еще одно событие, сопоставимое по значимости с еврофиналом: встреча могучей футбольной кучки -- руководителей ведущих футбольных клубов Западной Европы, объединившихся некоторое время назад в так называемую G-14 ("группа четырнадцати"). Несмотря на засекреченность саммита, его главные итоги очевидны: эта группа становится еще более могучей, а ее противоречия с УЕФА -- еще более явными.

Совет глав западноевропейских суперклубов, скрывающийся за этим больше идущим подводной лодке буквенно-цифровым кодом, существует уже несколько лет: с его помощью гранды давно пытаются определять погоду в футбольной Европе. Самые радикальные клубы из Испании и Италии видят G-14 прототипом новой европейской Суперлиги, более консервативные, вроде "Манчестер Юнайтед", просто используют ее как лоббистскую организацию, добиваясь от УЕФА максимально выгодных материальных условий. Полгода назад этот совет оформился в настоящую организацию со своими офисом, уставом и печатью. Второй полюс футбольной Европы ныне базируется в Брюсселе. А вербовка ключевой фигуры из "лагеря противника" (на пост главы G-14 суперклубы переманили Томаса Курта, главу департамента соревнований УЕФА) свидетельствует о том, что радикальный вариант развития событий -- уход из-под эгиды Европейского футбольного союза и учреждение своего турнира -- западноевропейские клубы рассматривают вполне серьезно.

Именно в результате прессинга G-14 УЕФА предпринял два года назад расширение состава Лиги чемпионов до 32 клубов и ввел второй групповой этап. Футбольная элита настаивала на росте отчислений от этого турнира, а резко их увеличить позволял только рост числа играемых матчей. "Но две души живут в груди моей, всегда враждуя меж собою". По ходу нынешнего сезона из уст руководителей тех же суперклубов звучал недовольный хор стенаний по поводу сверхплотного графика. В результате одним из итоговых тезисов миланского саммита четырнадцати является предложение отменить второй этап, не урезая при этом размеров отчислений.

Встреча в Милане ожидалась как этапная в жизни G-14: там рабочая группа должна была пополниться еще десятью участниками -- главами клубов, наиболее активно добивавшимися членства в этой организации. Формального расширения не случилось (для этого требовалось одобрение всех 14 учредителей, но главы "Барселоны" и "Олимпика" отнеслись к расширению без должного энтузиазма), но оно наверняка произойдет после согласования условий на следующей, августовской, встрече футбольной элиты в Монако.

В Милане G-14 хотя и не выросла в числе, но явно добавила в весе: теперь руководители рабочей группы считают возможным напрямую, без экивоков, диктовать условия УЕФА. В частности, они требуют открытого тендера на продажу телевизионных и рекламных прав ЛЧ, тогда как УЕФА давно делегировал их своему маркетинговому партнеру Team и не намерен искать иного компаньона. Клубы полагают, что телевизионные права должны приносить больше, нежели те 475 миллионов долларов, которые Team ежегодно перечисляет на счета УЕФА (а тот в свою очередь -- на счета клубов). Симптоматично, что ровно те же причины год назад привели к бунту в европейском баскетболе, когда западноевропейские клубы ушли из Сапролиги в знак протеста против того, что ФИБА без их одобрения отдала телевизионные и маркетинговые права группе ISL. Реакция на это требование G-14 со стороны второго человека в УЕФА Герхарда Айгнера оказалась неожиданно резкой: "В таком тендере нет ни смысла, ни пользы. Лига чемпионов крепнет год от года, а значит, мы находимся на верном пути. И в подсказках со стороны не нуждаемся".

Пару недель назад президент УЕФА Леннарт Юханссон огорошил Европу своей ностальгией по старым добрым временам, когда в главном евротурнире играли только чемпионы своих стран, и инициативой вернуться к этой практике, что означало бы девальвацию уровня турнира до четвертьфиналов порядка "Грассхопперс" -- "Левски". На эту идею G-14 откликнулась прямо противоположной инициативой: квалифицировать часть клубов в Лигу чемпионов исходя из их исторических достижений, даже если те не преуспели в последнем национальном чемпионате. Практика североамериканских лиг (нет вылетающих -- нет входящих) давно кажется притягательной для европейских грандов. Некоторые из них, как, например, "Реал", живут сейчас в долг под чувствительные проценты. И пропуск даже одного турнира может всерьез пошатнуть финансовое положение клуба, разом лишив его 40--50 миллионов долларов -- столько, по самым скромным подсчетам, прямо или косвенно заработал на Лиге тот же "Реал" в предыдущем сезоне.

Еще не так давно идея передела футбольной власти и учреждения закрытой западноевропейской Суперлиги казалась плохо стыкующейся со здравым смыслом. Растущая нелояльность грандов по отношению к УЕФА заставляет отнестись к этой перспективе всерьез. Тем более что по похожему сценарию (ввиду угрозы учреждения альтернативного чемпионата) сейчас тает власть Экклстоуна в "Формуле-1". А в баскетболе западноевропейские раскольники и вовсе взяли верх над международной федерацией и теперь диктуют свою политику ФИБА и не столь богатому Востоку. Впереди -- лето, время затишья, футбольных каникул почти во всей Европе. И в этот период наверняка активизируются совсем другие игры.

Алексей БатраковАлексей Батраков
Джон КордобаДжон Кордоба
Эдуард СперцянЭдуард Сперцян
Максим ГлушенковМаксим Глушенков
Эсекиэль БаркоЭсекиэль Барко
Кто-то другойМаксим Осипенко
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости