Оуэн вернулся
С чемпионата мира 1998 года сборная Англии возвращалась на щите, но с великими надеждами: этот турнир подарил родине футбола звезду, равных которой там не было уже давно. Имя той звезде -- Майкл Оуэн. Амплуа -- форвард. Возраст -- 18 лет. "Человек, который спасет Англию" -- самый типичный газетный заголовок той поры.
В этот французский вояж Майкл попал, кажется, не столько из-за своего невероятного всплеска в "Ливерпуле" (18 мячей в первом полном чемпионате премьер-лиги), сколько из-за дефицита в сборной нападающих. А уезжал с чемпионата мира, уже будучи аттестованным как самый перспективный юниор планеты. Дальше были повреждение подколенного сухожилия, неудача на Евро-2000, еще одна травма, неровная игра в клубе. В Англии созрели еще с полдюжины интересных молодых футболистов, и показалось, что Оуэн теперь -- лишь один из многих.
Последние две недели заставляют взглянуть на Майкла с позиций 98-го и заново воскурить фимиам. Он окончательно восстановился и забил шесть из семи мячей "Ливерпуля" в последних матчах чемпионата, в результате чего команда поднялась с никуда не годной пятой строчки на лигочемпионскую третью. А в субботу Оуэн в одиночку переиграл "Арсенал" в финале Кубка Англии. Конечно, это гипербола -- один игрок ничего не может поделать против одиннадцати. Но доля преувеличения тут невелика: именно несколько гениальных касаний Майкла превратили вчистую проигрываемую "Ливерпулем" встречу в триумфальную.
В качестве преследователей "Манчестер Юнайтед" в этом сезоне "Лидс", "Арсенал" и "Ливерпуль" явно разочаровали. 11--15-очковый отрыв, который манкунианцы устроили на финише чемпионата Англии главным конкурентам, -- пощечина, щеки от которой будут рдеть еще долго. Йоркширцы приобрели индульгенцию в Лиге чемпионов, впервые в своей истории выйдя в полуфинал. "Утешительным призом" ливерпульцев, разочаровавших больше других, стал Кубок Лиги -- его команда Жерара Улье в конце февраля вымучила по пенальти в схватке с играющим дивизионом ниже "Бирмингемом". В субботу была очередь "Арсенала" -- на финал Кубка Англии он приехал фаворитом. Приехал -- потому что впервые с 1922 года этот матч игрался вне стен лондонского "Уэмбли", снесенных по случаю реконструкции, и вообще за пределами Англии -- в валлийском Кардиффе, на выстроенном лишь несколькими годами ранее уникальном футбольно-регбийном "Миллениум Стэйдиум".
Этот матч вышел гимном атаке "Арсенала", которая при всем блеске атакующих линий уже названных клубов является сейчас, пожалуй, лучшей в Англии. По крайней мере, ни у кого больше нет такой сильной пары форвардов, выходящих на замену -- Бергкамп и Кану, пребывая в добрых здравии и форме, все чаще вынуждены довольствоваться именно этой ролью. Французская четверка Виейра -- Пирес -- Анри -- Вильтор, которую хоть сегодня целиком переноси в основу сборной, при деятельном участии крайних хавбеков Юнгберга и Эшли Коула потрепала оборону "Ливерпуля" так, как еще никто в этом сезоне. Ни "МЮ", ни выбитые ливерпульцами в предыдущих стадиях Кубка УЕФА "Рома" и "Барселона". Ведь если что и подорвало вполне реалистичные чемпионские амбиции команды Жерара Улье в нынешнем сезоне -- так это не его оборонительный интернационал, а проблемы в созидании и атакующих действиях.
В сущности, результат мог бы быть предопределен уже на 17-й минуте, когда удар Тьери Анри в пустой угол ворот Аншо отбил рукой. Явные пенальти и красная карточка -- но судья, вероятно, не сразу сориентировался, что на "Миллениум Стэйдиум" нынче не регби, и указал на угловой. Потом что-то вроде хет-трика исполнил Саами Хююпиа -- он трижды выбивал мяч из пустых ворот после ударов Пиреса и Анри. Шарм, легкость и уйма технического мастерства, демонстрируемые атакой "канониров", долго шли к своей материализации на табло. "Арсенал" выпивал игру маленькими глоточками, смакуя каждый эпизод и как бы оставляя гол на десерт. Только лицо Арсена Венгера с каждым упущенным моментом все больше наливалось бордовым цветом, приобретая сходство с тканью его щегольской рубашки. Однако уверенность лондонцев в неминуемости успеха была оправданна: когда на 72-й минуте ворота ливерпульцев расстреливал Юнгберг, Хююпиа в них уже не было.
''Сказать, что "Ливерпуль" пошел в ответный штурм, -- покривить душой: Улье двойной заменой бросил в бой оставшихся форвардов Фаулера и Бергера, но реального эффекта от этого не было. Зато были два гола -- разных, но очень схожих дьявольской безупречностью в перформансе Оуэна. На 83-й минуте он на лету словил метавшийся по штрафной мяч и хрестоматийно положил корпус, чтобы предмет игры после пушечного удара не взвился в небеса. На 88-й -- выиграл забег у имевшего приличную фору Диксона, в дозволяемой судьями мере оттер его от мяча и мгновенно пробил. Но больше всего впечатлила точность этих ударов -- идеальная, как шаги при прогулке по проволоке над каньоном. Сантиметром вправо или влево -- и мяч встретился бы с пальцами Симена либо штангой, а "Ливерпуль" продолжил бы свое падение в пропасть...
"Человек, который спасет Англию", вернулся. Сегодня об этом говорят все, от Лондона до Кардиффа. Далее -- везде. В среду у "Ливерпуля" -- третий в этом году финал. Финал Кубка УЕФА с самой резвой "темной лошадкой" евросезона -- "Алавесом".