6 мин.

Тяжелая артиллерия

Все существующие рейтинги субъективны. Поэтому, для четкого понимания классификации необходимо сразу же оговорить правила игры. В номинации «тяжелые форварды» не будут принимать участие игроки лишь эпизодически появляющиеся на позиции четвертого номера. Именно по этой причине в «конкурсе» отсутствуют заявки Эла Хорфорда, Рашида Уоллеса, Эмеки Окафора, Андреа Барньяни и Эла Джефферсона. За бортом квалификации останутся также Джош Смит, Таддеус Янг и Марвин Уильямс, которые активно «плавают» между позициями. Полученный рейтинг-лист может показаться несколько классическим, а, может быть, даже скучным, но у него будет одно преимущество – в нем нет случайных людей. Никто не удивится, если даже через пару лет эта «пятерка» останется без изменений: каждый из игроков уже давно закрепил за собой звание почетного тяжелого бомбардировщика. «Подбирай и властвуй» – главная заповедь представленных форвардов.

5. По Газоль («Лейкерс»)

Самый неоднозначный кандидат. Для многих По Газоль в этом рейтинге – настоящее богохульство. Но именно это «возвращение к истокам» можно считать одним из главных событий минувшего чемпионата. В большинстве матчей испанец был освобожден от изнурительной работы под обоими щитами. Он вытягивал своего оппонента из трехсекундной зоны и уже непосредственно «в поле» становился одним из самых опасных «больших» в ассоциации. Вариантов развития атаки было масса – хитрая скидка на партнера, высокопроцентный средний бросок или оправданный поход за фолами по возможности приправленный размашистым данком – Газоль мог ткнуть пальцем в любую из этих опций.

В это время на позиции центрового усердно мучался Эндрю Байнэм, который лишь в нескольких матчах смог показать свой истинный потенциал, но он сделал главное – развязал руки Газолю. Мягкотелость европейца превратилась в изящность. Неуверенные движения под кольцом стали называть кошачьей пластикой. Более пятидесяти процентов его бросков были точными, а проблемная нервозность в решающие минуты была забыта как шутка-прибаутка дотошных комментаторов. Газоль стал частью чемпионского сплава «Лейкерс» и вместе с Кобе Брайантом вполне может возглавить рейтинг самых «горячих» парочек минувшего сезона. Более высокое место в нашем хит-параде для Газоля недосягаемо из-за его не слишком уверенной защиты против элитных четвертых-пятых номеров. Испанца все еще можно затолкать, продавить и проломить, но теперь По не сломается – он будет стараться ответить тем же.

4. Крис Бош («Торонто»)

Некоторые всерьез считают форварда «Торонто» идеальным баскетболистом современности. Действительно, по совокупности всех своих качеств Бош может считаться одним из самых разноплановых игроков нынешней НБА. Заложник больших надежд вот уже несколько лет топчется на одном месте и получает награды только в номинациях за «самый огромный потенциал в лиге». Постоянные травмы и нефартовость команды из Канады – главные соперники Криса Боша, которые не дают ему дотянуться до плеча коронованных особ. Обратите внимание на то, как он обращается с мячом, – для многих защитников такие выкрутасы покажутся неразрешимой головоломкой. Один из лучших показателей бросков с игры и с линии штрафных (81,7%) еще больше говорят о том, что перед нами настоящий снайпер, очутившийся в неудобном двухметровом теле. Впрочем, CB4 смог воспользоваться таким подарком природы и теперь с одинаковой эффективностью играет против игроков любого амплуа.

Уроженец Далласа в этом сезоне решил воспользоваться советом президента «Торонто» Брайана Коланджелло, который в вольном переводе звучал как «Парень, возьмись за ум». Теперь Бош очень грамотно выбирает позицию для броска и не бежит «спасать Торонто» при первой возможности.

Некоторые вопросы вызывает игра в защите, которую показывает форвард. Но здесь несколько мешков с камнями можно привезти в огород тренерского состава «Рэпторз». У команды из Канады лишь 94,2 владения в среднем за игру и одна из самых дырявых оборонительных систем в ассоциации (99,1 пропущенных очка за матч). Крис Бош очень часто бросает своего опекуна для того, чтобы подстраховать незадачливых партнеров: именно из-за этих отлучек непосредственный оппонент форварда получает относительную свободу действий, которая серьезно ухудшает показатели Боша-защитника.

3. Дирк Новицки («Даллас»)

Это как раз тот случай, когда на способности игрока в защите можно смело закрыть глаза двумя руками. Нет, Новицки не имеет привычки халтурить на своей половине площадке, он просто не входит в элитарный клуб защищающихся мощных форвардов. Зато он является почетным членом другой ассоциации – игроков, способных выигрывать матчи целыми пачками. Отдай мяч Новицки, обеспечь ему какое-то подобие заслона, и перед восторженной публикой предстанет очередное творение форварда-снайпера, выполненное с отклонением тела, которое несовместимо с точным броском.

В минувшем сезоне Дирк немного изменил тактику – постарался стать лишь одной из деталей, а не самим механизмом. Получилось противоречиво, но сам немец нисколько не потерял в эффективности, забравшись на восьмую строчку в одноименном рейтинге. Игрок «Далласа» стал единственным представителем «больших», который по-настоящему боролся за звание самого результативного игрока чемпионата, набирая в среднем 25,9 очка за игру. С непосредственными обязанностями форварда-тяжа Новицки также справлялся весьма успешно: в подтверждение тому 8,4 подбора в среднем за матч. Очутиться выше немцу помешали только его нефартовость в решающих матчах и отсутствие тех качеств, за которых баскетболистов, впоследствии нарекают великими.

2. Кевин Гарнетт («Бостон»)

Позиция КейДжи в нашем рейтинге связана непосредственно с его выступлением (или даже невступлением) за «Бостон» в минувшем сезоне. Без Гарнетта «Селтикс» предстали организованным, тактически грамотным коллективом с совершенно осязаемым потолком в виде полуфинала конференции. Для перехода на следующий уровень нужно было предъявить «Big Ticket». Чтобы попасть в этот хит-парад вполне хватило бы визитки Гарнетта в виде 20 очков и 11 подборов в среднем за карьеру и фирменного чемпионского оскала, но форвард «Бостона» этим не ограничился. Он стал настоящим символом железобетона, который был уложен в «Гардене» и на некоторых других площадках.

Сейчас уже всерьез можно говорить о том, чтобы наградить Гарнетта званием лучшего «подстраховщика» Ассоциации. КейДжи никогда не ограничивается опекой своего игрока: он может выйти на периметр, помочь с дабл-тимом и отпахать в защите за своего партнера. Конечно, проштрафившемуся игроку потом не позавидуешь, но можно быть уверенным – Гарнетт сделает все для того, чтобы его партнеры смотрелись лучше, чем они есть. Чемпион мира по борьбе на локтях вполне мог стать лидером этого рейтинга, но это как раз тот редкий случай, когда форвард «Селтикс» оказался не в том месте и не в то время.

1. Тим Данкан («Сан-Антонио»)

Очень часто лучшим становится не самый быстрый, сильный или выносливый. Итоговую победу обычно празднует тот, кто удачно совмещает все качества, не являясь при этом абсолютным лидером в отдельной категории. Это история Тима Данкана. Есть несколько тяжелых форвардов, которые намного разнообразней и удачнее действуют в нападении. Парочка четвертых номеров очень успешно будет конкурировать с уроженцем Виргинских островов в оборонительных навыках. Но никто не сможет сравниться с ним по совокупности качеств.

Данкан блокирует около двух бросков за игру, при этом он в большинстве случаев награждает «горшками» не мимо пробегающих полуростиков, а игроков передней линии, которые непосредственно играют против него. В руках Тима оказывается более 20% мячей, которым так и не суждено попасть в цель, – результат поистине феноменальный, если учесть, что рядом с 33-летним форвардом часто оказываются игроки, превосходящие его в росте и подвижности.

О его эффективности в нападении уже складывают легенды. Если бы можно было просто перекладывать мяч, словно фрукт в корзинку, поверьте, Данкан пользовался бы именно этим приемом и делал это с совершенно невозмутимым лицом.

Многие всерьез заявляют, что время идеального солдата прошло, и лучшим тяжелым форвардом Данкана называют лишь по привычке. Но, позвольте, у вас есть другие кандидатуры?