7 мин.

Соблюдайте тишину

 

Громкие крики во время выполнения ударов стали неотъемлемой частью современного тенниса, особенно женского. Шарапова, сёстры Уильямс, Азаренко – матчи этих теннисисток многие болельщики смотрят без звука. Кому-то кажется, что стоны, приближающиеся по громкости к болевому порогу человека, естественны и никак не влияют на игру соперниц. Однако исследование, проведённое рядом учёных, однозначно свидетельствует о том, что крики могут быть использованы в качестве одного из способов воздействия на игру оппонента.

 

История вопроса

«Расцвет» запредельного по громкости тенниса пришёлся на 2000-е, когда в туре на главные роли вышли сёстры Уильямс и Мария Шарапова. Однако и до них были те, кто досаждал соперникам криками во время розыгрышей. Например, Джимми Коннорс ещё в середине 70-х подвергался критике за излишне громкие звуки, особенно во время подачи. Иван Лендл после Открытого чемпионата США 1988 года упрекал молодого Андре Агасси за то, что тот в некоторые моменты прибавлял громкость и тем самым сбивал Лендла с ритма. Однако лишь с появлением Моники Селеш о проблеме криков в теннисе заговорили всерьёз. Моника стала первой из топ-теннисисток, использовавшей громкие звуки при выполнении практически каждого удара, причём это был не просто мощный выдох, а именно крик, и крик далеко не слабый. На «Уимблдоне» 1992 года на звуковое сопровождение Селеш жаловались даже Мартина Навратилова и Штеффи Граф. В финале Моника не издала практически ни одного звука – быть может, из-за этого она смогла взять у Граф лишь три гейма.

Сёстры Уильямс, которые стали главными теннисными героинями на старте нового тысячелетия, добавили в игру не только мощи, но и громкости. Хотя следует отметить, что на заре своей карьеры сёстры кричали меньше, чем сейчас, особенно это касается Винус. Достаточно сравнить, например, её матч против Курниковой в финале турнира в Майами 1998 года и полуфинальный матч на «Уимблдоне» против Марии Шараповой в 2005-м. Шарапова, впрочем, смогла перещеголять даже сестёр – до недавних пор громче неё не кричал никто. Однако появление юной Мишель Ларшер де Бриту привело в замешательство многих – такого громкого и пронзительного звукового сопровождения теннис ещё не знал. Существует даже негласный рейтинг самых громких теннисисток, основанный на замерах уровня громкости звуков, которые они производили во время некоторых матчей: 

         

Сопоставление этой таблицы со шкалой шумов не может не впечатлить:

При уровне звука выше 200 децибел человек погибает. Чем не оружие? Наслаждающиеся теннисным матчем болельщики часто и не догадываются, что матч, скажем, Серены с Марией нашими ушами воспринимается как борьба дрели с газонокосилкой. 

Безусловно, игроки не издают во время матча таких громких звуков постоянно, к тому же и зрители, и теннисисты находятся друг от друга на значительном расстоянии, но всё же недооценивать такое оружие как звук вряд ли стоит (как легко выигрывала бы матчи теннисистка, научившаяся имитировать скрежет пенопласта по стеклу!).

 

"За" и "против"

Противники криков, среди которых есть и профессиональные игроки, главной бедой считают не столько то, что громкие звуки и подвывания слушать неприятно, сколько то, что крик мешает им услышать звук, который возникает при ударе мяча о ракетку противника. Например, Мартина Навратилова считает, что крик не позволяет игроку оценить этот звук и даже может на мгновение отвлечь игрока. Подобные утверждения подтверждаются и учёными – лабораторные исследования показывают, что звук от соударения двух объектов является важным элементом в оценке движения этих объектов после удара. Слабый удар, замаскированный громким криком, может привести к принятию неверного решения на корте. Поэтому та же Навратилова считает излишне громкие крики игроков своего рода обманом: «Крики достигли запредельного уровня. Это самое настоящее жульничество. Настало время что-то с этим делать».

В свою очередь, теннисистки, которые и являются источниками этих звуков, утверждают, что кричат без какого-либо злого умысла. Мария Шарапова в одном из интервью сказала, что играет так с детства и меняться не собирается. Вторит ей и Виктория Азаренко: «Я не могу это изменить, это часть моей системы дыхания, для меня это естественно и я это делаю ещё с тех пор, как была ребёнком. Я не была особенно мощной, а такое дыхание помогало мне сильнее вкладываться в удар».

Исследования некоторых учёных говорят о том, что крик позволяет игрокам сохранять баланс и увеличивать силу удара. Профессор Брунельского университета Элисон Макконнелл отмечает, что во время игры правильнее вдыхать и выдыхать через рот, однако некоторые люди при такой технике дыхания, выполняя сильные удары, могут издавать громкие звуки, особенно это касается женщин, верхняя часть тела которых значительно слабее, чем у мужчин. Правильное дыхание помогает не только увеличить силу ударов, но и уберегает от травм, например, спины и позвоночника.

 

Жульничество?

Однако, как известно, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Возможно, кому-то громкое дыхание (впрочем, у многих девушек это уже совсем не похоже на дыхание) и помогает в игре, но это не отменяет того факта, что крик может не только раздражать соперника, но и снижать уровень его игры.

Скот Синнетт (факультет психологии Университета Гавайев, США) и Алан Кингстон (факультет психологии Университета Британской Колумбии, Канада) провели исследование, в котором попытались установить, влияет ли наличие шума на скорость реакции в теннисе. В эксперименте приняли участие тридцать три студента с нормальным слухом и зрением, которые не занимались теннисом профессионально. Они сидели в слабо освещённой комнате со звукоизоляцией перед мониторами, на которых были показаны фрагменты специально записанных видео с участием профессионального теннисиста (камера при записи была установлена в районе задней линии на противоположной от игрока стороне корта). Всего испытуемым было предложено 384 видеоклипа, на которых игрок выполнял удары справа или слева – как кроссом, так и по линии, – в определённую зону корта. Каждый из таких клипов проигрывался либо с шумом, либо без него. Кроме того, испытуемым были предложены клипы, которые заканчивались либо в момент контакта ракетки с мячом («сложное решение»), либо через 100 мс после этого момента («простое решение»). В течение всего опыта каждое видео повторялось три раза. Для имитации крика (который может быть абсолютно разным) использовался эмулятор белого шума. Этот шум проигрывался в течение 500 мс во время удара на комфортной громкости (60 децибел, что слабее шума, производимого некоторыми теннисистами). 

Участники эксперимента должны были как можно быстрее указать, в какую сторону будет направлен мяч после удара теннисиста на видео. Если по их мнению удар должен быть направлен под их правую руку, то они нажимали клавишу «M» на клавиатуре, если же под левую – то клавишу «X». Весь опыт длился примерно 25 минут с небольшими перерывами на отдых.

Результаты исследования представлены на двух таблицах.

 

Было установлено, что при включении шума во время выполнения удара испытуемые принимали решение примерно на 21-33 мс медленнее, чем без шума и делали на 3-4% больше ошибок как в случае принятия простых, так и сложных решений. Если допустить, что средняя скорость ударов во время розыгрышей составляет 50 миль в час (примерно 80 км/ч), то задержка в 21-33 мс означает, что мяч пролетит дополнительно примерно 60 см, прежде чем соперник среагирует на удар. В свою очередь, ошибка в 3-4% тоже не выглядит такой уж ничтожной. Например, на Уимблдоне в период с 1992 по 1995 гг. среднее количество разыгранных в гейме очков составляло 6.4. Если средняя продолжительность розыгрыша одного очка составляет 5-7 секунд и за это время выполняется около 3 ударов, то ошибка в 3-4% означает, что только за счёт крика теннисист может зарабатывать примерно по одному очку за гейм. Для выигрыша гейма в теннисе достаточно четырёх очков и даже одно очко может быть очень важным.

Таким образом, вклад производимого игроками шума в судьбу теннисного матча не так уж мал – можно сделать вывод, что за счёт криков некоторые игроки получают определённое преимущество и воздействуют на соперников. Если же к этому добавить слова Навратиловой о том, что крик мешает слышать удар мяча о ракетку и это тоже отвлекает игроков, то намеренное использование криков становится настоящим оружием в руках умелого спортсмена.

Безусловно, переделывать и менять игроков, которые сформировались в таких условиях, и вводить запреты для них уже поздно – вряд ли это может привести к чему-то хорошему. Но данные факты необходимо учитывать при подготовке детей, чтобы в будущем теннис был более честной игрой.

 

По данным Sinnett S, Kingstone A, 2010 A Preliminary Investigation Regarding the Effect of Tennis Grunting: Does White Noise During a Tennis Shot Have a Negative Impact on Shot Perception? PLoS ONE 5(10): e13148. doi:10.1371/journal.pone.0013148