15 мин.

Александр Кержаков: «Проявлений женственности за собой и за партнерами не замечал»

Вслед за Данко Лазовичем в студию «Радио Зенит» заглянул Александр Кержаков. Консилиум по победе над «Барселоной», Руни, Иньеста и Хави в «Зените», итоги недавних матчей петербуржцев и вечный вопрос весенних полей – в беседе нападающего с Федором Погореловым.

 

– Почти две сотни вопросов, которые прислали для вас болельщики в нашу редакцию, звучат примерно так: «Что же произошло в субботу»? Ваш комментарий.

– Что произошло, было хорошо видно по телевизору. Я уже высказывался по этому поводу сразу после игры со «Спартаком», и ничего нового рассказать не могу. Мне не удалось реализовать выход один на один, но мяч оставался в игре, может, на секунду я где-то расслабился… Андрей двигался очень быстро, я летел с огромной скоростью, мы просто продолжили движение вперед  по инерции. Я не мог предположить, что такое столкновение может случиться. И если бы у меня была возможность избежать удара, я бы так и поступил. Но я ничего не смог сделать. Сразу после столкновения я понял, что у Андрея может быть серьёзная травма.         

– Наверное, паршиво себя ощущаете?

– Что значит «паршиво»? Я не делал ничего специально, поэтому «паршиво», наверное, не совсем подходящее определение. Мне неприятно, что я оказался в такой ситуации и в эпизоде именно с моим участием вратарь получил опасную травму. У Андрея серьёзные повреждения. Возможно, он пропустит весь остаток чемпионата, и не дай бог, – чемпионат Европы. Мне очень обидно, что все так вышло. Но... это футбол – так бывает.

– Нам пришло забавное смс-сообщение от слушателя. Было бы еще смешнее, если бы его автором оказался Игорь Денисов. «Какой сон может быть страшнее, чем Карпин – тренер «Зенита»»?

– Действительно, веселый вопрос, думаю, на него можно не отвечать, лучше просто посмеяться.

– И еще один вопрос от нашего слушателя: как вы проводите те немногочисленные выходные, которые у вас бывают?

– В последнее время я остаюсь в Москве, потому что приходится участвовать в рекламной кампании «Адидас» перед началом чемпионата Европы. А в свободное время стараюсь отдыхать дома, потому что сейчас наступает период, когда нам нужно экономить силы для того, чтобы стать чемпионами.

– (вопрос слушателя): В марте состоялись две встречи с «Динамо». В чемпионате России «Зенит» сыграл блестяще, а в матче за Кубок России мы увидели не самый сильный состав и полный провал. Что произошло?

– Был короткий промежуток между матчами. Если вы имеете в виду закулисные игры, то ничего подобного не было. Что касается состава на игру, то это вопрос к Лучано Спаллетти. На «Петровском» прежде всего иначе сыграло «Динамо». Команда выступала практически без нападающих, из атакующих футболистов был только Кураньи, а основные командные силы были брошены на то, чтобы лишить нас возможности атаковать. Плюс качество поля оставляло желать лучшего. В таких встречах игра, как правило, идет до первого гола, у динамовцев получилось сделать это раньше нас. Обидно.

– Как вам нравится предложение Сергея Фурсенко вести финальную стадию чемпионата России по системе плей-офф?

– Мне кажется, что это неактуально и такого не будет.

– (вопрос слушателя): Вам приятнее забивать «Спартаку» в игре или с пенальти?

– Не важно. Самое приятное – побеждать... «Спартак».

– В том эпизоде, когда вы вышли один на один с Диканем, почему не стали подсекать мяч?

– Я как раз хотел сделать именно так, но неудачно подготовил мяч, чтобы осуществить этот элемент. В тот момент, когда я выходил один на один, понимал, что буду бить в правый верхний угол, но подвела техника.  

– (вопрос слушателя): Вы пойдете на концерт группы «Ленинград», или команда в этот день уже уедет в Москву?

– Буду уже в Москве, поэтому на сцене меня не увидят.

– (вопрос слушателя): Как победить «Барселону»?

– Я не знаю. Думаю, этот вопрос многих беспокоит. Можно, например, спросить у тренера «Осасуны».

– У тренера «Осасуны»,  Жозе Моуринью и Курбана Бердыева.

– Да, собрать консилиум. «Барселона» играет в фантастический футбол, и нам остается только наслаждаться тем, что удается посмотреть по телевизору.

– Но вы же сами забивали «Барселоне»?

– Да, мы же их обыграли тогда 2:1. Что-то я забыл, сейчас все расскажу! При счете 0:1 у нас удалили защитника, Роналдиньо не забил пенальти, зато мы забили дважды.

– (вопрос слушателя): Проводите ли вы встречи с болельщицами? Если да, то где об этом можно узнать?

– Нет, таких встреч у меня не бывает.

– (вопрос слушателя): Александр, за кого вы болеете в Лиге чемпионов?

– За «Барселону», естественно.

– А почему «Барселона»? Почему не «Реал», например?

– Потому что смотреть, как играет эта команда – настоящее удовольствие.

– (вопрос слушателя): Форвард во многом зависит от других игроков. На ваш взгляд, какого футболиста следует пригласить в «Зенит», чтобы вы могли играть еще лучше?

– В том, чтобы покупать какого-то нового игрока, нет особенной необходимости, у нас и сейчас очень хороший состав. А вот если бы поля были лучшего качества, играть было бы приятней, да и забивать было бы проще.

– А я думал, что услышу: «Хочу, чтобы за «Зенит» играли Иньеста и Хави».

– Если честно, именно эти фамилии были у меня в голове, но я решил, что затронуть проблему плохого состояния полей будет важнее. Если бы газон на «Петровском» был в идеальном состоянии, болельщикам было бы приятнее смотреть футбол, и дома играть было бы проще, чем на выездах.

– Вы согласны с довольно жестким высказыванием Романа Широкова о том, что на поле «Петровского» нужно пасти кур и коз?

– Вряд ли можно пасти коз там, где нет травы. Я думаю, проще сажать картофель. А если серьезно, то играть на таких полях так, чтобы понравилось зрителю – невозможно.

– Поэтому «Зенит» в некоторых матчах «упрощает» игру?

– А как играть по-другому? Мы провели дома два матча, с «Кубанью» и с «Рубином», и  играть было очень сложно. В «Лужниках» было проще. Газон там ненамного лучше, но мяч хотя бы катится, а не скачет.

– Для вас было важно побить рекорд Олега Веретенникова по забитым за «Зенит» мячам? Вы вообще следите за списком лучших зенитовских бомбардиров? Обошли Веретенникова, затем побьёте рекорд Короткова, впереди – Протасов и Блохин…

– За этими списками сложно следить. В разных источниках – совершенно разные данные. Поэтому буду просто забивать, тем более, что сил еще хватает.

– Многие обвиняют Спаллетти в нежелании перестраивать схему под использование вас на фланге и Бухарова «столбом». Вы комфортно себя чувствуете на позиции левого или правого атакующего нападающего?

– Я вообще себя комфортно чувствую, когда выхожу в стартовом составе, а где играть – мне в принципе не особо важно. Все зависит от того, как видит ситуацию тренер. Были игры, когда я играл и слева, и справа, я не слишком чувствителен к таким переходам.

– Однажды вы признавались, что не готовы сидеть в запасе. С тех пор ситуация не изменилась?

– Нет, я по-прежнему к этому не готов.

– А если представить ситуацию, что в «Зенит» переходит Уэйн Руни?

– Ну и что?

– Ответ настоящего мужчины! Руни расплакался, наверное, в «МЮ». Слушательница пишет: «Александр, собираетесь  порадовать болельщиков новой книгой»?

– Пока нет.

– Может, мемуары напишете?

– Конечно, сейчас десятки издательств на меня выйдут, предложения посыплются многомиллионные, причем обязательно в долларах, вот тогда я начну думать в этом направлении.  

– (вопрос слушателя): Я так и не понял, Спаллетти собирается переходить в «Фиорентину»?

– Я тоже не понял. Даже не слышал об этом.

– Расскажите о судьбе проекта футбольной школы имени Морозова.

– Недавно состоялась встреча с Георгием Полтавченко и Алексеем Миллером, нам удалось обсудить вопрос создания школы. При смене губернатора и председателя спорткомитета этот проект немного застопорился. Мы все обсудили, и я заручился поддержкой губернатора и Алексея Борисовича. Так что футбольная школа имени Морозова обязательно откроется. Этот проект по-прежнему интересен и городу, и «Газпрому», поэтому у нас все получится. Думаю, строительство начнется уже в следующем году.

– Видите себя в будущем детским тренером?

– Сложно сказать, жизнь слишком непредсказуема. Если зарплата будет большая, то почему бы и нет.

– Я думал, вы уже окончательно решили на книжках зарабатывать.

– Если без шуток, то тренером, наверное, мне не быть,  а вот координировать работу детской спортивной школы мне было бы интересно.

– Если говорить о навыках общения с детьми: у вас были ситуации, когда вы что-то не могли объяснить своей дочери?

– Какие-то трудные вопросы были, но обычно после короткой паузы ответ находился.

– А откуда берутся дети – спрашивала?

– Нет, она уже знает.

– (вопрос слушателя): Кажется, что, кроме «Зенита», нет команды, которая готова выиграть оставшиеся матчи. Или соперник все-таки есть? Еще один вопрос: есть ли команды, обыгрывать которые доставляет особое удовольствие?

–  Обыграть «Спартак» мне хочется всегда. Принципиальность наших встреч неоспорима. Что касается нашего преимущества, дай бог, чтобы  чемпионство было, но расслабляться рано. Теоретические шансы велики, но говорить об этом, как о свершившемся факте, пока не стоит. У нас хороший отрыв, но для того, чтобы стать чемпионами, нужно продолжать работать.

– Вы уже думали, в каком конкретном матче будет лучше оформить чемпионство?

– Чем раньше, тем лучше. Для этого нужно победить еще в двух играх, это встречи с «Локомотивом» и ЦСКА. Будем стремиться к этому. Но сроки здесь не столь важны, главное – результат.

– (вопрос слушателя): Как вы воспринимаете слова регбистов и хоккеистов о том, что все футболисты – девочки?

– Наверное, с завистью! Никаких проявлений женственности за собой и за партнерами не наблюдал. Сложно сравнивать эти виды спорта, но хруст ломающихся костей во время поединков регбистов действительно впечатляет.

– (вопрос слушателя): с какими соперниками из Англии вы бы хотели встретиться в следующем групповом этапе Лиги чемпионов?

– Мне не важно, главное, чтобы мы там играли.

– (вопрос слушателя): Кем вы мечтали стать в детстве?

– Футболистом. Не слишком затейливо, зато честно.

– С каким из тренеров было интересней всего работать?

– Интересно было абсолютно со всеми. И в моих словах не будет ни капли лукавства, если скажу, что у каждого наставника чему-то научился, каждый чем-то запомнился. Главный тренер команды  всегда личность, и у него на все свое мнение, в чем-то ты можешь соглашаться с ним, в чем-то – нет, но работать под руководством хорошего специалиста всегда интересно.

– Романцев, например,  вас чему научил?

– Романцев – фигура в российском футболе очень значимая. Попасть в сборную, которой он руководил, для меня было чем-то вроде доброго сна. На чемпионате мира я смотрел на все происходящее вокруг с открытым ртом. И дело было скорее не в тренере, а в общей обстановке.

– Правда, что в ту поездку на ЧМ в самолет водку ящиками грузили?

– Нет.

– Или просто вы не видели?

– Просто это слух. Кому нужно водку с собой везти, если ее везде можно купить?

– (вопрос слушателя): Какая тактическая схема позволяет вам чувствовать себя наиболее комфортно на поле?

– Дело не в схеме, а в партнерах. Например, сейчас я уверен в центре поля, в том, что мне будут идти те передачи, которые мне удобны, что защитники смогут сдержать серьезных нападающих соперника, что наш вратарь выручит в трудный момент.

– По тренировкам и играм, которые мне удалось наблюдать, сложилось впечатление, что чаще всего от вас ценный совет в экспрессивной форме получает Томаш Губочан. Это так?

– Нет.

– А кто? Телегин?

– Нет. Это всё эмоции, особенно в игровых моментах. В «Зените» почти все – игроки сборной. Кого здесь учить? Кому советовать? Так, эмоции, жажда победы...

– Удачные результаты «Зенита» в домашних встречах ЛЧ и не очень удачные на выезде как-то связаны с поддержкой болельщиков?

– Конечно. Многим командам удалось выиграть домашние встречи и выйти в стадию плей-офф благодаря поддержке трибун. Хорошая иллюстрация  к этому – выход АПОЭЛа в ¼ финала.

– В таком случае как вы отнеслись к ситуации, когда во время матча с «Рубином» ушел вираж?

– Мне было непонятно, почему так произошло. Думаю, если бы болельщики остались, мы бы победили.

– Это совет виражу?

– Не совсем совет. Но когда нас поддерживают так, как это делает вираж в Петербурге, это действительно помогает, придает сил и уверенности, а так мы лишаемся одного игрока.

– Лучано Спаллетти  сказал, что пойдет на вираж в «Черкизово».

– Значит, один человек с виража точно не уйдет.

– У вас не было соблазна посмотреть игру вместе с виражом во время восстановительного периода?

– Сложно сказать, я практически всегда в таких случаях хожу на стадион с дочкой. И выбираю место с точки зрения того, где ей тепло и хорошо видно поле.

– (вопрос слушателя): Слабо сейчас с Аршавиным исполнить на газоне «гусеницу»?

– Кувырки, что ли? Если выиграем чемпионат – исполним.

– Уже тренируете?

– Такое не забывается!

– (вопрос слушателя): С кем было грустнее всего прощаться из тех, кто покидал команду?

– Сложный вопрос. Наверное, с питерскими ребятами.

– Вовка?

– Быстров, Власов, Лобов, Астафьев – воспитанники питерской школы.

– Получилось ли сходить на хоккей в этом сезоне?

– Да, был на одной или двух играх.

– «Зенит» проиграл «Динамо» одну игру, СКА проиграл «Динамо» четыре матча. Есть какая-то закономерность?

– Нет. Но считаю, что в СКА нужно больше воспитанников питерской школы.

– Одного Соколова вам недостаточно?

– Я не знаю, сколько точно в СКА игроков нашей школы, но надо, чтобы было больше. Тогда у игроков будет дополнительная мотивация, они будут стремиться отстоять честь родного города. Когда есть за что биться, можно вытащить команду даже из самой безнадежной ситуации. А когда в команде нет патриотов, получается история – приехал, поиграл, проиграл, собрал сумки, уехал.

– (вопрос слушателя): Смотрите ли вы «Удар головой»?

– Нет. Я не любитель таких программ.

– А новости смотрите?

– Смотрю, но только самые важные, которые идут в начале.

– Здесь важно уточнить: вы их смотрите, как юмористическую передачу?

– Нет. Меня интересует, что происходит в стране.

– (вопрос слушателя): Сильно  чувствуется отсутствие Данни? Без него сложнее играть?

– Конечно, чувствуется. Порой не хватает игрока, который может взять игру на себя и обыграть двух-трех соперников так, как это делал Данни. Легче освобождались зоны, возникали острые ситуации. С ним было гораздо проще. Данни очень хороший игрок, и его отсутствие в составе – большая потеря для нас.

– Адвокаат в «Зените» и Адвокаат в сборной – это один и тот же человек?

– Мне сложно судить, потому что я не так долго работал с ним в «Зените», около полугода.

– А в сборной все хорошо?

– Да. Говорят, он такой же, каким был в «Зените».

– (вопрос слушателя): Если будете бить одному и тому же вратарю пять пенальти подряд, сколько забьете?

– Смотря какому вратарю.

– Вячеславу Малафееву.

– Не знаю, могу все пять забить, могу ни одного.

– Определенная робость перед тем, как пробиваете пенальти, возникает?

– Конечно, волнение присутствует, я же не железный человек, у меня тоже есть нервы. Но от этого приятнее забивать.

– (вопрос слушателя): Если бы нужно было срочно нарисовать плакат «Зенит – чемпион!», то кому бы вы это доверили?

– Думаю, в этом ничего сложного нет. Главное, чтобы писать умели по-русски, поэтому иностранцам вряд ли доверю.

– (вопрос слушателя): догоните ли вы Думбию в гонке бомбардиров?

– Если партнеры будут так же играть на меня, как играют сейчас, то вполне возможно. Главное, чтобы ЦСКА не догнал нас в гонке за чемпионство. Поверьте, это намного лучше, чем стать бомбардиром, потому что когда в 2004-м я забил больше всех в чемпионате России, даже это не было ложкой меда в бочке дегтя.

– Кержаков, Думбия и Траоре – действительно тройка лучших нападающих в стране?

– Если говорить о качестве голов, то почему бы сюда не включить Это’О? Мне кажется, что если бы он серьезно относился к делу, то, может быть, даже не стоял бы в одном ряду с нами. Это футболист, который выиграл все, что только можно.

– Считаете, Это’О филонит?

– Честно, не знаю, но я видел, как он играл в «Барселоне»: там все было немного иначе.

– На ваш взгляд, Павлюченко действительно сделал «Локомотив» претендентом на Лигу чемпионов?

– Во-первых, претендентами их сделал тренер, команда при нем заиграла и стала показывать достойный результат. У них хороший вратарь, хороший центр поля, в котором играют сборники. У команды правильные ходы на трансферном рынке, правильные действия в игре, почему нет?

– Почему «Локомотив» пропустил лишь два мяча в весенней стадии чемпионата?

– У них уже был такой отрезок и в прошлом году, когда они не пропускали на протяжении шести игр, но потом пропустили – так бывает. Значит, у «Локомотива» хорошо выстроенная оборона, хорошая тактика.

– (вопрос слушателя): Был ли у вас момент, когда вы получали травму совершенно нелепым образом?

– Был один момент, когда я играл в «Динамо». Просто стоял на кухне и наливал чай. Почему-то центр тяжести сместился на одну ногу, и я подвернул голеностоп. Нога распухла. Слава богу, это был день после игры, и ничего серьезного я не пропустил.

– Следите ли вы за второй восьмеркой, за игрой брата?

– Слежу, конечно, за «Волгой». Последние игры после его удаления в матче с «Тереком» он не играет, а команда стала побеждать.

– Цитата Спаллетти из последнего брифинга: «Я всегда на стороне своих футболистов и задушу того, кто будет их трогать, потому что они мои». Вы чувствуете это отношение тренера?

– Не знаю, что сказать, но тренер всегда нас защищает. Думаю, это правильный ход. Если дело так и обстоит – это вдвойне приятно.

– По тем матчам, которые вы видели, второе и третье места какой команде должны достаться? ЦСКА, например, каждый тур проходит со скрипом.

– Может быть, и со скрипом, но ЦСКА есть ЦСКА. Они будут бороться с нами и за чемпионство. «Локомотив» в данной ситуации третий, хотя и «Рубин» неплохо играет. Главное, чтобы мы выиграли чемпионство, а кто там за нами – меня не особо интересует.

– (вопрос слушателя): Нравится ли вам «Rammstein»?

– Нет, не люблю, и их представления на сцене я вообще не понимаю.

– Вы согласны с Карпиным, что против «Спартака» есть заговор?

– Нет, какой может быть заговор против «Спартака»? Против нынешнего «Спартака» и заговор никакой не нужен. Всем хватает сил обыграть его и так.

– (вопрос слушателя): Кто из иностранцев лучше всех говорит по-русски?

– Губочан и Жевнов.

– (вопрос слушателя): Как вы прокомментируете смену капитана команды?

– Я не могу никак это прокомментировать. Я не знаю причин. Но раз так произошло, значит, у Саши были на то основания. Мне об этом никто не рассказывал, а сам выяснять я никогда не буду.

– (вопрос слушателя): Разыгрываете ли вы друг друга в команде? И как у Лучано с чувством юмора?

– С чувством юмора у Лучано все в порядке. Разыгрываем, но мне сложно вспомнить какую-то конкретную историю.