9 мин.

Стратегия

В студенческом возрасте я очень любил стратегии, особенно "Цивилизацию". Именно тогда у меня выработалось мнение, что многим российским компаниям не хватает четко выбранного стратегического курса. Большинство бизнесменов нацелены на получение прибыли сегодня и сейчас. Они совершенно не думают о будущем, не планируют развитие своей компании, не закладывают ориентиры будущих целей и не рассматривают возможности долгосрочного финансирования.

К чему я все это? КХЛ является самым успешным бизнес проектом в нашем спорте. Тут, конечно, кто-то может со мной поспорить, но на данный момент я не вижу доводов "против". Однако у КХЛ так же, как и у всех российских компаний отсутствует стратегия развития. Поэтому в лиге чуть ли не каждый год меняется регламент, появляются странные лимиты и принимаются довольно странные управленческие решения.

Высказывания господина Медведева на форуме ИИХФ - о создании единой паневропейской лиги на 64 команды, лишь подстегивают выработки четкого плана стратегического развития, потому что, опираясь только на русский "авось", чего-то серьезного не достигнешь. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию 7 основных пунктов (направлений, целей - это кому как больше нравится) стратегического развития КХЛ по моей версии.

1. Лимит на легионеров.

После того, как в футболе заговорили об уменьшении обязательного количества русских игроков в заявке, стало очевидно, что и российский хоккей к этому рано или поздно придет. Данное решение не должно быть поспешным. К моменту его принятия, как мне кажется, количество российских игроков в ВХЛ должно быть в два раза больше числа играющих в КХЛ, тогда мы получим здоровую конкуренцию и снижение зарплат. Также, как мне кажется, лимит не должен исчезать полностью, потому что в большинстве клубов менеджмент бездарный и селекция проводиться по принципу "а давайте потратим побольше денег". Зато потом никто не знает, как платить зарплаты (пример Новокузнецка - это лишь подтверждает). Необходимо вводить денежную компенсацию за подписание легионера. Сумма, выплачиваемая клубом за использование легионера должна расти в зависимости от общего числа иностранцев, которые уже есть в команде. Например, клуб А решает подписать легионера, если он один в команде, то клуб выплачивает 750 тыс. руб., если игроков с иностранными паспортами двое, то уже 1,5 млн. руб., если в команде три легионера - 3 млн. руб., четыре - 6 млн. руб. и так далее. В итоге за 10 иностранных игроков клуб должен будет выплатить перед началом сезона 384 млн. руб. Это ориентировочные цифры и, как мне кажется, при определении сумм компенсации следует исходить из объема средств, которые тратятся на годовое содержание одного юниора. Таким образом, убираются лимиты, и оказывается поддержка детско-юношескому хоккею. Деньги, получаемые от клубов не должны попадать в саму КХЛ или, допустим, в ФХР. Они должны направляться в специальный фонд, который смогут курировать хоккеисты, руководители клубов, болельщики и все заинтересованные лица. Деньги из фонда должны расходоваться по одному или двум направлениям, чтобы избежать нецелевого использования. Например, на строительство катков и покупку амуниции для ДЮСШ.

Единственное условие при введении данной денежной компенсации за легионера в лиге - это четко сформированный, жесткий потолок зарплат на длительный срок 3-5 лет. Иначе ничего работать не будет.

Вероятность данного события (получена в результате опроса 10 человек) - 20 %.

2. Потолок зарплат.

Выше уже упоминалось, что необходимо вводить жесткий потолок зарплат. Минимум на три года, а лучше на пять лет. Да, в нашей стране за такой срок может все кардинально измениться, но всем нам необходимо научиться думать на перспективу. Это касается многих клубов в лиге. Когда люди заключают с большей частью команды контракты на год, то становиться понятно, что деньги нашли с трудом и у команды будут финансовые проблемы. Поэтому необходимо клубам учиться взаимодействовать со спонсорами не в течение одного года, а подписывать контракты на два-три года. Это позволит клубам планировать свою деятельность и практически станет невозможной ситуация, которая приключилась с "Автомобилистом" или "Витязем" в этом году.

Потолок зарплат дисциплинирует клубы и заставляет всех играть в одном измерении.

Вероятность - 90 %.

3. "Восток дело тонкое".

Перед каждым бизнесом рано или поздно возникает необходимость в поиске нового рынка сбыта, потому что существующие всегда ограничены. Расширение КХЛ будет продолжаться и, как мне кажется, основной задачей лиги является расширение на восток и попытка выхода на азиатский рынок. Да, в Европе никому не надо объяснять, что такое КХЛ, что такое хоккей и вообще как выглядит шайба. Но и рынок европейский весьма ограничен. Там существуют сильные национальные федерации, которые не отдадут деньги без боя. Наш российский пример в лице ФХР - это подтверждает. Есть и другая причина, по которой следует смотреть в первую очередь на восток, а не на запад. Рано или поздно, если КХЛ продолжить развиваться западные клубы будут вступать в лигу, а значит и прирост команд в западной конференции будет постоянным. В то время, как на востоке появление сильных клубов ожидать не стоит. Кроме Тюмени больше и вариантов особых нет. Следовательно, остается компенсировать недостаток клубов за счет иностранных участников. Как их привлечь? Сложный вопрос. Самый логичный выход это попытаться затащить по команде из Китая и Кореи в МХЛ, тогда будет возможность оценить перспективы сотрудничества и у КХЛ, и у новых участников.

Вероятность - 50%.

4. ФХР.

Конечно, хорошо, когда лига и федерация работают в одном направлении, но бизнес и чиновники не могут существовать вместе. Это практически аксиома. Руководителям КХЛ следует отстраняться от федерации и не давать ей влиять на работу лиги, иначе будет возникать столкновение интересов. Хотя это уже случилось. КХЛ намекает, что Евротуры и ЧМ, не дают нормально проводить соревнования, а ФХР показывает кубок ЧМ и тихо про себя говорит - "Видали? Выкусите!". Конструктива не будет, пока ФХР и КХЛ связаны между собой. Устранение данных связей должно являться первоочередной задачей, но как мне кажется, этого никогда не случиться. Так как менталитет нашего бизнеса строиться зачастую исключительно на связях и личном контакте и ни на чем больше.

Вероятность - 10%.

5. Инфраструктура.

Это является больной темой для всего российского спорта. Настолько больной, что о ней предпочитают не говорить часто, а то у всех настроение ухудшается. В случае КХЛ, есть большой шанс улучшить свою инфраструктуру практически бесплатно. Для этого требуется пролоббировать свои интересы, и заполучить разборный дворец после олимпиады в Сочи. Вопрос кому ему отдать не встает. Вариант, самый логичный, один - Екатеринбург. Деньги на новый дворец там не найдут. Почему? По очень многим причинам, а главная из них, там уже вложились на большую сумму в реставрацию футбольного стадиона и теперь больших денег никто не даст. Вероятность появления спонсора, которые оплатит строительство нового стадиона маленькая, так как нефти нет. Поэтому остается только получить стадион на халяву. Развитие инфраструктуры КХЛ дается с трудом, хоть ситуация и лучше, чем в футболе. Правда к 2018 году у футболистов появится несколько новых стадионов. В случае хоккея очередной ЧМ пройдет в зажравшейся Москве (Питер навряд ли увидит, что-нибудь интересное), когда логичнее было бы его провести где-нибудь на Урале или Поволжье, но зачем нашей федерации лишние затраты и геморрой? Выход из данного круга один - поиск КХЛ самостоятельно спонсоров под строительство стадионов, которые впоследствии переходили бы в оперативное управление ее дочерней компании. Такое развитие событий маловероятно, но инфраструктуру следует развивать и как можно активнее.

Хочется отметить, что в последнее время от болельщиков стали исходить предложения строить большие дворцы на 15-20 тыс. мест. Данные доводы в российских реалиях являются довольно нелогичными, потому что чаще всего такие дворцы просто-напросто себя не окупят, особенно, если учитывать, что сейчас команда КХЛ проводит 25-30 домашних матчей. Немаловажным является и заполняемость арен. Если стадион на 50% заполняется владельцами абонементов (а в идеале цифра должна быть 60-70%), то тогда раздумывать о строительстве нового стадиона вообще не стоит. С другой стороны, если клуб является арендатором, то, возможно, будет выгоднее строительство собственной арены. Но опять же основную роль в принятии решения является окупаемость, которая должна составлять меньше 7 лет, а в идеале меньше 5 лет. В российских реалиях при строительстве дворца на 15 тыс. посадочных мест где-нибудь в регионах такая окупаемость нереальна. Поэтому стадион такой вместимости может быть построен в глубинке только в случае, если найдется какой-то меценат, которому деньги девать некуда.

В целом вероятность улучшения инфраструктуры в ближайшие годы - 60%.

6. Переезд.

Да простят меня болельщики московских команд, но очевидно, что в Москве и Подмосковье слишком много команд. В последние два сезона три клуба столичного региона оказываются за бортом плей-офф, а уж если говорить про посещаемость, то тут московские клубы ставят антирекорды. Возникает вопрос, зачем такие клубы лиге? Возвращаемся к особенностям ведения бизнеса в России - личные знакомства решают все. Переезд, как минимум одного клуба выглядит логичным. Какого? По-моему мнению им должен стать "Спартак". "Динамо" выступает стабильно, финансирование есть, в планах улучшение инфраструктуры. Причем оно вполне осязаемо. За "ЦСКА" взялась Роснефть, а менеджеры добывающей промышленности деньги тратить умеют - это факт. Поэтому и команда будет, и стадион, и вообще все, что только руководство клуба попросит. "Спартак" же ищет финансы под каждый сезон, команду формирует также лишь на один сезон и будущего не видно у команды. Возможно, в этом сезоне что-то изменится, но сомневаюсь, что стадион будет забит под завязку или руководство клуба задумается об улучшении качества проведения матчей или о маркетинговых программах. Да, и если посмотреть, то что потеряет Москва от переезда "Спартака"? Ничего. Абсолютно. Лига тем более ничего не потеряет, потому что популярности "Спартак" лиге точно не приносит. Куда перевозить клуб? Например, в Сочи. Понятно, что там будет хоккейный клуб, так как арена останется и ее надо использовать. И "Спартак" идеальный кандидат. Еще как вариант, это "Витязь", но пока присутствие данной команды выгодно лиге в качестве пиара.

Таким образом, вероятность переезда московского клуба - 30%.

7. Молодежь.

Изначально я не хотел затрагивать данное направление, так как много уже про него писал, да и тема настолько обширная, что не удастся все уместить в несколько предложений. Однако недавно смотрел передачу, где какие-то деятели обсуждали вариант создания студенческой хоккейной лиги. Утопия. Серьезно, я поражался, как эти люди могут об этом серьезно говорить. Они такое чувство вообще не представляют, что твориться в ВУЗах и не видели какие в учебных заведениях спортивные сооружения. Да, надо привлекать к соревновательной системе молодежь занятую учебой, но без создания материальной базы и инфраструктуры - это все равно, что мечтать о вилле на острове, живя в коммуналке. Единственный вариант - это создание любительских лиг по географическому принципу, где могли бы участвовать полупрофессиональные команды, которые при желании могли бы впоследствии подняться в дивизион Б МХЛ.

Вероятность создания студенческой лиги - 10%.

 

Заключение.

Стратегическое планирование достаточно сложная дисциплина и мой здесь рассказ нельзя связывать с серьезной работой. Это всего лишь мысли и сугубо мое личное видение развития лиги. Однако я постарался показать те задачи, которые потребуют решения в ближайшем будущем, если КХЛ продолжит свое развитие и не уйдет в стагнацию. Руководству лиги следует обратить внимание на стратегическое развитие, на захват рынка и оценку потребительского интереса. Тогда будет легче позиционировать себя в Европе, искать инвестиции и расширять свое влияние в мире. Выработка стратегии довольно сложный процесс, который может занять несколько месяцев, а то и пару лет, но, несомненно, это важный аспект в дальнейшем развитии лиги.

Хорошего всем дня!