4 мин.

Деньги на ветер. Почему массовая закупка звезд одним российским клубом является злом

Халк, Дзюба, Широков или кто-то еще способны увеличить число зрителей на трибунах вашей команды? Блог ZDK, изучив историю последних громких покупок, приходит к выводу, что многомиллионные трансферы без других усилий - деньги на ветер. И за оптовой закупкой неизбежно следует "обвал".

alt

- С такими игроками, как Халк и Витсель, они должны дойти, как минимум, до финала Лиги чемпионов.Валерий Газзаев в интервью газете «Советский спорт» о покупке футболистов питерским «Зенитом». 2012 год.

Начиная с 2008 года, который стал «золотым» для российского футбола, в Премьер-Лиге трижды возникали случаи массовой покупки дорогих игроков минимум одной командой. По задумке руководства, это делалось для улучшения результатов, ну и для привлечения новых зрителей на стадион. На деле же все выходило все совсем иначе. И неизбежно за массовым усилением начинался спад и падение.

В сезоне 2011/2012 и 2012/2013 активничал махачкалинский «Анжи». Летом 2012 года более 100 миллионов евро, по данным портала transfermarkt.de, потратил питерский «Зенит». Ну и наконец в лето 2013 года массовую закупку звезд провело столичное «Динамо». Что это дало каждому из клубов?

«Анжи» смог подняться с 11 места по итогам сезона 2010 на третью строчку по итогам чемпионата России 2012/2013 годов, но уже на следующий год занял последнее место в Премьер-Лиге. «Зенит» так и оставил за собой 2 место в турнирной таблице первенства страны, проиграв гонку за «золото» московскому ЦСКА. «Динамо» же разменяло 7 место на четвертое, но потом пострадало из-за своих огромных трат.

Большая трата денег на дорогостоящих игроков никак не смогла привлечь на трибуны новых зрителей. Так, питерский «Зенит» в 2010 году в своем «чемпионском» сезоне хвастался посещаемостью в 20 622 человека. Ну а потом цифры стали падать. 19 688 в следующем чемпионате, а потом и вовсе 16 916 (были случаи проведения «матча без зрителей» в качестве наказания). 

В Санкт-Петербурге ждут окончания строительства нового стадиона, который возводится к чемпионату мира по футболу 2018 года. И тогда цифры посещаемости могут пойти ввысь.

Довольно интересной является картина с московским «Динамо» и махачкалинским «Анжи». Каждый из этих клубов удивителен по-своему.

Для столичных динамовцев с 2009 года домашней ареной является стадион «Арена Химки». И как бы ни старались футболисты с результатами, трибуны на их играх далеко не всегда заполняются. Как раз напротив, у «Динамо» возникает весьма интересная картина. Команда не пользуется популярностью на домашних играх - туда приходят в среднем по 7-7,5 тысяч человек. Но зато посещаемость выездных матчей москвичей вот уже шесть лет выше, чем игр дома.

Когда же летом 2013 года «Динамо» перекупило большинство игроков «Анжи», то показатель и вовсе стал интересным. В сезоне 2013/2014 на домашних поединках столичного клуба в Химках в среднем было по 7 826 человек, тогда как на выезде на «Динамо» приходили посмотреть по 11 860 зрителей. Так что же выходит? Получается, что ведущие клубы России, покупая дорогих игроков, увеличивают свою популярность в регионах.

К слову, летом 2015 года грянул громкий скандал. У московского «Динамо», который массово скупил всех игроков у «Анжи» пару лет назад, нашлась дыра в бюджете в 267 миллионов евро за три года. В наказание за такие траты клуб исключили из Лиги Европы, поскольку в европейских клубных турнирах уже несколько лет действует правило «финансового фейр-плей».

Показательна история махачкалинского «Анжи». В 2010 году это был достаточно скромный клуб в масштабах Премьер-Лиги. В том сезоне он занял 11 место, но зимой после окончания чемпионата в клуб пошли финансовые вливания от Сулеймана Керимова, в «Анжи» появились такие игроки как Юрий Жирков, Роберто Карлос, Самуэль Это'О. И что же поменялось? На «Анжи» стали еще лучше ходить по всей России. Для сравнения - в 2010 году средняя посещаемость выездных встреч дагестанского клуба составляла 9 498 человек. Ну а по итогам сезона махачкалинцы стали намного популярнее - 16 510. Для сравнения, постепенно топовые цифры дагестанской клубы сошли на нет и 9 домашних матчей этого сезона в среднем посещали 11 475 человек.

Роль своеобразной «гастрольной труппы» выполняют три московские футбольные команды. Для примера - у ЦСКА в прошлом сезоне на домашних играх были по 8 967 человек, тогда как на выезде 13 463. «Динамо» - 7336 против 11 825. «Локомотив» - 8 822 против 14 816. В Москве на них не особо ходят, но вот в регионах болельщики с охотой смотрят на игру своей команды против столичного клуба. Иногда, бывает, даже победной игры против московской команды.

Свою роль в этом плане играет и тот факт, что «Динамо» и ЦСКА домашние поединки проводят на стадионе «Арена Химки», которая находится за чертой города. Но у обеих команд в ближайшее время должны появиться свои арены в черте Москвы. ЦСКА строит собственный стадион, а «Динамо» - реконструирует старый в Петровском парке. Новые арены могут помочь вернуть зрителей обратно на домашние игры, но и тут еще предстоит осознанно работать. Ведь даже тот же «Локомотив» при действующей добротной домашней арене улучшении результатов по итогам сезона, выходу в еврокубки может потерять зрителей на домашних матчах.

Минувшей зимой самым-самым усилением отметился питерский "Зенит". Всего за один год в составе команды Андре Виллаша-Боаша появились Артем Дзюба, Юрий Жирков, Александр Кокорин - номинально топовые российские звезды.

Питерцы - первый кандидат на то, чтобы "обвалиться" в ближайшее время?

alt