8 мин.

Когда длина имеет значение

Этот пост не имеет отношения к четвертьфинальной серии Евролиги между ЦСКА и «Партизаном». Обязательно напишу об этом, когда все закончится. Пока же не время еще анализировать наше противостояние. В серии до трех побед все может кардинальным образом измениться в оставшихся трех встречах.

Впервые с 2001 года Евролига вернулась к концепции пятиматчевой серии. Сезон-2000/2001 стал первым для только созданной Евролиги. Тогда у нас было странное сочетание: серии до 2 побед в четвертьфинале и до 3 побед в полуфинале и финале. В тот год серии плей-офф были отмечены множеством побед на выезде. Впервые в Европе была апробирована столь длинная система матчей на выбывание. К примеру, в турнире ФИБА за серией до двух побед в четвертьфинале следовал «Финал четырех».

Тогда моя команда провела очень тяжелую четвертьфинальную серию против люблянской «Олимпии». Мы выиграли первую домашнюю встречу в овертайме и победили на выезде с разницей в 2 очка. К тому времени цепочка матчей без поражений у нас достигла 33 матчей, и все же мы с большим трудом сражались против молодой «Олимпии», ведомой Сани Бечировичем. Помню невероятное давление во время первого матча. В серии до двух побед так всегда бывает. Знаете, вы не имеете права допускать осечку в первой домашней игре. Иначе вы окажетесь на грани поражения, будете вынуждены побеждать в двух оставшихся матчах, один из которых в гостях, что представляет зачастую непосильную задачу. Если помните, именно это произошло с нами в прошлом году в серии против «Олимпиакоса».

В серии до трех побед в полуфинале совершенно иной расклад, потому что две первых встречи проходят на домашней площадке. Это дает больше шансов лучшей команде продвинуться в следующий раунд, поскольку вы сохраняете преимущество своей площадки даже в том случае, если проиграете одну из двух первых домашних встреч. Если вы терпите неудачу в первом матче серии до двух побед, то вас сразу припирают спиной к стене, и вам обязательно играть на победу в двух следующих матчах. В серии из пяти матчей нужно сконцентрироваться на том, чтобы выиграть три встречи, не важно, какими по счету они будут, а не на том, чтобы побеждать во что бы то ни стало в первой игре. Потому можно быть немного более расслабленными. Также это не накладывает такого давления на арбитров, облегчая их работу.

Ключевым в серии до трех побед является необходимость стабильно выступать на высоком уровне в двух матчах подряд. Позвольте объяснить. Если вы уступаете в первом матче, то инстинктивно стараетесь показать себя гораздо лучше во втором, играете ли вы дома или на выезде. Проблема возникает, когда вы побеждаете в первой встрече. Вы начинаете думать, что, если повторите то, что сделали в первом матче, то выиграете снова. Это полная ерунда. Нельзя что-то предполагать, ведь повторение успеха зависит от очень многих факторов. К сожалению, все мы делаем эту ошибку. Когда я еду домой и просматриваю запись, иногда тоже начинаю думать таким образом. Но затем осознаю, что никто не сможет гарантировать, что мы сможем сделать то же снова. Нужно быть еще более внимательным, если вы хотите повторить сильное выступление, которое вы показали в первом матче.

Именно поэтому очень высока вероятность того, что первые два матча закончатся вничью – 1:1. Именно так случилось в 2001 году в финале с «Таугресом». Мы проиграли встречу дома, затем победили во второй встрече, так как были сверхмотивированы и более расслаблены, потому что нам нечего уже было терять. И наоборот, они были удовлетворены первой победой в гостях и не смогли повторить уровень игры, показанной в первой встрече.

Мы отправились в Виторию на третий и четвертый матчи. На выходных мы взяли Кубок Италии. И ехали, зная, что необходимо побеждать. Джинобили провел великолепную игру, вся команда действовала на прекрасном уровне, и мы победили с большой разницей. Соперники находились под огромным давлением: им нужно было выигрывать, чтобы сохранить преимущество своей площадки, которое они заполучили у нас.

В четвертом матче они нас просто вынесли. 20 очков. Нам не хватило одного матча, чтобы досрочно стать первыми чемпионами Евролиги, и пришлось начинать все заново. Пятая встреча дома была очень сложной. Нам не удавалось добиться большого задела: в течение 40 минут мы вели 6-8 очков, но «Таугрес» все еще был в игре, преследуя нас. Это наиболее сложный вариант матча, который только возможен, но все же нам удалось победить.

Интересный момент. На максимально возможном уровне (с Оберто, Сколой, Элмером Беннетом, Тиминскасом, Штомбергасом, выступавшими за «Таугрес», Джинобили, Ригодо, Яричем, молодым Матьяжем Смодишем, Дэвидом Андерсеном, Рашардом Гриффитом, игравшими за «Киндер» – если называть лишь немногих) обе команды не смогли провести две сильные игры подряд за 48 часов. В российском чемпионате, когда мы проводим две встречи подряд за 24 часа, очень редко бывает, что команде, выступающей дома, удается взять обе. Очень сложно выступить на том же уровне готовности после первой победы.

Если ваша команда проиграла два матча на выезде, вы обязаны взять две домашние встречи, чтобы серия продолжалась. Что ставит вас в очень непростую ситуацию, так как другая команда может себе позволить быть терпеливой.

Здесь мне на ум приходит полуфинальная серия Евролиги 2001 года с «Фортитудо». Мы выиграли оба матча дома. В третьей встрече в начале последней четверти мы уступали около 20 очков. Не хотел, чтобы мои баскетболисты потеряли уверенность перед четвертым матчем, потому сказал им: «Послушайте, игра сделана. Нужно провести только одну четверть. Давайте посмотрим, как пойдут первые две минуты. Если мы забьем несколько бросков и сократим дистанцию до 12-13 очков, может быть, они почувствуют давление и начнут ошибаться».

Именно так и случилось. Мы провели несколько хороших комбинаций, забили, дважды хорошо сыграли в защите, и внезапно уступали уже 12 очков. Они начали паниковать. Принялись бросать мяч как «горячую картошку», а мы просто показывали нашу привычную игру. В заключительные восемь минут мы перебросали их 25:1 и выиграли игру и серию. Не думаю, что что-то подобное могло случиться в матче регулярного чемпионата.

Забавное воспоминание у меня связано с тем, что итальянское телевидение, транслирующее ту встречу, размещало микрофон на нашей скамейке во время тайм-аутов. Так что все слышали то, что я говорил. Позже мне сказали, что я поступил очень хитроумно, прибегнув к реверсивной психологии. Я поблагодарил за этот комплимент, но, на самом деле, всего лишь сказал своим игрокам то, что было у меня на уме. Я серьезно считал, что матч проигран, и не хотел, чтобы они расстраивались из-за поражения. Я не разыгрывал никакие психологические трюки. Это напомнило мне о том, что мы живем своей репутацией.

Когда вы учитесь в школе или университете, если преподаватели считают вас ленивым, – даже если вы стараетесь – будет очень сложно изменить это мнение. В большинстве случаев, если уж они так решили, то все равно будут считать вас лентяем, что бы вы ни делали. То же самое касается и банков, одалживающих вам средства. Чем больше у вас денег, тем больше вам могут дать. То же самое относится и к другим аспектам жизни. Если в целом у вас ладится, что бы вы ни делали, выглядит здорово, даже если вы делаете что-то простое и очевидное.

В плей-офф все немного свихнулись на том, чтобы сохранить преимущество своей площадки. Это напоминает мне теннис, где потеря своей подачи выглядит катастрофой. Неслучайно, принимая во внимание, как быстро они подают. В баскетболе же улучшение уровня судейства за годы привело к тому, что стало легче побеждать на выезде. Если вы посмотрите на процент побед в гостях сейчас и 20 лет назад, вы поразитесь, насколько они разнятся. 20 лет назад, когда два арбитра обслуживали встречу, практически невозможно было победить вне дома, особенно если один из рефери был недостаточно силен и опытен.

В Евролиге можно увидеть высокий процент побед на выезде, и это положительный момент для турнира. Очень редки случаи, когда судейство кардинальным образом сказывается на игре. Конечно, у любого может быть плохой день, но не стоит в этом видеть заговор. Даже ЦСКА в этом году уступал в домашних встречах. Надеюсь, больше мы не проиграем.

Думаю, тренеры и игроки предпочитают серии из пяти матчей. Играть серии из трех сложнее, поскольку первая встреча напоминает полуфинал «Финала четырех», слишком многое стоит на кону. В пятиматчевом противостоянии можно даже потерять из-за травмы ключевого игрока, восстановить его и сохранить шансы на общую победу. В трехматчевой серии у одного баскетболиста случится плохой день, у команды будет плохой день, один игрок получит травму – и с вами покончено. Думаю, каждый предпочел бы играть дольше.

Было бы весело и здорово увидеть однажды, как титул чемпиона Евролиги определяется по итогам семи матчей. Как в НБА. Это было бы невероятное шоу. В Европе мы объединяем две системы – плей-офф НБА и «Финал четырех» NCAA. Студенческий баскетбол в США целиком построен на матчах на выбывание, потому что там делают акцент на соревновании и болельщиках, как главных аспектах шоу. В НБА, чтобы определить настоящего чемпиона, а не чемпиона одной игры, защищают сильнейшего, обеспечивая его преимуществом домашней площадки.

В Евролиге мы объединяем плей-офф и «Финал четырех» по требованиям телевидения. Я – при всем уважении к организаторам – предпочел бы играть серии плей-офф до конца. Таким образом, чемпионом становилась бы сильнейшая команда по итогам года, доказывая свою силу по итогам большего количества матчей. В этом смысле я предпочел бы видеть больше серий до четырех побед. Представьте, если бы мы сражались до четырех побед с «Маккаби» в 2006-м и 2008-м или против «Панатинаикоса» в 2007-м.

Если честно, не думаю, что такая схема понравится болельщикам меньше, чем «Финал четырех». «Финал четырех» сохраняет надежду всем четырем командам и четырем группам болельщиков. Но финальная серия между двумя великими командами также была бы большим телевизионным шоу. И, определенно, принесла бы больше удовольствия местным болельщикам. В тот самый год, в серии с «Тау», у нас было пять матчей, на которых присутствовали по 10 тысяч зрителей, как в Болонье, так и в Витории. Это было невероятно. Впрочем, это не мое дело, и я принимаю то, что есть. Уважаю маркетинговые доводы Евролиги. Даже при том, что титул разыгрывается по итогам отдельных матчей на вылет, в течение 48 часов, что действительно сжигает тебя изнутри. Нам в ЦСКА повезло что-то выиграть в последние несколько лет.