7 мин.

Говорит Бразилия

Новость о продаже более одной тысяче бразильских игроков за рубеж, а также вдохновенный репортаж Дмитрия Навоши «Город Бога», заставил вновь обратиться к бразильскому футболу, как к явлению феноменальному. Но с точки зрения традиций и характера функционирования спортивной журналистики в этой стране. В ней, как и во всей Бразилии, достаточно велика сила давно сложившихся стереотипов, принципов и взглядов. Ведь главный объект её отображения – футбол, способствует тому, что спортивная журналистика в Бразилии вбирает в себя еще и политический, широкий общественно – социальный подтекст.

Если сделать небольшое отступление от спорта, то о качестве бразильского телепродукта многие наши зрители могли судить по достаточному количеству всевозможного «мыла», в разные годы выходившего на экранах отечественных каналов. Как правило, такие сериалы характеризовались запоминаемостью персонажей, драматичными поворотами сюжетных линий, страстными ссорами и объяснениями героев, немалой протяженностью. Примерно тоже самое можно сказать и о футболе. О нем в Бразилии принято рассказывать эмоционально, с изрядной долей драматизма и, что самое главное, много.

Однако главным средством медийной реализации бразильского футбола в массы является отнюдь не телевидение. Культура болельщиков и национальные традиции предопределили тот факт, что главным СМИ по части освещения футбола в стране стало радио. Бразильские болельщики привыкли приходить на стадион постоянно, в больших компаниях, семьями (благо и возможности, и цены, и вместимость арен позволяют) и при этом захватывать с собой из дому радиоприемник, слушая репортаж о матче по ходу. Таким образом, оценки, мнения и выводы комментаторов, ведущих репортаж, всегда становятся для «торседора» самыми первыми для восприятия, самыми свежими и поэтому воспринимаются как самые безошибочные, оказывая колоссальное влияние на болельщиков.

Кумиры и поклонники

Первый репортаж о футбольном матче прозвучал в бразильском радиоэфире 19 июля 1931 года: на волне радио «Эдукадора Паулиста»: о матче сборных команд штатов Сан – Пауло и Парана радиослушателям попытался рассказать репортер Николау Тума. До этого дня футбол на бразильском радио появлялся только в форме кратких сообщений в информационных выпусках с результатами последних матчей. Тума, таким образом, совершил настоящую революцию: он стал первым человеком, который пришел на стадион и стал в прямом эфире рассказывать людям о том, что происходит на поле. Рассказывать – сказано слишком просто. Для того чтобы воплотить этот рассказ в жизнь изначально приходилось преодолевать множество препятствий: это и отсутствие необходимого места для работы, отсутствие необходимой аппаратуры. Туме приходилось за неделю до игры подавать заявку на телефонную станцию о прокладке к трибуне у футбольного поля временной телефонной линии. Случалось, что технически провести подобную линию было невозможно и, поэтому, приходилось арендовать телефон в располагающихся неподалеку от стадиона домах и вести репортаж оттуда.

Тума стал не только родоначальником бразильского футбольного радиорепортажа, но и основателем первой из двух его главных ветвей или школ, которые существуют и по сей день: реалистическая и поэтическая. Реалисты, кем и являлся Тума, описывали игру без дополнительных приукрас и использований метафор. Они рассказывали слушателям о том, что на самом деле видят. Фотогенично и с поразительной скоростью. Тума считал, что радиокомментатор, радиорепортер обязан своим голосом «фотографировать» и передавать, что происходит вокруг. Кому то это нравилось, кому то не очень (особенно когда Тума описывал жестокие аварии, которые происходили вокруг стадиона), но те основы спортивного радиорепортажа, заложенные Тумой, действуют и в наше время.

Мало кто знает, что знаменитая мелодия «Бразильская акварель», которая достаточно часто служит этаким саундтрэком, когда бразильская сборная появляется на поле, была написана радиокомментатором. Ари Баррозо, скончавшийся в 1964 году, останется навечно одним из самых популярных в своей стране комментаторов и композиторов. Он запомнился всем не только своим потрясающим голосом и манерой, но и способом сигнализирования о том, что был забит гол. После многочисленных экспериментов в эфире, Ари стал использовать губную гармошку, ставшая на долгое время как победной, так и печальной мелодией для бразильского футбола. В те годы, радиорепортажи в Бразилии еще не носили объективный характер. Каждый комментатор настойчиво болел за «своих». Будучи страстным поклонником «Фламенго» , Ари невзирая ни на какие опасности со стороны болельщиков других клубов проводил репортажи со стадионов, соседних домов, крыш, подтрибунных помещений. Все болельщики сборной уважали Ари за восторженный «ура – патриотический» тон в своих репортажах, когда вся страна радовалась или плакала вместе с ним у своих радиоприемников. Поговаривали, что он самолично разыскивал и привозил некоторых игроков для любимого клуба. Как музыкант, именно Ари, после открытия своего кабаре явил бразильской общественности Эльзу Соарес, которая впоследствии стала самой популярной исполнительницей самб, обладательницей многочисленных премий и дипломов, побед на конкурсах и ставшей женой легендарного Гарринчи.

Внимание, внимание!

«Смотрите матч, слушая радио «Глобо»!» - призывы с подобными формулировками раздаются повсеместно в день больших матчей. Задолго до начала поединка радиостанции отчаянно борются за свою аудиторию из числа тех, кто отправится на стадион, и из числа тех, кто будет дома. Дело в том, что в Бразилии матчи по телевидению как правило, не транслируются «живьем» на тот город, где играют данные команды. На радио же такое ограничение не распространяется. Это было узаконено для того, чтобы болельщик не терзался мыслью пойти на футбол или смотреть игру по телевизору. Плюс к этому, радио окончательно становилось важнейшим спортивным масс – медиа в Бразилии.

В отличие от большинства других стран, подготовка команды радиорепортеров (а не одного комментатора, как было в 30 годы во времена Ари и Тумы) к матчу начинается не за час- два до начала, а с самого утра. Идут многочисленные анонсы, «ажиотажные сообщения» о билетах, о пробках в городе по дороге на стадион, о спекулянтах. Музыкальные «джинглы» по ходу дня могут быть запросто прерваны сообщением о том, что полузащитник «Фламенго» Ренато получил травму на разминке и играть в матче не будет. Постепенно городом овладевает футбольная лихорадка и анонсы становятся все учащеннее, обычные программы перебиваются то и дело, а слушатели спешат на стадион или в домашних условиях примыкают к радиоприемникам, ожидая непосредственно игры.

За час до начала игры все другие передачи и вовсе свертываются, уступая место футболу. До первого удара по мячу еще целый час, а ведущие в студии уже вовсю ведут эфир. Воспроизводятся все истории, предшествовавшие игре. Вспомнят травму ведущего игрока по схеме: интервью с игроком – лечащим врачом – любимой девушкой. Отдельное место в этом рассказе будет повествование о том, как стоически он переносил процедуры, восстановление и как готов забить сегодня в ворота соперника столько мячей, сколько потребуется. Поток подобных сообщений прерывается информацией, что команды подъехали на стадион, выходят на разминку и, наконец, выходят на поле. Анализ самой игры, как правило, построен на двух аспектах. Говорящий комментатор пулеметной скороговоркой описывает все то, что происходит на поле. Для пропорциональности есть мнение эксперта, время от времени вступающего в репортаж с авторитетными аналитическими материалами. Кроме упомянутых аналитика и комментатора, в студии присутствует и еще один человек, анализирующий работу судей (!). Один из интереснейших специалистов в этой сфере был Марио Вианна. Плюсуем к этому достаточное количество «летучих» репортеров на бровке, возле тренерских скамеек, в секторах трибун противоборствующих команд – и слушатель имеет полную картину происходящего на игре.

О преимуществах

Как видим, преобладание жанра радиорепортажа в спортивной журналистики Бразилии, является явлением в какой – то степени закономерным. Но телевизионные технологии сегодня развиваются стремительными темпами и также являются мощнейшим инструментом для показа спорта в стране. Одна из крупнейших телекомпаний «Глобо» всегда одна из самых многочисленных по представительству на международных футбольных форумах. Телевидение также востребовано и имеет стабильный доход. И как продуктивен будет этот синтез, когда все силы будут направлены на освещение ЧМ по футболу -2014, который пройдет в этой стране можно предполагать уже сейчас.

P.S При подготовке материала была использована информация из книги Игоря Фесуненко "Бразилия.Футбол.Торсида".