Блог В движении

Лига Чемпионов. Переходный возраст.

Как известно, человеческая жизнь делится на этапы. Вот детство, вот молодость, зрелость и, наконец, старость. Но кроме этого, есть и периоды, называемые переходными, которые могут длиться разное количество времени, ознаменуя собой переход от одного большого этапа к другому. Как правило, такие периоды не проходят совсем уж безболезненно и зачастую несут в себе определенный комплекс проблем.

В начале репортажа о матче группового этапа ЧМ – 2006 Англия – Парагвай, Василий Уткин сказал следующую фразу: «Все мы находимся в ожидании футбольных будней, которые придают нашей повседневной жизни какой – то особый шарм и настроение». Конечно, во время Чемпионата Мира эти самые футбольные будни на месяц входят в привычку и становятся для болельщика хорошей отдушиной после, а то и во время трудового дня.

А что же порадует болельщика в другое время в тяжелую неделю? Правильно, это – Лига Чемпионов УЕФА. Цифры 22-45 и программная подпись: Футбол. Лига Чемпионов, наполняют вторник и среду сладостным ожиданием. Его можно сравнить с чувствами папы – бизнесмена, который постоянно в командировках или подолгу находится на работе. И вот, наконец, удается редкая возможность посмотреть и пообщаться со своим чадом. Так же и мы, болельщики, долго не видя европейские клубы и их противостояний с грандами отечественного футбола, не упускаем редко выпадающей возможности повидаться с ними ( к абонентам системы спортивных каналов не относиться))

А теперь представьте, что за то время, пока вы не видели своего обожаемого ребенка, в нем начинают происходить изменения. Начинается этап того самого переходного возраста. Именно в таком состоянии, на мой взгляд, сейчас находится главный клубный турнир Европы. Логичный вопрос, а что я подразумевая под этим? Как раз то, о чем сейчас ведут речь футбольные тренеры, аналитики и журналисты. Вроде бы определенная система уже сложилась, что – то новое еще не родилось, но пересмотр системы ценностей и опыта прошлого уже ведется.

Такой период – это всегда поиск и перепроверка. И результат не всегда возможно предсказать. Я не считаю, что Лига Чемпионов в кризисе или она теряет интерес зрителей, или её поразил «острый вирус». Что, разве она не остается такой же престижной, когда команды в европейских чемпионатах делают все возможное, чтобы даже в последнем туре вскочить на подножку уходящего поезда и попасть в «лигочемпионскую зону»? Разве команды из стран – карликов не стремятся всеми правдами и неправдами, начиная с самых ранних стадий квалификации попасть в групповой турнир и получить необходимый опыт и деньги? Разве она не остается одним из самых успешных коммерческих проектов, когда многие ведущие мировые компании и концерны стремятся разместить свое рекламу на бортах во время матчей? Разве солидные рейтинги телевизионных трансляций не говорят о том, что и зрительский интерес не угасает?

Главный вопрос в том, что Лига становится в некотором смысле предсказуемой и ожидаемой в различных её аспектах. Опять же, это как, допустим, подросток, который прожил определенное количество лет на установках мамы с папой, а ему друзья говорят, а давай попробуем вот это, это и это. Он вроде бы хочет придерживаться той позиции, которая изначально была в нем заложена, а вроде и новое попробовать не прочь.

Попытаемся ответить на вопрос, а почему так произошло?

Первый фактор – это рационализм игроков и клубов. Если мы вспомним прошлое, то без труда можно заметить, что формат турнира значительно изменился, а также несколько раз корректировался. Вначале был только плей – офф, затем появился групповой турнир, затем два групповых турнира, потом вновь один и игры на вылет. Одновременно с этим процессом росло и количество турниров, а, следовательно, и матчей во внутренних чемпионатах европейских клубов. Естественно, что футболисты не двужильные и поэтому стараются пройти групповой этап ровно, не тратя всех сил и эмоций даже с серьезными соперниками. Это конечно больше относится к грандам.

Второй фактор – это идейный уровень. Турнир изначально, да и судя по названию, задумывался как соревнование, в котором будут участвовать только чемпионы своих стран. Затем подумали – и добавили такую штуку, как учитывание рейтинга этих самых стран. Чем выше рейтинг – тем больше клубов от страны будет выступать. Идея несколько трансформировалась, следовательно, трансформировался и формат турнира. И если при первоначальном варианте у клубов из не самых сильных чемпионатов еще были варианты, то теперь большое для них достижение – попадание в групповой этап. А выход из группы – настоящая сенсация. Как еще один итог – клубы из топовых чемпионатов легко проходят таких соперников и не тратят особо сил на баталии между собой на начальной стадии. Как видим, прослеживается прямая взаимосвязь с первым фактором.

Третий фактор – «заезженность» бренда. Вот бело - черный «изрешеченный» футбольный мяч, гимн, строго выдержанный в синих тонах дизайн оформления игр, закадровый голос Сергея Акулинина: «Трансляция матча представлена компаниями Форд и Мастеркард». Кстати, не понимаю мысль о том, что для некоторых Лига Чемпионов, в первую очередь, ассоциируется с гимном. Мы, в первую очередь, футбол смотрим. А кому нравится гимн – пусть запишут на плеер и слушают по дороге на работу. Мелодия эта была известна и до того, как она стала официальным звуковым сопровождением Лиги. Заодно познакомитесь с образцом классики и её автором. Как будто, это гимн написал сам Мишель Платини, ей богу. А ведь это уже определенный симптом. Болельщик уже увлечен не только футболом, но и «аурой бренда». Ему хочется и в очередной раз лицезреть логотип, посмотреть милый взору дизайн и оформление, и чтобы обязательно комментировали люди с НТВ…А уж потом…Минуты с десятой – двадцатой – сам футбол.

Так вот, повторения сценария – это в определенном смысле хорошо, тем более, если его популярность велика и бренд уже сформировался. Это верный показатель того, что «лицо» проекта готово. Но раньше это все использовалось только в телепоказе и в интересах клубов. Теперь же Лига Чемпионов – это еще и компьютерная игра, так называемый «приписной логотип» на различных товарах, своеобразный коммерческий «игрок». Безусловно, в финансовом плане все это только в плюс, но, согласитесь, что если мы будем видеть один и тот же «имидж» постоянно и сверх меры, рано или поздно это приестся, и даже будет раздражать.

Теперь же попробуем разобраться, по каким направлениям ведется поиск дальнейшего пути развития и перехода к следующему этапу.

Изменение формата. Различные предложения по усовершенствование уже существующей структуры продолжают поступать. Это и возвращение к варианту с двумя групповыми турнирами, дабы повысить зрелищность и мотивированность команд - грандов на групповых этапах. Возвращение к чистой системе плей – офф, чтобы клубы калибра «Клужа», «БАТЭ» и «Унири» имели шансы продвинуться по турнирной сетке. Изменения в формировании сетки плей – офф после окончания первого группового этапа, опять же в интересах мотивированности грандов и повышения шансов аутсайдеров.

Плюсы поиска – возможность модернизировать, встряхнуть турнир. Уменьшить количество «проходных» игр.

Минусы поиска – возможно, образуются лишние дни и без того в нагруженном календаре европейских игр. Как следствие – сократятся паузы – понизится качество и зрелищность матчей, что существенно.

«Раскол» внутри самого турнира. Мысли по поводу придания турниру его первозданной сути (выступления только одних чемпионов стран) продолжают озвучиваться. В свое время еще Висенте Дель Боске, будучи тренером «Реала» об этом задумывался. В частности, предполагается создание некой «Суперлиги», где будут выступать клубы, занявшие, допустим, со второго по четвертое места в своих чемпионатах. Также не утихают разговоры и о переносе части клубов в турнир «Лига Европы» по такому же принципу.

Плюсы поиска – возвращение к истокам, повышение шансов клубов из не самых сильных чемпионатов.

Минусы поиска – возможное падение финансовой привлекательности бренда Лиги Чемпионов и престижа выигрыша самого турнира.

Эти два главных направления и определяют главную поведенческую модель Лиги в этот непростой переходной период. Нетрудно заметить, что минусы у этих исканий весьма приличные. Возвращаясь к ассоциациям, это как подросток приобретает друзей, которые не нравятся его родителям. Еще не факт, что в их обществе он всегда будет чувствовать себя комфортно, а положительный душевный контакт с мамой и папой порой вернуть сложно.

Что касается моей позиции, то, на мой взгляд, поиск тесно связан с таким понятием, как эксперимент. Опять же, это не связано с тем, что приелось, сильно надоело, потерян интерес. Нет, это искания нового пути развития, опираясь на опыт прошлого. А УЕФА вполне может позволить себе в весьма благоприятных условиях сделать один год или даже пару лет такими вот экспериментальными. Больше, конечно, на уровне формата, нежели «идейного раскола» Лиги Чемпионов. И посмотреть, что получится. И весьма вероятно, что решение многих вопросов станет не такой уж большой проблемой. Или, то, что есть сейчас, покажется оптимальным вариантом, и будет вестись работа уже над самим брендом (изменения в графическом плане, плане показа и.т.п.).

Но все мы знаем – в переходном возрасте итоговый результат всегда непредсказуем….

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.