14 мин.

История футбольных менеджеров (с 1982 по 2005 г.)

Серия статей на подобную тему была на сайте фанатов FM пару лет назад. Мне бы хотелось всю эту информацию объединить и вкратце своими словами рассказать о футбольных менеджерах в истории компьютерных игр. Началась эта история в 1982 году, за 6 лет до моего рождения, так что понятно, что я не играл во все менеджеры. О тех, в которые играл, я поделюсь личными впечатлениями.

fmhistory

 

Именно 1982 год стал отправной точкой в жанре футбольных симуляторов. Самый первый Football Manager появился тогда на ZX Spectrum и сразу же завоевал огромную популярность. Цель тогдашней игры была проста: взять любую команду и, независимо от статуса, продвигаться с 4 дивизиона Англии вверх и достигнуть победы в Кубке Англии. Уже тогда деньги играли важную роль в существовании клуба, у игроков были физическая готовность, мораль и, конечно же, умение. В этом же году игру перенесли на PC, а также в течении нескольких следующих лет совершенствовали на других консолях, улучшая, в основном, графику.

В 1984 году у первого футбольного менеджера появился конкурент под названием The Boss. Эта игра немного уступала в зрелищности, зато могла похвастаться большой базой игроков и клубов. Так же можно было поиграть не только в Англии, но и в Кубке Чемпионов и Кубке Обладателей Кубков.

Игра Football Director 1986 года могла бы стать революционной в серии, если бы не ее многочисленные баги и вылеты. Огромное количество новых фишек (например, игра вдвоем за одним компьютером, ЧМ, тренеры, скауты, молодежная команда) и самая большая база не были оценены по достоинству.

В 1987 году вышла Premier II Superleague, которая предлагала играть командой, созданной из сильнейших игроков того времени, была возможность делать замены во время матча и проводить тренировки. Но как всегда частые вылеты и медленная обработка информации помешали приобрести большое число поклонников.

Наконец в 1988 году вышел настоящий хит под знаменательным названием Football Manager 2. Ни одной негативной оценки от критиков, куча фанатов, много новых идей, таких как смена формации, персональная опека, тренировка конкретных умений, умная трансферная политика. Этот менеджер был самым реалистичным в своем время.

International Football в 1989 году привнёс в серию несколько новых фишек: управление сборными в отборах и в финальных частях международных турниров. Начинать игру можно было в любом году, даже в 2010.

Player Manager 1990 года стал новых словом в футбольных симуляторах, когда стало возможно одновременно управлять командой и играть матчи. Обе составляющие были довольно неплохо реализованы в игре, которая полюбилась многих геймерам.

В 1991 году игра под названием 1st Division Manager стала самой продаваемой в Англии, хотя ничего особенного из себя не представляла. Да, дизайн был симпатичен, зато остальные составляющие никуда не годились.

1991 год. По многочисленным заявкам желающих указываю еще одну игру того времени - Multi-Player Soccer Manager. Большинство читателей рубились в нее на спектруме внесколькером и получали море удовольствия.

1992 год можно назвать началом современной эпохи футбольных менеджеров, когда они все дружно переселились на персональные компьютеры. Графика и скорость обработки информации увеличились, и появился Championship Manager. Как раз в нем графика и звук были не самыми современными, упор был сделал на реалистичность. Играбельных дивизионов было по-прежнему 4, все в Англии, зато появились новые кубки и международные соревнования. Впервые появились статистические показатели команды, средний рейтинг игрока, которые и вывели менеджеры на новый уровень.

Match of the Day 1992 года отличалась именно красивой графикой, других положительных черт в ней не было обнаружено, всё сводилось к разговорам с тренерами, скаутами и другим персоналом, мимолетным матчам с ужасным движком и снова к разговорам.

"Монстром" рынка футбольных менеджеров стал Premier Manager в 1992 году, который порадовал поклонников скаутингом, спонсорами, улучшением стадиона и другими не очень полезными фишками. Но правильные имена игроков в большой базе и отлаженная система соревнований сделали эту игру лучшей в то время.

А вот выпущенный в этом же 1992 году Football Manager 3 загубил свою репутацию, видимо, все силы разработчики потратили на обложку игры. Следующие 12 лет футбольные менеджеры не выпускались под этим именем.

Годом позже вышел бренд Championship Manager ′93, который почти не изменился с прошлого года, зато увеличил базу игроков. А еще появились первые "читеры" - игроки, переходившие к вам за копейки и игравшие лучше остальных, они стали практически визитной карточкой игр серии FM/CM.

Вышедшая в 1993 году игра Premier Manager 2 почему-то была популярнее CM. Видимо, благодаря движку матча и тщательным настройкам тактики и индивидуальных действий игроков.

On The Ball: World Cup/League Edition покорила любителей менеджеров в 1993 году великолепной графикой, 2D-футболистами на 3D-поле и, самое удивительное, юмором.

Начиная с 1993 года начало выходить огромное количество других футбольных менеджеров, но практически все были настолько низкого качества, что даже не стоит уделять им время. Просто разработчики компьютерных игр тогда открыли для себя новую нишу, претендовавшую на большую популярность. Практически до 2000 года именно игры серии Championship Manager задавали тон в этом жанре, а остальные подражатели только жадно покусывали локти.

В 1995 году вышел Championship Manager 2, который до сих пор имеет фанатов, а в то время был просто шедевром компьютерной индустрии. Появилась отличная графика, имелось несколько иностранных чемпионатов, хотя можно было подгружать всего один, были даже аудио-комментаторы. В России эту игру даже частично переводили на русский, а сайт фанатов CM2 существует до сих пор.

Championship Manager 97-98 стала самой продаваемой игрой в Британии в 1997 году. Хоть она были и выпущена на движке CM2, было добавлено много нововведений, например, редактор базы, 9 играбельных лиг, правила чемпионатов, переработанные международные турниры, молодежные сборные. Дизайн игры чем-то напоминает и сегодняшние менеджеры, значит именно CM2 и CM97-98 можно назвать родителями современных футбольных менеджеров.

Championship Manager 3 1999 года поднялся вверх на еще одну ступеньку реализма. Помимо улучшения дизайна, графики, разработчики увеличили базу игроков до 25 тысяч, появилось уже 15 играбельных чемпионатов, детально были проработаны тренировки, тактическая составляющая, были созданы команды дублеров и молодежные команды. Впервые появилась возможность играть по сети до 16 человек одновременно.

Championship Manager 99-00 стала первой игрой, когда Sports Interactive задумали выпускать ежегодные обновления серии. Встретили игру, как очередное гениальное творение. Огромное количество новых мелких деталей радовало поклонников. Увеличивалась база, количество стран и лиг, улучшалась трансферная система и многое другое.

В Championship Manager 00-01 впервые появился чемпионат России. Появились регены, общение со СМИ, точные профили и истории 50 тысяч игроков, новые международные соревнования. Графическая составляющая же несильно менялась с прошлых версий. Поэтому уже следующий апдейт Championship Manager 01-02 начали понемногу критиковать. Хотя по-прежнему команда SI трудилась очень неплохо, именно над начинкой игры, а не над графикой и дизайном. Были добавлены отчеты об игроках, сравнения, трансферные ограничения. Именно CM01/02 стала любимицей российского интернет-комьюнити.

Как раз именно эта игра серии и стала моим первым знакомством с Championship Manager. Друг записал мне ее на диск, и я рубился все дни и ночи напролет, когда было свободное время. Правда дальше 2006 года пройти не удавалось из-за небольшого количества оперативки, но я не унывал и начинал сначала, делал собственные команды и игроков.

Самым первым же моим менеджером стала игра от EA Sports под названием F.A. Premier League Manager 2002. Так как она была первой, то до сих пор остается одной из любимейших. Там был русский перевод, небольшое количество багов, хорошая графика, матчевый движок, а главное неугасающий интерес, благодаря "быстрому матчу". Ведь за час можно было пройти несколько сезонов, даже играя с друзьями. Интересно было брать наислабейшую команду в чемпионате Англии и выводить ее в премьер-лигу, выигрывать Лигу Чемпионов, развивать собственных воспитанников. Да всё было очень интересно. Не зря же я доходил до 2030-х годов в этом менеджере. Был бы современный апдейт, я бы хоть щас сыграл снова в эту прекрасную игру.

Но мы немного отвлеклись, в 2003 и 2004 годах вышли 2 очень похожие игры от Sports Interactive под названиями Championship Manager 03-04 и Championship Manager 4. Самым главным нововведением стали "колобки", то есть 2D-отражение футбольного матча, текстовые комментарии опустились на второй план. Несколько новых фишек, много новых чемпионатов позволили фанатом с одобрением посмотреть на работу команды из SI. Главным моим же впечатлением остается дикая сложность игры. В первый сезон, играя за Реал или Барселону, можно было запросто вылететь из Примеры, купить какую-то звезду было тоже сложно.

Ну а потом произошел великий раскол команды разработчиков. SI Games сохранили основной код и базы серии, а Eidos - интерфейс и брендовое название Championship Manager. Так что ничего удивительного, что фанаты прошлых CM′ов пошли за SI, ведь главным блюдом была начинка, а не обертка. Football Manager 2005 вышел на арену в новой роли, с новым интерфейсом и движком, зато со старой командой разработчиков. Интерфейс пришелся по нраву фанатам, как и множество новых фишек, игра стала самой популярной в своем жанре, несмотря на своих конкурентов из Eidos и EA Sports. И это еще при том, что возникли проблемы с авторскими правами, запретом на игру в Китае, отказом Оливера Кана быть в игре, проблемами с японской лигой и сборными Голландии и Германии, с реальными названиями европейских кубков. Кстати, некоторые проблемы с 2005 года остались и сейчас, правда их довольно просто решить с помощью программы "notepad", и все фанаты давно этому научились.

Football Manager 2005 - начало самой новой эпохи в истории футбольных менеджеров. Эта игра полностью и навсегда влюбила меня в творчество ребят из Sports Interactive. Реализм был такой натуральный, что битвы на виртуальном пространстве порой становились интереснее настоящего футбола. База игроков, персонала и клубов настолько расширилась, что по ним стало можно изучать историю футбола. Ресерчеры со всего мира так хорошо работали, что фанаты FM узнавали о новых звездах настоящего футбола за несколько лет до их появления на экранах телевизоров.

Битва с конкурентами из Eidos и EA, развитие серии и многое другое про FM 2006-2011, мои впечатления о других футбольных менеджерах в следующий раз. Сегодня хочется вспомнить только то далёкое, но всё еще великое наследие компьютерной индустрии.

Очень хочется услышать ваши впечатления и воспоминания о первом столкновении с футбольными менеджерами.

podpiska