5 мин.

Испытание №1

Несмотря на то, что от «оригинального» «Дакара» в нынешнем осталось только название – уже третий год марафон пересекает не африканскую Сахару, а бездорожья Южной Америки, – важно отметить, что новый маршрут выбран очень удачно. Гонщикам приходится преодолевать и каменистые участки, и ездить по горам, а также справляться с песчаными волнами самого засушливого места на земле – пустыни Атакамы. Южноамериканский «Дакар» в сравнении с африканским стал технически сложнее, разнообразнее и, возможно, красивее.

По традиции, в борьбе со своими нервами, техникой и соперниками примут участники четырех классов – внедорожников, мотоциклов, квадрациклов и грузовиков. В свою очередь, несущиеся с огромными скоростями по бездорожью железные махины условно говоря тоже на две категории – на тех, кто будет бороться за победу, и на тех, кто будет ковать эту победу для других экипажей. Проще говоря, пока одни грузовики будут пылить впереди, другие поедут неспешно, поскольку их задача состоит в технической поддержке участников ралли-рейда – не только крупногабаритных автомобилей, но и братьев меньших – внедорожников и мотоциклистов.

В новогодние праздники большинство российских болельщиков будет следить за командой «КАМАЗ-мастер», которая в «Дакаре-2011» представлена четырьмя боевыми экипажами: Чагин – Савостин – Шайсултанов, Кабиров – Беляев – Мокеев, Ильгизар Мардеев – Демьяненко – Айрат Мардеев, а также Николаев – Мизюкаев – Рыбаков. Еще пять машин будут исполнять роль «техничек» – тех самых грузовиков, которым вверено «спасать» пострадавших от разных коллизий. Наконец, еще две машины, подготовленные «КАМАЗом», помогут в исполнении поставленных задач командам «Астана» и «БМВ» X-Raid.

Если кто-то из конкурентов вдруг рассчитывает, что фавориты в классе грузовиков загонят собственную технику в междоусобной бойне, то они серьезно ошибаются, в отличие от «Формулы-1», на «Дакаре» командная тактика – серьезный и не критикуемый шаг к достижению успеха.

«Конкуренции между нашими экипажами нет. Командная тактика, выбранная 20 лет назад, ни разу не подводила. Сейчас, видя наш результат, даже другие команды на нее переходят», – сказал Владимир Чагин.

Несмотря на то, что «КАМАЗ-мастер» является главным претендентом на победу в классе грузовиков, говорить о таких вещах нужно с осторожностью – кроме заклятых друзей-соперников вроде Жерара де Роя, помешать победе может все, что угодно. История с поздним вылетом коллектива – неприятный пример вмешательства третьих сил, к счастью, не ставший роковым.

Класс квадрациклов – относительно новый для «Дакара». Он менее престижный, малочисленный, однако за первое место ожидается серьезная борьба между местными героями братьями Патронелли, Йозефом Мачечеком, Рафалом Соником, Себастьяном Хэлперном и Кристофом Деклерком.

В классе внедорожников фаворитами считаются ребята из «Фольксвагена» – тут и победитель 2010 года легендарный Карлос Сайнс, и готовые выхватить знамя из рук лидера Насер Аль-Аттия, Марк Миллер, а также неожиданный победитель «Дакара-2009» Жинель де Виллерс.

Несмотря на статус фаворитов, никто не ожидает, что «туарегам» придется легко – команда «БМВ» X-Raid во главе со Стефаном Петеранселем намерена дать бой. Помогать многократному победителю ралли-рейда будут Орландо Терранова, Кшиштоф Головчик, Герлен Шишери, а также быстро прогрессирующий Леонид Новицкий, ставший в 2010 году обладателем Кубка мира по ралли-рейдам, а на «Дакаре-2011» мечтающий пробиться в тройку лучших.

«Команда наша очень демократичная, и все имеют равные права. Например, на прошлом «Дакаре» у нас со Стефаном были общие инженеры и механики. Никаких преимуществ – полный паритет», – говорит гонщик в интервью газете «Спорт-Экспресс».

Кроме Новицкого, в классе внедорожников Россия будет представлена экипажем Александра Мироненко и Сергея Лебедева на «Ниссане», а в классе мотоциклов – Алексеем Наумовым.

Лидером «темных лошадок» – как бы несуразно это не звучало – является Робби Гордон на «Хаммере». У его машины лишь два ведущих колеса, против четырех у «нормальных» внедорожников, но зато имеется бортовая система подкачки и откачки давления в шинах – на песчаных дюнах Атакамы это может оказаться хорошим подспорьем. Интересно будет последить за Тимом Коронелом и Норберто Фонтаной (да, тот самый пилот, принявший участие в четырех Гран-при «Формулы-1» за «Заубер») – оба они выступят на багги «Мак-Рэй».

В классе мотоциклов произошло существенное изменение: объем двигателя ограничился до 450 куб см – это выравнивает шансы спортсменов. Тем не менее, фаворитами остаются гонщики, выступающие на «КТМ», в частности, Марк Кома и Сирил Депре – побеждавшие в последних пяти «Дакарах». Конкуренцию им могут составить чилиец Франсиско Лопес Контардо на «Априлье», оправившийся от травм француз Давид Касто на «Шерко», а также Франс Верховен («БМВ»), Пол-Андерс Уллевальсетер («КТМ»), Джона Стрит и Элдер Родригес (оба – «Ямаха»).

Как видим, фавориты есть в каждом классе, однако «Дакар» тем и хорош, что на нем может случиться все, что угодно. Удача может отвернуться от без пяти минут победителя ралли-рейда в самый последний момент, как, например, случилось с Сайнсом в 2009-м.

Наверняка увеличат количество ошибок изменившиеся правила – если раньше система GPS сообщала участникам маршрута о том, что контрольная точка находится в трех километрах, то теперь система навигации сообщит об этом только в радиусе 800 метров.

В общем, 32-й по счету «Дакар» должен стать интересным и захватывающим испытанием. И, как всегда, первым в автоспорте в новом году.