18 мин.

Кульминация противостояния с Шумахером. Как Мика Хаккинен завершил карьеру в «Формуле-1»

3 февраля 2000 года в испанском Хересе была представлена новая машина команды «Макларен» MP4-15. Машину представляли оба основных пилота, новый тест-пилот - Оливье Панис, руководство команды и «Мерседес». Традиционная в последнее годы расцветка, разработанная совместно со спонсорами, была сохранена. Машина укомплектована совершенно новым, компактным и легким мотором Mercedes-Benz FO110J V10, новой коробкой передач и системой гидравлики. Претерпела изменение часть аэродинамических элементов, программное обеспечение машины и система связи с боксами.

Первая настоящая проверка новой машины в квалификации показала, что инженеры «Макларен» потрудился на славу. Конечно былого преимущества не было, соперники тоже не тратили время зря. На последних минутах квалификации Михаэль Шумахер рванулся на трассу, пытаясь бороться за лучшую стартовую позицию, но круг был испорчен из-за аварии Култхарда. Через пару минут комментаторы подбежали к немцу, тот коротко ответил: «Ерунда это все, завтра все будет нормально...» Мика Хаккинен спешивший на пресс-конференцию, заметил: «Сегодня у нас дубль. Могли ли мы желать лучшего?»

Однако прошлогодние стартовые проблемы к сожалению, абсолютно точно повторились в новом сезоне. На 11 круге Гран-при Австралии сошел Дэвид Култхард, а на 18-м - Мика Хаккинен. Через пару минут финн сказал в интервью: «Я пока не знаю, в чем причина схода наших машин, сильно упала мощность и появился дым. Нам надо еще поработать...» Как и в прошлом году обе машины «Макларен» не смогли добраться до финиша дебютной гонки. На этот раз подвели моторы. Норберт Хауг, «Мерседес»: «Та же самая проблема с пневматикой клапана, что была у нас субботу, помешала закончить гонку. Мы постараемся быстро устранить этот дефект, для победы мало иметь хорошую скорость - надо еще доезжать до финиша».

Гран-при Бразилии закончился для пилотов «Макларен» точно так же - дубль в квалификации и двойной сход в гонке. Соперники тем временем не дремали - Михаэль Шумахер дважды привел «Феррари» к финишу первой, обеспечив себя очень солидным для старта отрывом в 20 очков.

8 апреля 2000 года Мика Хаккинен завоевал 24-ю в своей карьере «поул-позишн» на Гран-при Сан-Марино. Чемпионат переехал в Европу, оставив болельщиков в полном неведении относительно реальной силы новых машин «Макларен» - отличные результаты в квалификации и полный провал в гонках. Еще в пятницу было заметно, что спустя месяц после старта чемпионата количество проблем не убавилось. Инженеры команды трудились не покладая рук. Этап предстоял архиважный не только в зачетном плане - для всей команды было очень важно увидеть реальное воплощение своей работы на трассе в условиях гонки.

Вопрос: После квалификации вы показывали «большой палец» рядом с надписью «Мерседес» на вашей машине. Это специально для прессы?

Мика Хаккинен: (смеется) Я думаю, что им это нужно. Было очень тяжелое время, когда мы боролись с техническими проблемами. В принципе подобные проблемы в нашем спорте не редкость. Я думаю, что команда справится.

Гонка получилась очень красивой, первые пилоты «Феррари» и «Макларен» сцепились не на шутку, стоит вспомнить первые строчки финишного протокола:

1. М. Шумахер, «Феррари», 1.31'39"776, 200.043 км/ч

2. М. Хаккинен, «Макларен», + 0'01"168, 200.001 км/ч

3. Д. Култхард , «Макларен», + 0'51"008, 198.205 км/ч

4. Р. Баррикелло, «Феррари», + 1'29"276, 196.848 км/ч

Ситуация перестала быть критической, обе машины финишировали и в следующей гонке, но многочисленная армия поклонников Мики ждала победы. И ждать пришлось недолго. Гран-при Испании закончился вторым дублем «Макларен» подряд и если в дождливом Сильверстоуне первым до финиша добрался Дэвид Култхард, то в жаркой Испании победу праздновал Хаккинен.

К сожалению второй победы пришлось ждать долго. Относительное равенство лидирующих команд порой превращалось в абсолютное и часто исход гонки решался верным выбором тактики, а в этой области руководство «Макларен» привычно уступало коллегам из «Феррари». Июльский этап Гран-при Австри" закончился победой Мики Хаккинена, однако чемпионат уже перевалил за экватор и преимущество Михаэля Шумахера в борьбе за чемпионат было достаточно серьезным, а «Феррари» с определенной долей уверенности можно было назвать лучшей машиной чемпионата. Стартовая борьба за надежность машины вынудила команду принять несколько невыгодных, с точки зрения скорости и управляемости, решений, тогда как итальянская команда двигалась вперед.

Положение в чемпионате после Гран-при Австрии:

1.  М. Шумахер, 56 очков

2.  Д. Култхард, 50 очков

3.  М. Хаккинен, 48 очков

4.  Р. Баррикелло, 36 очков

То, что продемонстрировал Мика на старте Гран-при Германии и Гран-при Венгрии можно смело вносить в учебники мастерства пилотов. И если в Германии неодолимая сила в лице манифестанта, выбежавшего на трассу с экономическими требованиями, полностью поломала течение гонки, то в Венгрии помешать уже ничего не могло. Да и инженеры все-таки решили задачу с несколькими неизвестными, найдя компромисс между скоростью, надежностью и управляемостью.

Следующий этап, Гран-при Бельгии тоже можно смело отнести к разряду красивейших гонок сезона из-за великолепной борьбы Михаэля и Мики и потрясающего обгона. Рикардо Зонта комментирует это событие: «Я видел Мику Хаккинена и Михаэля Шумахера в зеркалах, перед «Eau Rouge». Пришлось немного притормозить и держаться посреди трассы, чтобы дать им возможность вырваться вперед. В таком маневре я еще не участвовал».

Из пресс-конференции после Гран-при Бельгии:

Вопрос: Вы смогли избежать вылета и красивым маневром обошли Михаэля в «Les Combes». Расскажите об этом...

Мика Хаккинен: Необычный маневр... пытаться обойти кого-нибудь на прямой, когда в этом участвует один из круговых. Очевидно Майкл не пропустил бы меня в конце прямой. Так ведь?

Михаэль Шумахер: Думаю, что так.

Мика Хаккинен: Поэтому я поступил иначе. Догнал сразу двоих - Михаэля и кругового пилота, и прошел обоих. Мне это доставило удовольствие, хотя я не знал, как поступит Шумахер.

Вопрос: Мы только что обсуждали с Микой его маневр при обгоне. Каким его увидели вы?

Михаэль Шумахер: Очевидно я был рад, тому что передо мной появился «круговой», потому что команда сообщила о том, что Мика едет быстрее. Я был в воздушном мешке передней машины и надеялся, что Мика не будет иметь значительного преимущества в скорости. Но как только представилась возможность он совершил действительно интересный маневр, обойдя меня внутри поворота.

Две победы подряд - в Венгрии и Бельгии позволили Мике впервые в чемпионате вырваться вперед. До финиша оставалось всего четыре этапа и можно сказать, что чемпионат начинался сначала.

Положение в чемпионате после Гран-при Бельгии:

1.  М. Хаккинен, 74 очка

2.  М. Шумахер, 68 очков

3.  Д. Култхард, 61 очко

4.  Р. Баррикелло, 49 очков

В Италии Михаэль приехал первым, а Мика вторым. Многое зависело от дебютной гонки в Индианаполисе. Но снова, уже в третий раз за сезон, подвел мотор. Надежда на титул оборвалась за 48 кругов до финиша Гран-при США. Движок задымился и гонку пришлось закончить досрочно. Последние два этапа почти ничего не решали - перед Сузукой Шумахер был впереди на 8 очков. В «Феррари» слишком долго стремились к этому титулу и упустить его уже просто не могли. Мика Хаккинен закончил сезон вторым.

Уже тогда итоги «чемпионата, проигранного «Мерседес» скорее всего не были главной заботой финна - супруга Эрья ждала ребенка и через несколько месяцев Мика должен был принять на себя отцовские обязанности.

Утром в понедельник, 11 декабря 2000 года Мика Хаккинен стал отцом. Эрья Хаккинен родила немного раньше запланированного супругами срока - супруги планировали роды на рождество, но по словам медиков у Эрьи и Мики родился абсолютно здоровый мальчик, весом немного более четырех килограмм. «Я даже не знаю, что сказать вам. - голова идет кругом. Я сначала даже забыл поинтересоваться ростом ребенка» - сказал Мика журналистам. Через несколько дней было объявлено, что нового гражданина земли назвали Хьюго.

Несколько лет спустя супруга подарила ему дочку Айну. В 2008 году Эрья и Мика развелись. Год назад Хаккинен женился во второй раз на Маркете Ремезовой. На свадьбе присутствовали трое детей Мики и Маркеты. Дочка Элла, близнецы Линн и Даниэль. Вот так Хаккинен увеличил шансы на попадание своих детей в «Формулу-1» 😊

К сезону 2001 года конструкторские штабы и «Феррари» и «Макларен» подготовили разработанные с чистого листа автомобили. И если у «Скудерии» дела сразу пошли хорошо, и ее пилоты всю зиму раз за разом били рекорды домашних тестовых треков в Мюджелло и Фьорано, то у их соперников как-то не заладилось – моторы «Мерседес» горели, машина часто ломалась. Да еще и Мика Хаккинен, ставший в конце 2000 года отцом, появлялся на тестах намного реже, чем раньше, взвалив большую часть нагрузки на Култхарда и нового тест-пилота команды Алекса Вурца. Вероятно, автомобиль на такое отношение финна к нему обиделся. Иначе объяснить жуткое невезение Мики в первых гонках трудно.

В трех гонках выездного турне на старте чемпионата Хаккинен набрал лишь 1 очко, в то время как Шумахер, победив в Австралии и Малайзии, имел в своем активе 26. Главным соперником «Красного барона» был скорее Дэвид Култхард, победивший в Бразилии и уже в первом европейском Гран-при сравнявшийся с Михаэлем по очкам. В Имоле лидер «Феррари» сошел, Мика был только четвертым, а Дэвид финишировал вторым вслед за победившим Ральфом Шумахером на Williams-BMW. Команда сэра Фрэнка вернулась в число претендентов на победы, самый мощный двигатель делал его пилотов фаворитами скоростных трасс, а шины Michelin при определенных погодных условиях давали преимущество. По правде говоря, напарник Ральфа колумбиец Хуан-Пабло Монтоя имел очень хорошие шансы на победу еще в Бразилии, но его вынес с трассы отстающий на круг гонщик «Эрроуз» Йос Ферстаппен.

С пятого этапа чемпионата мира разрешалось применение управляющей электроники, такой как системы контроля старта и трекшн-контроль. С начала сезона не раз ставилась под сомнение легальность Ferrari F2001, превосходившей конкурентов в скорости, но в Испании кардинальных перемен не произошло. Михаэль четвертый раз в сезоне завоевал поул, но Мика Хаккинен был очень близок — всего 0,085 с разницы. Култхард и Баррикелло, уступившие по 0,4 с, разделили второй ряд.

Первой жертвой сбоя системы контроля старта стал Дэвид Култхард, заглохший перед прогревочным кругом. В ближайших Гран-при оставшиеся неподвижно стоять на стартовой решетке машины станут привычным делом. Уже во время старта не сможет тронуться с места Хайнц-Харальд Френтцен. Шумахер-старший и Хаккинен проблем не испытали, сохранив свои позиции в первом повороте. Михаэль к пятому кругу отрывается от соперника на две секунды, этот разрыв останется неизменным до первой волны дозаправок.

М. Шумахер проводит свой первый пит-стоп раньше Хаккинена — 23-й круг против 27-го, но положение не меняется, несмотря на все усилия Мики. Шумми даже немного быстрее, понемногу увеличив расстояние до 4,5 с. Второй раз в боксы Михаэль снова сворачивает раньше — 43-й круг. На этот раз финн, пересидев своего оппонента на 7 кругов, пользуется преимуществом более легкой машины сполна, оторвавшись на 27 секунд, достаточных для пит-стопа, и возвращается на трассу лидером.

«Летающий финн» до этого трижды подряд поднимался на верхнюю ступеньку подиума на Каталунье. Казалось, что уже ничего не помешает сделать это и в четвертый раз. Команда все сделала правильно, Шумахер, испытывавший проблемы с третьим комплектом резины, безнадежно отстал, но Старушка Удача в этот раз отвернулась от Мики, когда до клетчатого флага было рукой подать — всего полкруга. Хаккинен останавливается из-за отказавшего сцепления за три поворота до финиша, теряя заслуженную и такую важную победу. В боксы обескураженного финна подбрасывает партнер по команде, добравшийся после всех злоключений до финиша в очках, а там его первым встречает Михаэль, извинившийся за украденную победу. Компанию Шумахеру на подиуме составили Х.-П. Монтоя, для которого это были первые очки в Ф-1 и Жак Вильнев, впервые за несколько лет занявший место в тройке.

Неудачи продолжили преследовать Хаккинена и дальше: в следующих пяти гонках он лишь дважды добирается до финиша, впервые в сезоне поднявшись на подиум лишь в Канаде. Дэвид Култхард, несмотря на красивую победу в Австрии, отпускает Михаэля в личном зачете все дальше. Шумахер побеждает в Монако, на Нюрбургринге и во Франции, финишируя вторым в остальных гонках. Его главными соперниками на трассах становятся младший брат Ральф, победивший в Канаде, и другой пилот Williams-BMW Монтоя, но и они недостаточно стабильны, чтобы навязать реальную борьбу в чемпионате. После 10 этапов на счету Михаэля 78 очков, в то время как у Култхарда 47, у Ральфа Шумахера — 31, а у Хаккинена — скромные 9.

Прохладная английская погода была неблагосклонна к французской резине Michelin, поэтому пилоты Williams на этот раз в квалификации выглядели слабовато, а единственным, кто мог помешать Шумахеру-старшему завоевать свой 8-й в сезоне и 40-й в карьере подиум стал Мика Хаккинен. Всю сессию чемпионы сменяли друг друга на вершине протокола, но Шумми все же оказался на 0,085 с быстрее. Третье место занял Дэвид Култхард, опередивший пилотов Jordan-Honda — Трулли и Френтцена.

«Красный барон» сумел сохранить свою позицию на старте, но вплотную преследовавший его Хаккинен был полон решимости отобрать лидерство, что и произошло на 5-м круге в повороте Copse. К этому моменту гонку уже покинул Култхард, не поделивший первый поворот гонки с Трулли. Мика стремительно отрывается от Шумахера (в среднем по 2,5 секунды с круга), а на позиции немца уже начал покушаться Монтоя. На 17-м круге колумбиец слип-стримом обгоняет лидера чемпионата на прямой «старт-финиш». Хаккинен к тому времени был уже в 24 секундах впереди.

На 21-м круге Мика одним из первых останавливается для дозаправки, на 25-м это же делает оставшийся в лидерах Хуан-Пабло. Михаэль Шумахер, для которого запланирован всего один пит-стоп, остается на трассе, вернувшись на второе место, но проигрывает Хаккинену около 10 секунд и разрыв этот снова увеличивается. Вторая остановка Мики совпала с первой Михаэля (39-й круг), вернувшись на трассу финский гонщик продолжает уверенно двигаться к своей первой в сезоне победе. Третье место занял Рубенс Баррикелло, тактически переиграв Монтою.

На подиуме улыбка не сходила с лица Михаэля — не покидало ощущение, что он рад победе Мики Хаккинена не меньше него самого.

В оставшихся шести Гран-при Михаэль Шумахер трижды поднимется на верхнюю ступень подиума (в Венгрии, Бельгии и Японии), оформив чемпионство за четыре этапа до конца сезона. Победы в скоростных Гран-при Германии и Италии достанутся гонщикам Williams-BMW: Ральфу Шумахеру и Хуану-Пабло Монтое, соответственно. Мика Хаккинен же одержит свою последнюю, 20-ю победу в «Формуле-1» на трассе в Индианаполисе уже после заявления об уходе из чемпионата. Мика обещал вернуться через год, но этого так и не произошло – он ушел окончательно. Михаэль остался без своего самого опасного соперника, единственного, кого он считал равным себе по силам, остался, чтобы побить многочисленные рекорды в борьбе уже с новым поколением гонщиков.

Мика уступил свое место будущему чемпиону мира Кими Райкконену. Вспомним интервью с Хаккиненом.

Вопрос: Вы получили удовольствие от гонки?

Мика Хаккинен: Да. Это была фантастика, было здорово пропустить Дэвида вперед перед финишем. Ему нужно было закончить сезон на подиуме. Так что я действительно получил удовольствие. Была интересная борьба с Михаэлем, он пытался вырваться вперед, правда безуспешно. Правда на его результат это все равно не повлияло, но для меня некоторая разница была. Интересная гонка.

Вопрос: Пропустив Дэвида вперед вы вернули ему должок? Давным-давно он вас пропустил подобным образом в Австралии.

Мика Хаккинен: Немного. Наверное, только наполовину.

Вопрос: Сегодня грустный день?

Мика Хаккинен: Нет, совсем не грустный, скорее - радостный. Я счастлив, что все закончилось.

Вопрос: Какой момент вы считаете лучшим в своей карьере?

Мика Хаккинен: Были интересные моменты. Много побед, два чемпионских титула. В этом сезоне победа в Сильверстоуне доставила огромное удовольствие, в Индианаполисе. В «Макларен» было много хороших моментов, много интересного. Я лучше всего помню радость на лицах после поула и победы в Монако, в 1998-м.

Вопрос: Любой комментарий по поводу Михаэля Шумахера, вашего постоянного соперника...

Мика Хаккинен: Между нами всегда была чистая борьба. Таков мой стиль, участвуя в гонках я всегда старался его придерживаться. Михаэль отвечал тем же. Если с ним ведут нечестную борьбу, он отвечает тем же. Так что все было здорово.

Вопрос: О чем вы думали на медленном круге после финиша?

Мика Хаккинен: Я был доволен тем, что все закончилось, просто счастлив. Сейчас у меня нет поводов грустить. Люди, причастные к Формуле 1 не могут исчезнуть. Журналисты остаются, механики, инженеры. Я не собираюсь никуда исчезать. Так что грустить незачем. Я счастлив, что смог принять решение об уходе, хорошо закончить сезон и вернуться к своей семье.

Хаккинен ушел в отпуск, но так из него и не вернулся. В прошлом году Мика признался, что мог вернуться в «Формулу-1» в 2006 году.

В конце 2006 года «Макларену» потребовалось заменить ушедшего в «Феррари» Кими Райкконена и покинувшего «Формулу-1» Хуана-Пабло Монтойю. В итоге «Макларен» подписал контракт с Фернандо Алонсо и только-только выигравшего чемпионский титул в GP2 Льюисом Хэмилтоном.

Хаккинен отметил, что многое решали тесты, которые финн проводил в Барселоне по окончании сезона, но в дело вмешались технические проблемы.

«Руководство «Макларена» и Рон Деннис говорили мне, что я могу вернуться в любой момент. Я начал тренироваться, работал на симуляторе, а потом провел тесты в Барселоне. Все было готово к моему возвращению.

Никогда не забуду ту сессию. Я знал трассу вдоль и поперек, отлично знал всех механиков. За день до этого я сходил посмотреть на тесты Льюиса Хэмилтона. В конце дня на болиде сломалась одна из компьютерных систем, которая контролировала работу двигателя. Если я правильно помню, эта система взаимодействовала с коробкой передач, двигателем и карбюратором – при переключении на пониженную передачу компьютер давал команду двигателю подать мощность, чтобы задние колеса не блокировались на пониженной передаче.

После того, как система сломалась, мне пришлось использовать старую систему. Но она не работала с новым двигателем. Системы не были синхронизированы. Я каждый раз блокировал колеса на торможении. Пилотировать было невозможно. Я сказал ребятам: «Да ладно, просто почините все и продолжим завтра, как договаривались». Но ничего не получилось. Я не мог показать свой максимум из-за постоянной блокировки колес. Я провел на трассе весь день и проехал огромное количество кругов после трехлетнего перерыва. Но мы ничего не могли сделать. Мы не могли устранить проблему из-за отсутствия запасных деталей».

Хэмилтон стал четырехкратным чемпионом «Формулы-1».

Было даже три сезона в DTM. Но Хаккинен остается послом многих брендов. Сейчас его часто можно увидеть, например, в боксах команды «Мерседес».

Ниже вы можете посмотреть свеженькое видео круга по трассе Лагуна Сека за рулем болида «Макларен».

Вы можете вспомнить предысторию:

Как все начиналось. Путь Мики Хаккинена к «Формуле-1»

На волосок от смерти. Как Мика Хаккинен дебютировал в «Формуле-1»

Легендарное сражение с Шумахером. Как Мика Хаккинен стал двукратным чемпионом «Формулы-1»

P.s. Именно такой пост я хотел написать уже давно😊 Мика молодец. Дал дорогу двум чемпионам, но Кими просто ну очень крутой... До новых встреч!