10 мин.

Хороший тренер не в то время, не в том месте. Сид Лоу провожает Дэвида Мойеса

Свежий монументальный текст Сида Лоу для The Guardian — в переводе Артёма Прожоги.

Самолёт, на котором новоявленный тренер «Сосьедада» Дэвид Мойес год назад прилетел в Испанию, долго не мог приземлиться: жаркая страна встретила гостя сильным ветром и проливным дождём. После двух неудачных попыток посадить самолёт пилот решил не рисковать и завершил рейс не в Ла-Корунье, а южнее, в Сантьяго-Де-Компостела. Когда шотландец наконец добрался до «Риасора» на автобусе, до дебютного матча в чемпионате Испании против «Депортиво» оставалось чуть больше пяти часов. Удивительно, но вернуться в Испанию из Великобритании, где Мойес проводил выходные после поражения от «Лас Пальмас» в ожидании вердикта руководства, тренеру тоже удалось не сразу: воскресный рейс U21877 из Манчестера перенесли на раннее утро понедельника, благодаря чему Дэвид ещё денёк побыл главным тренером «Сосьедада». Любопытная метафора: Мойес тоже не сумел набрать нужную высоту.

В Сан-Себастьяне Мойеса ждал президент клуба Хокин Аперрибай. Он, собственно, только и делал, что ждал его: сначала долго и упорно пытался подписать контракт, ожидая, когда череда отказов шотландца наконец сменится согласием; затем, вопреки требованиям болельщиков, дал тренеру второй шанс и ждал, когда игра команды наладится. Теперь он ждал, когда Мойес прилетит в Испанию, чтобы сообщить ему об увольнении, причём непременно сделать это по-джентльменски — лично. Впрочем, тренер и сам подозревал о том, что его дни в команде сочтены — и его опасения подтвердились, когда в «Сосьедаде» объявили дату прощальной пресс-конференции.

Выездной матч против «Лас Пальмас» мог спасти карьеру Мойеса в «Сосьедаде», но в итоге, наоборот, поставил на ней крест. Баски проиграли команде, перед началом тура занимавшей предпоследнюю строчку. За десять стартовых туров «бело-голубые» выиграли только дважды, и это при довольно щадящем календаре. Да, «Реал» Мойеса разгромил аутсайдера «Леванте» (4:0»), да, их игра была лучше, чем результаты, и, да, им не повезло остаться ни с чем в матчах с «Сельтой» и «Атлетико». Но до конца года «Сосьедаду» придётся встретиться с «Барселоной», мадридским «Реалом», «Вильярреалом» и «Севильей». Команда, которой некоторые прочили еврокубковые надежды (хотя Мойеса никогда не было в этом числе), теперь борется за выживание.

Подопечные Мойеса потеряли важные очки, и тренер упустил спасательный круг. На самом деле, слушок о смене тренера пошёл ещё две недели назад, но тогда президент не планировал расставаться с Дэвидом и уж тем более не собирался ставить ему ультиматум. Он просто собирался использовать паузу в чемпионате, связанную с матчами национальных сборных, чтобы обратить внимание на ошибки и недостатки. В конце концов, на подписании контракта с Мойесом год назад настоял сам Аперрибай. Дэвида уволили не столько из-за очередного поражения — чашу президентского терпения переполнила безвольная игра команды.

Один из футболистов «Лас Пальмас», пожелавший остаться неизвестным, признался, что победа над «Сосьедадом» была самой лёгкой в его карьере. Испанская газета El Diario Vasco назвала игру команды «полным провалом». Автор колонки поставил диагноз: «Этот «Реал» — ходячий мертвец. Требуются кардинальные перемены, пока клиническая смерть не стала биологической. Мойес исчерпал кредит доверия, и чем раньше руководство осознает, что сотрудничество с ним обречено на неудачу, тем раньше начнётся процесс реабилитации».

После поражения игроки, тренерский штаб и руководство отправились на самолёте домой. Мойеса не было на борту. Шотландец улетел в Англию, чтобы отпраздновать день рождения дочки. В ночь с субботы на воскресенье Дэвид планировал вернуться в Сан-Себастьян, но его планы нарушила внезапная отмена рейса. Мойес вновь заставил себя ждать: президент вознамерился разорвать с ним контракт, а его место готовился занять Эусебио Сакристан. Дэвид Мойес пребывал на посту главного тренера «Сосьедада» один календарный год (без двух дней), а по футбольным меркам и вовсе ровно сезон. Несправедливо было бы сказать, что при Мойесе ровным счётом ничего не поменялось — и в то же время, при всём уважении к шотландцу, сложно сказать, что же он сумел изменить.

В начале пути на него возложили ответственную миссию: привнести в игру «Сосьедада» задорную лёгкость, сделать команду конкурентоспособной и гарантировать ей светлое будущее. На первых порах Дэвид справлялся с задачей. Он пришёл клубу на помощь, когда тот был в беде, и сумел отвести его на комфортное расстояние от зоны вылета. Наверное, тем самым Мойес оказал «Сосьедаду» медвежью услугу. Почувствовав себя в безопасности, команда расслабилась и быстро растеряла всё преимущество. Всё познается в сравнении: до прихода Мойеса на «Аноэту» в прошлом сезоне баски выиграли два матча из одиннадцати. Сейчас «Реал» занимает то же самое место, набрав шесть очков в десяти турах. Внимание, вопрос: так что же изменилось?

Наверное, действительно, не так уж много. А может дело в том, что карьера Мойеса в Испании оказалась не особенно богата событиями. Его дебютный матч завершился нулевой ничьей, последний — поражением. А между ними, между прочим, была минимальная победа над «Барселоной» (1:0), удивительная перестрелка с «Севильей» (4:3)... да, в общем-то, и всё. Камеры выхватывали крупным планом околофутбольные события: весь мир наблюдал, как удалённый Мойес на трибуне с довольным видом поглощает фанатские чипсы. В перерыве между первым и последним рейсом Дэвида Мойеса болельщики «Сосьедада» посмотрели 38 матчей чемпионата, увидели 11 побед, 13 ничьих и столько же поражений. Не будем лукавить: посредственный результат, но уж точно не провальный.

А что, если это и есть реальный уровень команды? Может, фанаты, ждущие выхода в еврокубки, просто витают в облаках? Стоит отметить, что способности игроков и правда преувеличены. Более того, последние три года клуб каждый сезон терял ключевых игроков. Всё, чего удалось добиться Мойесу с «Сосьедадом» — стабильность. Баски так и не сумели сподобиться на две победы подряд, а вдобавок к этому лишь однажды в прошлом сезоне проиграл два матча кряду. Сомнительное достижение, но статистика неумолима.

Тридцать семь очков в прошлом сезоне вполне могли бы послужить отправной точкой на пути к успеху. Тогда довольные болельщики не на шутку перепугались, когда в прессе пошли слухи о возможном возвращении Мойеса в Англию. Следующий сезон должен был стать лучше предыдущего, но надежды не оправдались — и винить Дэвида за неудачные выступления следует чуть ли не в последнюю очередь. Мойесу не позволили купить нужных игроков и построить команду под себя. На первой предсезонке шотландскому специалисту пришлось лепить команду из того, что было под рукой.

Если руководство «Сосьедада» считает, что все проблемы можно решить увольнением главного тренера, оно глубоко ошибается. Повторю, вина лежит не только на Мойесе. Сперва нужных футболистов не купили, а потом часть игроков оказалась в лазарете. Но главную победу клубу предстояло одержать над самим собой: если бы не человеческий фактор и грубые индивидуальные ошибки, «бело-голубые» вполне могли выиграть у «Сельты», не проиграть в Малаге и как минимум свести вничью игру с «Атлетико».

И всё же руководство ожидало большего. В конце концов, к ним пришёл Бывший Главный Тренер «Манчестер Юнайтед». На презентации Мойес сказал, что, по признанию президента и игроков, клуб видел в нём идеального кандидата. Не кажется ли вам странным, что при этом руководство параллельно вело переговоры с Пепе Мелем — запасной вариант на случай, если Мойес всё-таки даст от ворот поворот.

Мойес, несомненно, пытался внести свой вклад. Может быть, он даже перестарался. После работы в Англии он по-прежнему ориентировался на «Манчестер Юнайтед» — но забывал, что в его распоряжении всего лишь «Реал Сосьедад». Некоторые опасались, что, закалившись на Туманном Альбионе, Мойес придёт в команду чёрствым и высокомерным. На деле же самоуверенностью там и не пахло — напротив, даже в общении Мойеса с игроками неизменно проступала робость.

Дэвид прибыл в Испанию без помощника и улетел обратно в гордом одиночестве. И хотя к нему посреди сезона присоединился Билли Маккинли, остальные коллеги по цеху были в клубе до Мойеса и останутся там после его ухода. Этим утром одна местная радиостанция назвала его «островом». Он ведь и правда был похож на одинокий клочок земли в океане: та же отчуждённость, те же трудности перевода.

«Многие игроки и даже тренеры берут уроки английского, чтобы облегчить мою адаптацию. Немного странно... Кажется, всё должно быть наоборот», — признался Мойес после первого матча. Он, кстати, был совершенно прав — но ничего для этого не делал. На первых порах он, впрочем, пытался учить испанский, но бросил эту затею. Островок продолжал отдаляться.

Как правило, игроки и тренеры добиваются успеха за рубежом, когда стремятся погрузиться с головой в новую среду. Это люди, которые знают своё место в мире. Мойес всегда был очарованным странником. «Он не понимает» — эта фраза звучала в стане «Сосьедада» слишком часто. Команда Дэвида, словно его злосчастные самолёты, не смогла набрать высоту. Задумайтесь: целый год в Испании тренер прожил в гостинице. С одной стороны, не так уж и важно, где он жил, ведь он каждый вечер наслаждался прогулками по древним улочкам — но, с другой стороны, разве это не очередной признак отчуждения?

Мойес то и дело говорил о незначительных различиях между странами. Нередко люди с ним соглашались: мол, и система розыгрыша кубка — полный бред, и матчи начинаются не вовремя, но в ретроспективе эта конструктивная критика начала казаться в нытьём. Тем не менее, Дэвид нашёл оправдание: «Я не гуру, чтобы учить людей жить. Это просто личное мнение. Я понимаю, что мне нужно адаптироваться». Но он не адаптировался.

В «Сосьедаде» нет футболиста Стефано. Легко перепутать: имя Эстебана Гранеро в сочетании с тонкостями незнакомого языка и игровым напряжением запросто могло превратиться даже в Степана. Мойесу эту оплошность простили очень скоро, зато болельщики никак не могли понять, почему, заявив о том, что он «прилетел в Испанию, чтобы учиться», тренер упорно не желал изучать культуру новой страны, налаживать контакт с командой и руководством. Более того, Мойес, будь он циничнее и расчётливее, мог бы втереться в доверие к нужным людям из высшего общества и заслужить их покровительство. Но Дэвид по натуре совсем другой: скромный, честный, трудолюбивый. Он простой человек из мира футбола, а не манипулятор — и это здорово. Тем не менее, такой подход не принёс плоды.

Другие обвиняли Мойеса в том, что он всё никак не может (или не хочет) забыть о Великобритании, даже не думая о том, как тяжело жить и работать вдали от родины 52-летнему шотландцу, который всю сознательную жизнь провёл в английском футболе. Дэвид был на седьмом небе от счастья, когда после баскского дерби Эрнесто Вальверде согласился пропустить с ним кружечку в его крохотном кабинете с прелестными плакатами Сан-Себастьяна на серых стенах. Помещение было уютным: на столе работала кофеварка, рядом на блюде лежали сэндвичи, а в уголке стоял маленький холодильник, доверху наполненный бутылками ледяного пива. На мгновение уроженец Глазго будто вновь оказался в Великобритании.

К слову, в «Реале» изначально хотели, чтобы Мойес привнёс в их игру частичку британского духа. «Можем ли мы играть по-английски? Думаю, нам это по силам. Мне по душе мощный и энергичный футбол. Ребятам придётся привыкнуть к такому стилю игры. Может быть, через полгода моя футбольная философия изменится». Непохоже, что он передумал. Прошёл год, пришла пора прощаться. Кажется, самое время спросить: сколько «испанского» Мойес забрал с собой и сколько «британского» оставил в Испании? И вообще, принял ли «Сосьедад» его прощальный подарок? Так или иначе, складывается ощущение, что хороший тренер не в то время оказался не в том месте.

В головы футболистов с самого начала закрались смутные сомнения. Испанские тренеры и игроки больше внимания уделяют тактике. Мойес всегда хвалил команду за преданность делу и проделанную работу, но первый звоночек прозвучал в начале этого сезона. Полузащитник Давид Сурутуса обмолвился в интервью: «Мы многое упускаем на тренировках. Игроки теряют уверенность. Нашей игре не хватает креативности». Команда не пыталась избавиться от тренера — просто один человек высказал то, что «накипело» в раздевалке. Понимаете, игроки не считали, что Мойес неправильно организует тренировки — им попросту казалось, что они недостаточно отрабатывают тактику. К иностранной команде с малознакомыми футболистами требовался соответствующий подход. Другой подход.

Напрашивается вывод о том, что Мойес попросту не сумел почувствовать эту разницу. «Я должен измениться», — твердил он, но, похоже, вовсе не горел желанием меняться. В общем-то, его никто и не заставлял этого делать. В пятницу вечером команда улетела в Сан-Себастьян без Дэвида Мойеса. Еще через три дня «Реал Сосьедад» перестал быть командой Дэвида Мойеса. 

Сид Лоу, The Guardian