6 мин.

«Мораль нам не по карману»

Человек в президиуме был чем-то похож на Аль Пачино. Костюм  безупречен, часы кричали о роскоши, а голос заставлял вспомнить значение слова «магнетический».

- Моя фамилия Треч, - сказал он. - Я представляю крупный медиа-холдинг, который готов заплатить за телеправа на РПЛ серьезную сумму.

- Какую? – быстро спросил Гинер.

- Существенно бОльшую, чем вы рассчитывали получать до того, - понимающе улыбнулся Треч. -  К слову, юридические аспекты расторжения контракта вас волновать не должны. А о конкретных цифрах есть смысл рассуждать, когда мы договоримся в главном, не так ли?

Аудитория не возражала. Президенты клубов, только что услышавшие неприятную новость об аннулировании контракта на продажу телеправ РПЛ, смотрели на нежданного оратора настороженно, но с интересом. Треч привычным жестом подправил змеиную головку вмонтированного в стол микрофона.

- Уважаемые коллеги. Я, если не возражаете, начну с вещей общеизвестных. Исследования, проводимые на рынке спортивной медиапродукции безжалостно констатируют падение рейтингов российского футбола. Более того, согласно оценке большинства независимых экспертов остановить это падение в рамках текущей маркетинговой концепции невозможно, поскольку она сориентирована исключительно на улучшении качества оболочки продукта (так называемой «картинки») и не затрагивает вопросов его глобального изменения. Проблема же заключается в том, что и «картинка», и даже уровень чемпионата России по футболу, в нашем случае вещи второстепенные.

Почему, спросите вы. Все просто - потенциал роста целевой аудитории ничтожно мал. Можно затратить колоссальные ресурсы и поднять рейтинг, условно говоря, с двух до двух с половиной процентов, но ни о какой рентабельности говорить не приходится. В Испании, Голландии, Германии и многих других странах футбол популярен, и, следовательно, и продаваем на порядок лучше, чем в России. И никакого секрета здесь нет.

Аудитория зашумела. Оратор поднял вверх обе руки в примиряющем жесте и широко улыбнулся.

- Это плохо, но это не является новостью, господа. А вот то, что является новостью, как раз неплохо.

Классика маркетинга: если целевая аудитория себя исчерпала, мы должны поменять целевую аудиторию. Вот посмотрите, рейтинг появившейся сравнительно недавно на российском телевидении передачи «Удар головой» существенно выше, чем, например, у «Футбола России». Причина проста, футбол в этой передаче лишь повод поговорить о том, что интересно массовой аудитории. Передача ориентирована на другой сегмент потребителей, который куда шире аудитории стандартного футбольного матча. И если мы хотим зарабатывать на чемпионате России, мы должны научиться монетизировать интерес этого сегмента.

В нашем продукте должно быть меньше футбола и больше так называемой «жизни», той самой «жизни», которая интересует всех, а не только узкую прослойку сегодняшних потребителей РПЛ. Нас с вами интересуют люди, которые узнали о Широкове из твиттера, об Аршавине из анекдота, о Малафееве от Губерниева. Которые знают, что Денисов рвач, но на поле путают его с Анюковым.

Они дадут рейтинг, но для этого  мы должны предложить им продукт, аналогичный продукту ТНТ и ОРТ, предложить то, что предлагают наиболее популярные передачи российского телевидения. Да, малаховы, собчаки и прочие. А что вы хотели?  Если вы продаете музыку, и у вас хотят купить Жанну Фриске, вряд ли вы будете настойчиво впаривать чуваку Баха.

Треч улыбнулся уголком рта, но взгляд его  оставался серьезным.

- Вопросов нет? Я продолжу. Российская лига только тогда будет стоить серьезных денег, когда перестанет изображать из себя эстетствующую институтку. Пусть телезритель слышит не зевающего Черданцева, а разборки футболистов с судьей после «левого» пенальти; пусть смотрит не на суетящихся игроков, а на драку вторых тренеров. Недавняя история с болл-боем в Англии запомнилась больше, чем сам матч, неужели мы так ничему и не научимся? Все помнят про конфликт Карпина с Денисовым, а сколько телезрителей помнит, как закончился сам матч? Кто там забил, как забил? Понимаете, что осталось в голове у человека, вскормленного передачей «Пусть говорят»? Что интереснее этому зрителю, рассуждения тренера о глубине атаки или его же ругань во флеш-интервью?

Посмотрите на СМИ, особенно электронные, они давно все поняли. Футбола все меньше, все больше околофутбольных страстишек. Взгляните на сообщество пользователей на sports.ru, так называемую «Трибуну», посмотрите рейтинги различных блогов – а ведь их аудитория, казалось бы, должна быть ориентирована на «чистый» спорт. Конференция комментатора Василия Уткина вне конкуренции, хотя ряд авторов там же по соседству на вопросы отвечают более компетентно и корректно. Но маргиналам, которых, увы, большинство, интереснее почитать, за что Уткин посылает, извините, в жопу; интересней самому задать идиотский вопрос. Этим он самоутверждается, ему важно знать, что он не один такой хам, придурок и невежда. Уткин шоумен, он работал не только на спортивных передачах, и он знает толк в пиаре.

- Господин Треч, - подал голос Федун. - Футбольный матч все же не инсценированное шоу.

- Да, это так. Пока так. Но он будет этим шоу, и никто за нас с вами его таковым не сделает. А знаете, кстати, сколько стоит минута рекламного времени на НТВ во время сериала «Слепой убивает Бешенную»?

На несколько секунд в зале повисла пауза.

-  Я правильно понимаю, что вы предлагаете искусственно увеличить количество нефутбольных, а то и антифутбольных событий во время матча?

- Совершенно верно. С привлечением талантливых режиссеров и сценаристов. На поле будут выбегать девицы топлесс, судить матчи начнут лесбиянки. В перерыве – вот где золотое дно - будет не бред экспертов про «гости сели слишком глубоко», а про то, кто с кем спал, кто кого видел пьяным, обкуренным или в читальном зале библиотеки. Поцелуи Мамаева с Кокориным, в конце концов.

- Они ж вроде не геи, - сказал Соловьев.

- Какая, к херам, разница, геи они или пингвины-извращенцы! Надо будет, найдем и геев, и онанистов, и  членов общества защиты педофилов, в Голландии, к слову,  такое уже есть. Во Франции легализуют усыновление детей гомосексуалистами, это общекультурный тренд.

- Я не против геев, -  подал голос Ткаченко, представлявший Анжи. - Но для нашего клуба...

- Для Кавказа, для Москвы, для прочих регионов будут отдельные микроконцепции, - успокоил его Треч. – Кавказ будет отвечать за драки, у вас с этим хорошо, хоккейные болельщики обзавидуются. Будут направления по расизму, договорнякам и прочее.

Зал зашумел, как тот тростник. Пошли вопросы.

- А как к этому отнесется ФИФА?

- Хороший вопрос. С ФИФА будем делиться. Деньги они любят не меньше, чем какой-нибудь заместитель префекта округа, будьте уверены. Договоримся, вопрос цены.

- А согласится ли условный Мамаев участвовать в таком шоу? Футболисты зарабатывают очень неплохо.

- Зайдите в соцсети. Многие спортсмены совершенно бесплатно выкладывают там фотографии, которые мы с вами постесняемся показать лучшему другу. Не забывайте, с нами будет работать команда профессиональных психологов-провокаторов.

- А это не ударит по имиджу российского футбола?

- У российского футбола нет имиджа, - отрезал Треч. - Имидж, который нельзя превратить в "кэш", это насмешка над здравым смыслом. Имидж еще предстоит сделать. Это будет имидж а-ля "infant terrible, имидж "плохого парня". Да, восхищаются святыми, а фильмы смотрят про Джека-Потрошителя. Зритель хочет видеть грязь, копаться в грязи, какого ж дьявола мы пылесосим у него под носом, вместо того что бы дать желаемое?

На этот раз паузв длилась дольше. Треч усмехнулся и негромко, без свойственной его речи аффектации, сказал в притихший зал:

- Да, господа. Мораль нам пока не по карману.