7 мин.

К вам приехал ревизор!

Период перед презентациями новых болидов – самый секретный в «Формуле-1». Представители команд будут вспоминать прошлый год, общими фразами говорить о целях на будущий и максимум, что скажут, о новом болиде, что он стал еще быстрее. Хорошо, если Джорджио Пиола что-нибудь зарисует, просочится какая-то минимальная техническая деталь или проскользнет информация о том, что кто-то прошел или, наоборот, провалил крэш-тесты…

Но в 2010-м в «Формуле-1» многое меняется, и с этими новыми командами начинает зарождаться мода показывать свои наработки, и как вообще идет процесс. Им, собственно, деваться-то некуда – нужно как-то доказывать скептикам, что коллектив работает по плану, что на старте в Бахрейне они будут, иначе вон «Стефан Гран-при» только и ждет, что кто-то оступится. Но не все, что показывают дебютанты, идет им самим на пользу. Например, «Лотус», как самая по времени отстающая команда, решил показать, что там все более чем нормально, и еще в прошлом году продемонстрировал фотографии модели нового болида, предназначенной для продувки в аэродинамической трубе. А через некоторое время разразился мини-скандал о плагиате и промышленном шпионаже у «Форс-Индии». Или появился в сети ролик о крэш-тесте того же «Лотуса» – сразу болельщики заприметили, что какой-то уж очень топорный нос получился, совсем не «формульный» дизайн.

Но больше всего досталось US F1, которая, очевидно, в ответ на мнение Экклстоуна о том, что команда до «Сахира» не доедет, начала вести активную пропагандистскую работу. Наконец-то заработал сайт, на котором раньше дальше заставки – никуда, включился обещанный канал на YouTube, Питер Уиндзор разродился аж двумя записями в блог и дал эксклюзивное интервью официальному сайту «Ф-1». По общей активности можно подумать, что работа кипит, но после просмотра всего этого потока информации понимаешь, что скептицизм уже закипает.

Вот первое видео – команда строит базу, рисует, работает, все это завершается созданием симпатичного кокпита и носа будущего болида. На следующем, очевидно, этот самый нос радостно разбивают на осколки во время крэш-теста, а один из наблюдателей этого действа как-то подозрительно качает головой. Что-то пошло не так? Или жалко единственного носа?

Дальше интереснее – мини-интервью с персоналом, который вместо того, чтобы вселить уверенность в зрителя, заставляет серьезно задуматься о том, что пытается скормить нам Уиндзор. Ребята, ну это же не «К вам приехал ревизор!» У US F1, между прочим, уже готов телевизионный отдел, и Уиндзор даже хвастается, что в нем работают люди из компании Питера Джексона. Так почему же продукт на «двоечку» по десятибалльной системе? Ну да, нос разлетался достойно, спецэффекты на уровне. Но вот кастинг и сценарий явно подкачали. Главный конструктор, Джейсон «тоже Андерсон», который с трудом может связать два слова? Или инженер, на вопрос: «Какими будут ощущения, когда болид выйдет на старт?» отвечает что-то вроде: «Э-э-э-э. Я завязал с «Формулой-1» десять лет назад»? Это как-то несерьезно, особенно со стороны Уиндзора, который как специалист с более чем 30-летним опытом, должен знать, как убедить публику, и что из отснятого не стоит выставлять на всеобщее обозрение.

Скажете, что не стоит во всем искать плохое, что команда старается, парни привыкли работать, а не болтать, и уже за это нужно отдать им должное? Возможно, но за US F1 уже тянется такой шлейф невыполненных обещаний и сдвинутых сроков, что сложно не поддаться пессимистичному настрою.

Собственно, слабенького качества YouTube – единственное из задуманного, что сделала команда, да и то, далеко не в том объеме, в котором обещалось. Ведь мы уже готовились заглядывать в онлайн-трансляции с расставленных по всей базе веб-камер и следить за всеми этапами рождения болида и чуть ли не за идеями этого самого Джейсона главного конструктора.

Например, гонщики. Ладно, гонщиков пока нет никаких. Но поначалу планировался полностью американский состав, потом он трансформировался в «один американец и может быть через эдак годик», затем состав стал международным, но с как минимум одним опытным пилотом, который поможет развивать стартующую с нуля команду. Сегодня уже Уиндзор рассуждает о том, как логично будет пригласить двух молодых и талантливых, которые будут расти вместе с организацией, а на вопрос о том, будут ли это рента-драйверы, начинает толкать крамольную мысль о том, не рента-ли-драйвер Фернандо Алонсо, за переход которого в «Феррари» платит Santander?! Что тут сказать… Хосе-Мария Лопес, последнее достижение которого на международной арене – 10-е место в чемпионате GP2, – выбор, без сомнения, уступающий Алонсо разве что в финансовой составляющей.

Одним из основных материальных активов US F1 с самого начала считалась аэродинамическая труба, самая современная и очень популярная среди команд «Формулы-1», находящаяся по соседству с базой и доступная. Но вот же сюрприз – оказывается, американцы не собираются использовать свое главное оружие на этапе проектирования болида, а проведут все расчеты, как и Ник Уирт для «Верджина», в CFD. Еще один логичный шаг, веяние времени, но никак не его – времени – нехватка. В связи с трубой Уиндзор оставил очень странный комментарий: «Нашей моделью для продувки в трубе будет уже готовый настоящий болид, и как новая команда мы сможем его протестировать несколько раз на протяжении 2010 года». Питер, конечно, не забыл о том, что тесты полноразмерных болидов в «Формуле-1» запрещены уже два года как, или и по этому вопросу, как с тестами в США и дополнительными днями для прямолинейных испытаний, им предоставят послабление?

Вся эта команда построена на пиаре – чего еще ожидать, когда один из основателей журналист – но в какой-то момент стало ясно, что все «фишки», на которых держалась их кампания, есть и у других команд.

US F1 пришла с гордой целью показать всем, как можно работать на небольшом бюджете, почти на порядок меньшем, чем у «Феррари» или «Макларена». Но сейчас эта тема уже не катит – все новички такие, да и некоторые существующие команды сокращаются под тяжестью Соглашения об ограничении ресурсов. Так что этим никого не удивишь, тем более что все эти Лопесы у американцев появились явно не от хорошей жизни – эффективно построить работу, не имея стартового капитала, не получается никак. Аэродинамическую трубу, которой можно гордиться, использовать не получается и кичиться болидом построенным только при помощи CFD тоже – эту идею уже успешно разрекламировал «Верджин». Можно было бы привлечь внимание громким именем: «Кампос», если доберется до старта и по дороге не потеряет Бруно Сенну, получит внимание публики хотя бы потому, что в ее составе дебютирует племянник Волшебника. Но и этот путь для US F1 с его возможными пилотами закрыт. То же касается личности технического директора: в «Лотусе» и «Верджине» этой частью команды руководят известные личности, посмотреть на результаты которых будет интересно в любом случае.

В какой-то момент, исчерпав свои возможности, американцы затихли… А теперь у них новая «фишка» на старую национальную тему – противопоставление Европы и Америки. Как будто болельщикам автоспорта недостаточно подобных «священных войн».

Теперь Уиндзор во всем ищет, что в Америке хорошо, в то время как в Европе – плохо. И зима у них – шашлыки можно жарить под ясным небом, и фабрика не закрывается на три недели на время рождественских каникул, и летом вся Америка пашет как проклятая, тогда как в Европе все разъезжаются по отпускам, собирая пробки на дорогах. И днем в США можно работать продуктивно шесть часов без перерыва, тогда как в Европе на базах команд, по старой «уильямсовской» памяти Петера – сплошные встречи и разговоры, ну просто некогда заняться делом. Ах да! Еще US F1 оснастила свою базу всего за три недели (непонятно, что же она делала остальные три месяца молчания), потому что в индустриальной Америке все делается на один щелчок пальцами. Только попроси, и все уже строится само. Особенно хороша была фраза: «Я бы хотел, чтобы кто-нибудь поспорил о том, какая из новых команд, строящая болид целиком у себя на базе и не в Европе, будет лучшей». Очень оригинально. И ни разу не смешно.

Вот только одно мне не понятно: если у них там все так быстро, продуктивно и замечательно, почему команда до сих пор вызывает сомнения в том, что она выйдет на старт, вокруг нее ходят странные слухи (хорошо, не подтвердившиеся) о начале чемпионата в только Европе, почему ей, как примадонне из Нового Света необходимы поблажки… И это при том, что заявила она о своих планах еще в феврале 2009-го года, собиралась прийти в «Формулу-1» независимо от обстоятельств и войны между ФИА и ФОТА, а значит, как минимум, на четыре месяца должны была опережать всех новичков, год назад и не мечтавших о королевских автогонках.