5 мин.

Ошибся сам – дай ошибиться другому

Обычно после квалификации болельщики с нетерпением ждут вес болидов, чтобы пофантазировать на тему старта и первого отрезка гонки. Сегодня взвешивание стало делом второстепенным – тут бы разобраться, кто вообще будет стартовать с какой позиции. Шутка ли, семь пилотов вызваны на разбор инцидентов возможного нарушения правил, и среди них – два главных претендента на титул…

В итоге из семерки пострадали только пятеро: Баттон, Баррикелло, Алонсо, Сутиль и сам виновник инцидента Буэми, а Хайдфельд и Кубица ничего не нарушали.

В «Брауне» в том, что случилось, фактически виноваты все. Команда – потому что затянула выход пилотов до самого последнего момента, и это при том, что не далее как неделю назад Рубенс Баррикелло испортил всем праздник на Гран-при Сингапура, сорвав решающую попытку в Q3. Когда до этого сессию уже останавливали дважды, а на трассе – восемь пилотов с опытом выступлений на «Сузуке» продолжительностью чуть больше часа, можно было бы немного перестраховаться, а не выпускать Баттона и Баррикелло из боксов за 2 минуты и 20 секунд до клетчатого флага.

Пилоты – потому, что вообще не отреагировали на двойные желтые в четырнадцатом повороте, и, как подтвердил Росс Браун, продолжили давить на газ, маневрируя между обломками. В результате у Дженсона Баттона, которому на Гран-при Японии последнее дело нервничать и рисковать, вообще вышел лучший второй сектор за все время квалификации – 40,788, что на десятую быстрее, чем следующий результат Льюиса Хэмилтона. Впрочем, что еще оставалось делать гонщикам, когда это их первая и последняя попытка и нет никаких гарантий в том, что стюарды Гран-при останутся довольны их маневрами?

Можно было, конечно, поступить, как Фернандо Алонсо – сбросить скорость, сорвать попытку и остаться за пределами десятки. Но в итоге все равно могло оказаться, как в случае с испанцем, что скорость сброшена не там (Фернандо отпустил педаль газа, только когда увидел реальную опасность на трассе, но пропустил первые желтые флаги), и штраф мог отбросить пилотов «Брауна» еще дальше, чем те 9-е и 11-е места, на которых они оказались.

Естественно, в данном случае возникают претензии к ФИА, фактически допустившей в третий сегмент квалификации три болида, которых там находиться не должно было. Но все это – издержки нынешнего формата квалификации. Если учесть, что разбор полетов и телеметрий у стюардов занял около трех с половиной часов, за пять минут перерыва у них точно не было шансов во всем разобраться и вынести наказания правильным людям. В конце концов, оказавшись в Q3, Баттон, Баррикелло и Сутиль получили своеобразный дополнительный штраф, лишившись свободы в выборе стратегии на первый отрезок гонки. «Пострадавшие» от несправедливости Росберг и Кубица также в накладе не остались: шестое и седьмое места на стартовой решетке – примерно то, на что они могли рассчитывать, при этом первая дозаправка ждет их аж на середине дистанции.

Вот раньше с желтыми флагами было как-то проще. Нарушил – время аннулировали, в зачет взяли предыдущий результат. Например, при такой технике наказания Фернандо Алонсо действительно бы не пострадал и стартовал «гораздо выше 12-й позиции», как он и надеялся. Его-то лучший круг во втором сегменте (1.31,638) был показан еще в предыдущей попытке. Но, рискну предположить, если бы стюарды занялись переигрыванием квалификации в уме, настало бы уже утро. Куда проще всех причесать под одну гребенку и дать равномерно по пять мест на старте – тогда, по крайней мере, любому болельщику будет понятно, кто, откуда и почему собирается стартовать…

Баттон и Баррикелло, запертые за тяжелыми болидами, вдохнули жизнь в надежды Себастьяна Феттеля – он собирается выигрывать гонку и не сдаваться в борьбе за титул. Во главе пелотона на «Сузуке» вообще сложно найти какую-то интригу – слишком равные топливные стратегии оказались у первой пятерки гонщиков, которые дружно запланировали заезд в боксы примерно с 17-го по 19-й круги. На стороне Феттеля небольшое стратегическое преимущество перед Трулли и Хэмилтоном – один круг, который оставляет ему минимальную возможность отыграться в том случае, если кто-то из этих соперников сможет его опередить на старте. А в том, что Льюис, как обычно, возлагающий надежды на KERS, попытается это сделать, сомнений нет.

Интригу при желании можно найти в другом. Если завтра в гонке на трассе ни разу не появится сэйфети-кар, значит, все сегодняшние намеки, оставленные гонщиками в восьмом повороте, были неверно поняты. Три вылета в одном месте, три красных флага, один гонщик в госпитале – такой квалификации я, если честно, и не припомню. Возможно, все дело в том, что вчера потренироваться как следует пилотам не удалось – под дождем они и выходили ненадолго и рисковать особо не стремились. Будь те пятничные сессии сухими, инциденты, вероятно, размазались бы на два дня, а так они все собрались в квалификации, когда парни только начали нащупывать пределы новой аэродинамики и сликов.

Что же такого особенного в том восьмом повороте? Хайме Альгерсуари, первым отчитавшийся о происшествии, в качестве главного виновника указал слишком высокий поребрик, после наезда на который у пилота уже нет шансов спасти болид. Особенно хорошо проблемы были заметны в инциденте Хейкки Ковалайнена, который совершил несколько гигантских прыжков по бордюру. Естественно, ни о каком торможении в такой ситуации и речи не идет, а скорости там, междуЭ прочим переваливают за 250 км/ч. Еще одна возможная причина может крыться в том, что где-то в районе седьмого поворота заканчивается свежее покрытие, сцепные свойства которого выше, – «Бриджстоун» как раз напоминал о том, что командам нужно учитывать разные характеристики асфальта на двух частях гоночного полотна.

Меньше всех, конечно, повезло Тимо Глоку. Не самое приятное оказаться на больничной койке с порезом и болями в спине после температуры под 39 накануне, и все это на домашнем Гран-при команды, где он так хотел побороться за подиум (и, судя по результатам Ярно Трулли, мог бы порадовать хотя бы в квалификации). По кадрам аварии кажется, что проблема немецкого гонщика как раз заключалась не в ошибке, а в болиде – несмотря на движение руля, передние колеса не поворачивали. Но команда настаивает на том, что технических неполадок не выявлено, и, если потребуется, готова менять Тимо на Камуи Кобаяси. «Феррари» на Гран-при Венгрии из уважения к Фелипе Массе выступила одним болидом, но «Тойоте», похоже, на японском этапе не до сантиментов.