5 мин.

Шлюпки на воду!

Конечно, ехали на «Алгарве» ради не совсем стандартной тестовой сессии. На новеньком португальском треке заезды проводились только однажды, в декабре прошлого года, так что трасса необкатанная, асфальт остается скользким даже в сухую погоду, а данных по ней для сравнения у команд очень мало. Так что, если уж и выбирать, когда проводить испытания в Португалии, то как раз логично это сделать в самом начале работы над болидами – какая, в конце концов, разница, где проверять, «как работают все системы, не трутся ли узлы болида друг о друга, и не горит ли чего», как говорит технический директор «Уильямса» Сэм Майкл. А на новой с удобной инфраструктурой – даже и приятно. Если бы еще погода не подкачала.

Конечно, о том, что в Портимане будет мокро, было известно еще до начала тестов. Но это «Феррари» может развернуть грузовики и направить их на второй собственный трек в Мюджелло – у других такой роскоши нет. Правда, сбежать от непогоды и итальянской конюшне не удалось – в Италии разве что только град не шел,–да и, говорят, не это было главной причиной смены дислокации. Еще в прошлый понедельник при обкатке F60 Фелипе Массой были сообщения о том, что что-то от болида отвалилось (или переднее крыло треснуло – это так и осталось загадкой), и чтобы избежать дальнейших непредвиденных поломок, решено было обосноваться в часе езды от базы в Маранелло. О дальнейших проблемах команда не сообщала, напротив, из Италии приходили исключительно радужные (опять не в пример погоде) сообщения: все работает, KERS превосходит ожидания, аэродинамика отличная, и сегодня наконец-то удалось обуться в слики и посмотреть как все это работает в комплексе. Кими доволен, Фелипе доволен, одна только проблема у «Феррари»–болид не совсем легальный…

Впрочем, Скудерия что-то и раньше говорила о том, что покажет версию, которая не обязательно будет полностью соответствовать регламенту 2009 года. И даже если бы конкуренты в один голос не начали говорить о слишком длинных выхлопных трубах F60, мы бы после этих всех презентаций наверняка бы уже заметили, что что-то не так. Ведь все новые болиды элегантно попрятали «хвостики». «Феррари» тоже все сделает по правилам, и сейчас, скорее всего, просто пытается найти решение для выхлопной системы – она у болида чрезвычайно короткая и не отодвинута далеко к хвосту, как у соперников. А кататься на нелегальной машине на тестах никто не запрещает – вон «Макларен», чтобы не разбить драгоценную технику на скользкой от дождя трассе, прикрепил к MP4-24 заднее крыло от 23-й. Про «Торо Россо» вообще помолчу...

А вообще, на этой неделе моторы и их окружение привлекли гораздо более внимание, нежели та же система восстановления кинетической энергии. На едва введенный в эксплуатацию KERS никаких жалоб не поступало (ну разве что из стана «Рено» на саму концепцию), зато придушенные двигатели давали жару. «Тойота» та вообще натурально горела дважды, на второй раз даже пошел слух, что мотор приказал долго жить. Оказалось все проще – отсоединился масляный шланг. «Макларен» тоже не избежал остановки на трассе из-за двигателя: у тех просто электроника заглушила мотор – не то перегрев засекла и из предосторожности вырубила, не то просто глюк случился.

И стало тут немного страшно за судьбу команд, которым на все 15 000 тестовых километров выделено всего ничего – четыре силовых агрегата. Но нужно сказать, что после изучения вопроса, и тут обнаружился свой глюк. Вроде как говорили после встречи ФИА и ФОТА в декабре, что на весь сезон каждой команде выделяется всего 20 моторов – 16 из них на чемпионат (по восемь каждому пилоту), и оставшиеся четыре на тесты. На официальном сайте «Ф-1» до сих пор именно такая информация и висит. Но вот ведь парадокс – нигде в спортивном регламенте, который вводит ограничения на тесты и двигатели, никакой цифры «4» нет и в помине. То ли забыли включить, то ли втихаря (как в случае с тремя последовательными гонками, заездами на пит-лейн под сэйфети-каром и заменой еще нескольких параграфов) решили отказаться. В общем, прав «с-первого-марта-босс» «Макларена» Мартин Уитмарш – ФИА должна срочно объяснить, что она имела ввиду, когда писала свой спортивный талмуд.

Но, несмотря на то, что тесты фактически превратились в затянувшуюся проверку работы систем, которая обычно выполняется за первый день обкатки, новых технических интересностей было довольно много. Например, «Тойота» в первый же день (а она приватно каталась еще в воскресенье) выехала в конфигурации, отличной от той, что несколькими днями ранее показала на видео-фото-презентации. На TF109 появился «акулий плавник»–не понятно, почему японцы постеснялись его показать раньше, на переднем крыле–маленькие дополнительные крылышки, а-ля «Феррари», и упрощенные концевые пластины вместо вызвавших восторг на презентации.

«Макларен» отличился странными неокрашенными конструкциями под наклонными плоскостями переднего антикрыла, дополнительной щелью под основными воздухозаборниками и новым кожухом над выхлопной системой. Но наибольший интерес вызвали фотографии задней части MP4-24, которые на презентации никому снять не дали. на них заметно, насколько низко, практически на уровне диффузора, расположено «бутылочное горлышко», а там, где проектируют выход горячего воздуха соперники и вокруг рычагов подвески все просто закрыто!

«БМВ-Заубер» уже в первый день испытывал аналог «жабр» – в районе логотипа T-systems на кожухе моторного отсека появилась мелкая решеточка для отвода горячего воздуха. В общем, как ни старались запретить «жабры» и «дымоходы», чтобы боковые понтоны выглядели чистенько, все равно серые области остались, и немцы уже ухватились за парочку из них.

Наконец, «Рено» в особых экспериментах с болидом замечен не был – хотя был уличен в слишком сильно вибрирующем переднем крыле – зато удивил новым гибридом «леденца» и светофора, который на пит-стопах использует «Феррари». В чем смысл, я так и не поняла…

Ну и что же это за обзор испытаний, если в нем нет ни единого упоминания о минутах и секундах? Да вот так получилось – тесты и так малоинформативные, а тут вообще на время лучше не смотреть. Да и что там нового? Буэми еще с прошлого года лидирует