6 мин.

Куда смотреть, за что хвататься

Хотя в этом году у королевских автогонок на самом деле есть шанс устроить все по-новому – новый технический регламент, возможно, измененная расстановка сил в пелотоне, новый коммерческий договор, и даже – а вдруг! – новый президент. До старта сезона еще 81 день – а за это время, согласно Жюлю Верну, можно совершить кругосветное путешествие, и еще день останется на то, чтобы это дело отметить, – поэтому настоящие прогнозы делать пока рано. Давайте просто определимся, какие события ждут нас в 2009-м…

Ну, во-первых, в ближайшие месяцы должны закрыться два незавершенных прошлогодних дела: продажа «Хонды» и определение состава «Торо Россо». По поводу японской конюшни уверенно пишу «продажа», а не «аукцион», потому что не только интернет полнится слухами о числе серьезных покупателей от 4 до 6, но и Росс Браун подтверждает совершенно логичные переговоры с «Феррари» на поставку моторов и даже говорит о планах не только на наступивший, но и на следующий, 2010 год! В общем, осталось только узнать имя счастливого владельца.

«Торо Россо», понятно, спешить с составом некуда – им и болид-то не скоро перепадет, с учетом того, что даже старшая команда последней из живых неклиентов представит свою новую модель. Но хочется все же побыстрее узнать о дальнейшей карьере Себастьяна Бурдэ. Наш единственный француз все переносил дату, до которой он ждет предложения контракта, – то это был конец октября, то конец года. Но ни рождественского, ни даже новогоднего подарка он так и не дождался, а слышать, как бывший босс в лице Герхарда Бергера говорит о том, что у команды будет «хороший и быстрый» гонщик в лице… Буэми, должно быть, неприятно.

Неподтвержденный, но практически стопроцентно получивший место в «Торо Россо» Буэми – пока единственный возможный новичок чемионата-2009. Ситуация в это межсезонье складывается своего рода уникальная: несмотря на то, что потенциал у переходного периода был весьма интересный, со слухами вокруг Райкконена, Алонсо и Кубицы все гонщики и команды предпочли не дергаться. Единственный переход Себастьяна Феттеля в «Ред Булл» читался еще в тот момент, когда немец пришел в «Торо Россо», так что, скажем прямо, здесь все скучно, и даже не о чем поспекулировать. Единственный приятный момент – я сама с прогнозом не ошиблась, еще в средине прошлого года предсказав, что существенные изменения в техническом регламенте заставят команды зафиксировать хотя бы одну неизвестную в уравнениях – пилотов, от которых уже знаешь, чего ожидать.

Вот в предстоящем сезоне, когда определится новая (ну, или подтвердится старая) иерархия команд, на этом фронте должно быть поживее. Но к пилотам еще вернемся чуть ниже, а пока – следующее знаменательное событие 2009-го… сезон презентаций!

Признаюсь, этого момента я всегда жду с нетерпением – обожаю, когда с машины срывают покрывало. Конечно, предвкушение начала чего-то замечательного в этот момент не сравнится с тем, как замирает сердце, когда гаснут огни в Мельбурне, но для глухого межсезонья все равно неплохо. Правда, похоже, покрывал и дыма в глаза в этом году будет исключительно мало: прошло время пышных презентаций, настал час жесткой экономии. И если еще в прошлом году некоторые команды показали болиды в строго рабочей обстановке, то сейчас таких представлений будет еще больше.

Начнется все уже через неделю, 12 января, когда «Феррари» первой, как и следует победителю Кубка конструкторов, скромно, как и положено команде, президент которой возглавляет ратующую за сокращение расходов ФОТА, покажет свою F2009. Через три дня глазами фотографов под строго определенными углами (чтобы не показать лишнего) болельщики посмотрят на TF109, а 16-го команда чемпиона мира Льюиса Хэмилтона представит MP4-24 в Уокинге. Мэтт Бишоп обещает некий неожиданный сюрприз в формате презентации «Макларена». Следующая тройка – «Рено», «Уильямс» и «БМВ-Заубер» – порадует нас во время тестов в Портимао и Валенсии 19 и 20 января.

В принципе подход к презентациям в этом году получается весьма формальным, и тому есть еще одна причина. Слишком большие изменения правил, а значит,  гораздо больше, чем в прошлом, будет разница показанных и боевых болидов. Какую-то первую итерацию, внешне соответствующую регламенту-2009, нам представят, но все самое интересное будет скрыто от глаз – время оригинальных идей, если таковым есть место в новом формате, наступит, пожалуй, на февральских и мартовских тестовых сессиях, и это то, чем наши умы будут заняты до начала чемпионата.

Старт сезона, 27 -29 марта, разумеется, станет главным событием, и мы еще успеем к нему основательно подготовиться, а из того, что можно предсказать уже сегодня, я бы выделила три истории, которые наверняка в тот или иной момент снова нас настигнут.

Во-первых, это вечная сага о «Доме британского автоспорта». Разумеется, так называют «Сильверстоун», и каждый год, что я помню себя в журналистике, вокруг него что-то происходит. То критика, то парковки размыло, то исключают, то нет денег, то реконструкция, то денег снова нет… Теперь вот настал момент последнего Гран-при перед переездом в Донингтон, где проблем не меньше. 100 млн фунтов стерлингов на реконструкцию, проблемы с коммерческим аэропортом, который не хочет закрываться на время этапа, не самая замечательная инфраструктура, предложение зрителям приезжать на автобусах вместо собственных авто, недостаток трибун, отсутствие разрешения на реконструкцию, которое,  впрочем, оптимистично предсказывается уже в четверг... О да. О «доме» британского Гран-при, том или другом, мы в этом году наслушаемся… А раз уж зашла речь об автодромах, то, пожалуй, в 2009-м предстоит не раз прочитать и новости из Франции, которая в этом году от этапа отказалась, но окончательно потерять свое историческое место в календаре еще не готова.

Второй вопрос, который так и не удалось решить за 2008-й, – Договор Согласия. Как-то раньше казалось, что без этого основополагающего документа «Формула-1» жить не сможет. Но команды не сильно напрягает его отсутствие, и руководствуются они теперь Меморандумом Взаимопонимания. Оно и верно, какая разница, как называется, главное, чтобы деньги платили исправно. Но если не думать о финансовой стороне вопроса, то с Договором Согласия связан еще один ключевой вопрос – конструкторы или клиенты? В 2007-м, когда я впервые коснулась этой темы, год 2010-й, когда единственный оставшийся клон «Торо Россо» должен будет порвать с родителем «Ред Буллом», был далеким туманным будущим, но сегодня он уже гораздо ближе. А значит, уже в предстоящем сезоне нужно будет принимать решение. Так все-таки – конструкторы или клиенты?

Наконец, еще одна долгоиграющая пластинка – контракт Алонсо с «Феррари». Если вам кажется, что журналисты уже ее заездили, то подождите начала чемпионата. Как только Кими Райкконен даст слабину…Нет, вы, конечно, можете поспорить – для него запланирована обширная тестовая программа, команда приложила немало усилий еще в 2008-м, чтобы найти причины его неудач в квалификации, новый регламент должен быть по нраву финну… Но в том и состоит один из больших вопросов будущего сезона – с каким счетом закончат свой третий год сосуществования в «Феррари» Райкконен и Масса? На днях, уже не вспомню где, мне на глаза попалась замечательная фраза: «You can’t lose your speed, but you can lose the need» – «Нельзя потерять скорость, но можно потерять жажду к ней». Так вот, если Кими не найдет этот самый «need», новогодняя новость «Газетты» снова вынырнет и будет терзать душу поклонникам всех вовлеченных сторон.

Ну и напоследок, под конец 2009-го, нас ждет новая трасса в Абу-Даби – минимум смысла, но максимум денег и роскоши и октябрьские выборы президента ФИА. Хотя сначала, в июне, мы узнаем, будет ли Макс Мосли претендовать на продолжение своей противоречивой карьеры (в утвердительном ответе я почему-то не сомневаюсь), а затем состоится чисто формальная процедура его перевыборов.

Впрочем, кто знает, может, в новом году будет все по-новому!