6 мин.

Отступить, чтобы не отстать

Для всех десяти команд четырехдневные тесты на юге Испании, конечно же, имели большое значение. Хотя бы потому, что это были последние испытательные сессии сезона, когда можно было побаловаться высоким механическим сцеплением от сликов и низкой прижимной силой, имитирующей уровень следующего сезона. С шинами работать было совершенно необходимо. Дело в том, что «Бриджстоун» привез гладкие покрышки двух новых составов – ответ на недавнее решение ФИА все же оставить в покое электрические грелки.

Если помните, в последний раз, когда пилотам привалило счастье в виде сликов, жалобы на их медленный прогрев без использования термочехлов и сопряженные с ним опасности в виде разницы в скорости между болидами, сыпались как из рога изобилия. Японцы пообещали создать покрышки, которые могли бы одинаково хорошо работать при разных температурных режимах, но затем выяснилось, что при этом необходимо будет контролировать минимальное давление в шинах, а эту процедуру Федерация признала слишком сложной. Проще было снова легализовать грелки, тем более, что никакой экономической выгоды от их запрета не обнаружилось – команды все равно собирались ими пользоваться во время тестовых заездов.

В итоге «Бриджстоун» оказался на знакомой территории и модифицировал шины таким образом, чтобы они соответствовали новым операционным температурам. Хотя, в Испании на этой неделе выдалась знатная жара – асфальт прогревался до 50 градусов, поэтому можно было бы ожидать гораздо меньшие проблемы с прогревом. С новыми же компаундами жалобы, или вернее будет сказать, небольшие замечания, сместились в противоположную сторону – по словам лидера первых двух дней Себастьяна Феттеля, шинам на такой жаре уже после нескольких кругов приходилось нелегко.

Молодой немец, используя слики, оказался самым быстрым по итогам трех первых дней – он первым выбрался из 1.19, и только сегодня к нему присоединились Ковалайнен и Бурдэ, работавшие над настройками к Гран-при Венгрии. Судя по словам Феттеля, в тот день вместе с гладкими шинами он получил и упрощенную аэродинамику – отметил, что в быстрых поворотах ему не хватало аэродинамического сцепления. Но вот насколько много крыльев сбросил «Торо Россо» в момент установления лучшего времени – не известно. Педро де ла Роса, работавший в аналогичной конфигурации, отстал на 0,2 секунды, а Кими Райкконен, в основном занимавшийся работой над ошибками Гран-при Германии и лишь несколько кругов прохвативший на сликах, – на 0,6.

То, как команды имитируют уровень прижимной силы 2009 года, лучше всего можно проследить по болиду «БМВ-Заубера», на котором Ник Хайдфельд занимал последнюю строку протокола. Очень простое, сильно развернутое заднее крыло, конфигурация которого напоминает ту, что обычно используется в Монце, прошлогодний широкий нос без лишних «рогов», со старым передним антикрылом, на котором всего две плоскости – это при том, что в текущем году «Макларен» уже вышел на пять различных элементов (не считая показанной в четверг новинки). Машина, лишенная части своего оперения уже смотрится довольно простенькой, но еще более шокирующей стала разница между современными «чудовищами» и выпущенным на трассу в первый день F1.07/C с огромными квадратными боковыми понтонами – эту модель «БМВ» оснастил KERS (скорее всего разместив в боках батареи), и именно с ней произошел известный конфуз с электрическим разрядом, отправившим механика в госпиталь. Как же мы уже привыкли к футуристичным формам – понтоны без сильных подрезов в нижней части уже кажутся пережитком прошлого века!

И, тем не менее, «Макларен», который мне, например, наряду с «БМВ-Заубером» нравится по дизайну больше всего, нацепив на нос дополнительные крылышки, а-ля «заячьи ушки» от «Хонды» или «оленьи рожки» от баварцев, стал непривычно уродлив. Хотя, с некоторых ракурсов да в этом серебристом окрасе он смотрится космически… Так вот, здесь интересен тот факт, что упомянутые два первопроходца, используют эти крылышки как альтернативу «мосту», моду на которую ввел как раз «Макларен». Собственно, все команды кроме «Феррари» используют либо одно, либо другое решение, но в целом, в простой интерпретации, они выполняют одинаковую функцию – более эффективно направляют поток воздуха на заднее антикрыло. Именно из-за аналогичных функций, говорил в одном из интервью техдиректор «Форс-Индии» Майк Гаскойн, и не предполагалось, что их будут использовать одновременно. Ан-нет, «Макларен» стал первой конюшней, которая не просто сравнила два решения, а смешала их вместе.

Вполне возможно, что на Гран-при Венгрии, где требуется высокий уровень прижимной силы, «серебряные» будут использовать это новшество вместе с «плавником» на заднем обтекателе, который тестировался командой в Хоккенхайме две недели тому. По крайней мере Рон Деннис, оценивая шансы на «Хунгароринг», намекнул, что болид-то выглядеть будет по-другому…

Сегодня в Хересе весь день ожидалась очередная жертва моды на плавники – «Феррари». Новинку дождались к самому финишу тестов – буквально в последний час Фелипе Масса вышел на трассу с новым кожухом. Все остальные сессии Скудерия посвятила поиску скорости, которая резко пропала у F2008 по сравнению с главным соперником после Гран-при Франции. Вылилось это в то, что тесты начались с болидом во французской конфигурации, к которой постепенно добавлялись все элементы, которые были введены за последний месяц. Таким простым методом команды искала причины отставания от «Макларена» и недовольства болидом Кими Райкконена. Сам действующий чемпион после двух дней тестов решил, что инженеры разобрались со своими ошибками, и болид удалось направить на путь истинный. Однако, нам следуем заметить на будущее, что в то время как все работали с новинками, настройками или заглядывали в 2009-й со сликами, «Феррари» пришлось сделать шаг назад и повторить всю работу, проделанную с успешного для команды этапа в «Маньи-Куре»…

Вместе с «Феррари» и «Хондой», которая также превратилась в акулу с новым кожухом моторного отсека, в пелотоне стало уже девять команд, которые попробовали идею Эдриана Ньюи. Последним из могикан остается «БМВ-Заубер», три дня деливший с «Хондой» позиции аутсайдеров. Баварцы, конечно, часто скрывают свою истинную форму, но ввиду наметившегося спада, может пора и им обзавестись данной новинкой? Хотя попробовавший его вместе с новой задней подвеской, агрессивно выступающими трубами выхлопной системы и некоторыми дополнительными аэродинамическими усовершенствованиями Рубенс Баррикелло отметил, что с этим элементом хорошо будет на любой трассе, но большую выгоду во времени на круге он не принесет…

Напоследок, стоит отметить самое глобальное усовершенствование пелотона – «Форс-Индия» впервые привезла на полевые испытания свою новую коробку с мгновенным переключением передач. Главное – агрегат надежен, ну а результаты (четвертое место Лиуцци в четверг) объясняются сликами в сочетании с аэродинамикой 2008 года.