6 мин.

Тренеры: танцы с бубном как профессия

Есть масса великих тренеров. Они все разные и друг на друга непохожие. Кому-то, как Касу Д’Амато, хватило двух-трех легендарных подопечных (Паттерсон, Торрес, Тайсон), чтобы навечно вписать свое имя в историю. Имя Каса связано с этими тремя так же, как Анджело Данди – с Али. Данди, конечно, тренировал и других – Формана, Хосе Наполеса, Рэя Леонарда. Даже Де Ла Хойю. Но его работу с Оскаром я бы оценил не выше, чем с Расселом Кроу для фильма о Брэддоке. Эдди Фатч и Рэй Арсел – имена чуть менее раскрученные, но среди поклонников бокса со стажем даже более почитаемые. Опять же, Лу Дува. Перечислять можно достаточно долго. Но я предлагаю не распылять усилия на споры о том, кто из упомянутых выше более великий, а сосредоточиться на тех, кто работает с боксерами здесь и сейчас, в наше время.

Эммануэля Стюарда, в зависимости от степени вашей предвзятости, можно записать к недооцененным или переоцененным специалистам, но на сегодня он – самое большое имя в боксе. Этот электрик, когда-то выигравший национальный турнир Golden Gloves, с 1971 года создавал в ставшем уже легендарном зале Kronk чемпионов и просто хороших бойцов. Любителей, профессионалов. Их имена и напоминать-то никому не надо: Хернс, Маккаллум, Маклеллан, Мурер, Холифилд. Леннокс Льюис. Был ли он действительно тренером для Льюиса? Или британец все знал лучше? То же самое с Холифилдом. Да, Мурер ночевал в подвале у Стюарда. Но затем ушел к белому расисту Тедди Атласу и, по-моему, именно с ним стал чемпионом в супертяжах. С другой стороны, побед Томаса Хернса (а это, между прочим, титулы в 5 весовых категориях) у Эммануэля никто не отнимет. И, что важнее всего, у него здесь и сейчас есть действующий чемпион-супертяж. И, как некоторые утверждают, сильнейший из всех. По этой логике место рядом со Стюардом должен занимать наш Александр Зимин. А что, у него были Орзубек Назаров и Юрий Арбачаков, Яновский… а теперь – Валуев. Но его кандидатура даже не рассматривается. Тренируя кошмарно большого бойца без какой-либо боксерской школы, тяжело выглядеть убедительно на посту тренера. Что поделаешь, завышенные ожидания.

Еще некоторые любят рассуждать на тему любительских и профессиональных тренеров. Только ни Кенни Адамс, ни Назим Ричардсон не гнушались работой с любителями. И Стюард тот же. Его послужной список, кстати, выглядел бы куда убедительнее, если бы он не стремился непременно сделать звезду то из Джермена Тэйлора, то из Кермита Цинтрона, а то из Джонатона Бэнкса. Танцы с бубном это не есть плохо. Вовсе нет. Но дикие пляски и песнопения с жертвоприношениями должны совершаться в спортзале, а не в газетных колонках или на ТВ. Стюард просто физически уже не успевает заниматься своими боксерами. Он берет готовый материал и пытается его переделать, исправить и продать подороже. Его позиция в числе ведущих обозревателей канала HBO упрощает задачу…

Игнасио Беристейн – хороший тренер? Видимо, да. Раньше он работал с Рикардо «Финито» Лопесом, а сейчас – с братьями Хуаном Мануэлем и Рафаэлем Маркесами. А Бадди МакГирт? Сделать топ-бойца из сына у него не получилось. Но отношения с детьми – это непросто, не всем дано. Рой Джонс-старший сделал из сына машину для убийств, но ценой разрушенных человеческих отношений. Джек Мозли с Шейном были идеальным тандемом, пока Шейн отца-тренера не перерос. Эвангелиста Котто Мигелю Анхелю Котто приходится «всего лишь» дядей – но нет, тоже устроили свару на ровном месте, разбили стекло «Ягуара», полицейских напугали. Так вот, насчет МакГирта. Откуда взялось мнение, что он хороший тренер? Бадди в последние годы то у одного в углу, то у другого. Лишь бы платили, и бой был телевизионный. Боксер из него был отличный. Жаль, никто не объяснил ему, что твоя персональная тренировочная программа совсем не обязательно подходит всем твоим подопечным. Хотя как мотиватор в углу он неплох. Я временами думаю даже, что Тарвер снес голову Рою Джонсу в реванше только потому, что не настроен был слушать Макгирта еще 10 минутных перерывов.

Томми Брукс и Ронни Шилдс козыряют количеством подготовленных чемпионов. На самом деле, большая часть из них – это разовая работа. Даже не подготовка, а работа в углу. Мне иной раз кажется, что чуть ли не каждый второй тренер может сказать, что тренировал Тайсона. Или Де Ла Хойю. Как работают вышеозначенные двое? В чем их стиль, их идеология, есть ли вокруг них команда? Они для меня безликие. Или Дэн Бирмингем? Он добился некоторого успеха с Райтом, ничего толкового не сделал из Джеффа Лейси, теперь у него есть Доусон. Все эти ребята – заложники своих преимуществ, и когда те перестают работать, бой, считай, проигран. Некоторые специалисты не сильно лучше, но хотя бы куда колоритнее. Как Норман Стоун (это тот, кто сделал Джона Руиса Джоном Руисом) или Боуи Фишер (изобрел Бернарда Хопкинса и, видимо, машину времени).

Кстати, об изобретениях. Билли Грэм придумал Рикки Хаттона. В прошлом году, после поражения от Мэйвезера, британец тренера уволил и тот вышел в отставку. Джек Мозли придумал Шейна и его стиль «power boxing». А братья Флойд-старший и Роджер до сих пор не могут выяснить, кто из них придумал Флойда Мэйвезера-мл. Рискну предположить, что в профи Красавчик Флойд все же больше обязан дяде Роджеру, хотя тот взялся за него уже после завоевания первого чемпионского пояса .

Флойд-старший заложил основы – уникальную технику младшего Мэйвезера и его феноменальные рефлексы – только не спрашивайте, как, чем и куда он их закладывал. Известно еще, что отсидел срок за торговлю наркотиками. При упоминании этого факта, по рассказу знакомых заокеанских журналистов, он хмурится, напрягается и грозно спрашивает: «А что, хотите у меня что-то купить?!».

А еще Флойд Мэйвезер-старший показал миру бокса другого, перерожденного Де Ла Хойю. Поработал с Чедом Доусоном, взялся за Хоана Гузмана. А ведь если бы когда-то ему ногу не прострелили, боксировал бы себе и дальше, может, чемпионом бы был не самым плохим. Говорили же, что он чуть ли не весь Kronk в свое время вынес. Теперь Флойд Мэйвезер тренирует Хаттона. В первом же бою после нокаута, Хаттон выглядел паршиво. Я, думаю, не один в тот момент посчитал его отработанным материалом. Но Флойд знает свое дело – уже против Малиньяджи британец демонстрировал нечто совсем другое. Нет, бульдожья хватка и систематические фолы никуда не делись, это у Рикки в крови, напополам с пивом. Но Пола Хаттон разгромил в высшей степени убедительно.

Я даже не знаю, на что смотреть интереснее: на противостояние Хаттон – Пакьяо или Мэйвзер – Роуч. Фредди Роуч под руководством Эдди Фатча был седьмой в мировом рейтинге, пока не сломал руку и не начал набирать вес. Начав с рекорда 26-1, он завершил карьеру боксера в 27 лет с послужным списком 39-13, 15 КО. Нахватал он ударов достаточно для того, чтобы его нервную систему поразила болезнь Паркинсона. Роуч затем пил, делал всякие глупости, зарабатывал на жизнь телемаркетингом, пока его не позвал поработать в зале ассистентом Вирджилл Хилл. У Фредди были Джонни Тапиа, Хилл, Марлон Стерлинг, Майк Тайсон и Микки Рурк… Культ вокруг его имени формировался очень быстро – благодаря возрождению карьеры Джеймса Тони и, разумеется, чемпионским титулам филиппинца Мэнни Пакьяо. Теперь до кучи у него в зале поочередно бывают Андрей Арловский и Андерсон Сильва, но боксерская публика простит ему и не такое, пока Мэнни побеждает. Для того чтобы легенду Роуча считать завершенной, ему нужен только чемпион супертяж. Не так, как он поработал около месяца с Кличко, а реально боксирующий под его руководством чемпион. Кличко, Валуев и Чагаев отпадают. Поветкин или Арреола? Шучу, спокойно.

Роуч – тренер, создающий концепции. Он может поставить боксеру определенный удар, как ему в свое время поставил его Фатч, но главное – как Фредди встраивает это новое оружие в общую боевую систему. Для этого нужно время, несколько боев. Флойд Мэйвезер-старший больше тактик. Он раскладывает картофелины или рисует схемы-диаграммы – не знаю. Но он видит бой наперед, а не перемалывает его в процессе. А вот кто такой Эммануэль Стюард? И тренер ли он вообще?