10 мин.

Эволюция формы. Часть 1-ая. ХК "Динамо"

Как мне кажется, в хоккейной форме важны простота решений и возможность избежать огромного количества рекламы. Если в футболе, без логотипа на пузе форма смотрится бедновато, то в хоккее на груди есть эмблема, которая делает форму самобытной. Это важно, учитывая что у нас только сине-белых и красно-синих команд с полтора десятка ("Динамо" М, "Динамо" Мн, "Нефетхимик", "Лада", "ХК МВД", "Торпедо", ЦСКА, СКА, "Сибирь", "Магнитка", "Барыс" и т.д.) Вот, например, если проследить эволюцию формы московского "Динамо".   Тут, правда, стоит отметить, что по невероятному стечению обстоятельств, эмблемы московских спортобществ, созданные в 20-30-е года получились очень удачными. И спартаковская "С" в ромбике, и динамовская оригинальная "Д", и торпедовская "Т" - все это отличные дизайнерские решения, которые были созданы людьми в то время, когда и профессии такой как дизайнер не было. Далее спортобществам нужно было просто сохранять и приумножать традиции.   Вот как выглядела форма ХК "Динамо" в середине 70-х.

Смотрите какая красота: традиционная для хоккея надпись "Динамо" на груди (в футболе ограничивались только эмблемой на сердце), традиционное же написание заглавной буквы "Д", плюс синяя полоса на плече и зебровидные полоски на свитере. Все бы ничего, только вот это Динамо... минское. Но тут не стоит сильно переживать, в те годы команды одного спортобщества выступали практически в идентичной форме. Часто бывало, что переферийные команды "донашивали" форму за своими московскими одноклубниками. Пройдет еще немало лет, прежде чем бренд разделится на на сине-бело-голубых минчан с зубром и вообще бордовых рижан.   Но дабы не быть голословным, приведу и фотографию истинного московского Динамо тех лет.

В такой форма команда играла много-много лет. Часто люди думают, что именно после распада СССР, началось отступление от многих незыблемых ценностей. Это не так. Реклама на футболках ФК "Спартак" появилась еще в 80-х, например. Тогда же от своих традиций стало отходить и московское хоккейное Динамо.   На фото 1989 год. Надпись "Динамо" выполнена совершенно нединамовским шрифтом. Буква "Д" как-то резко "поголубела" и появилась в большом формате на пузе, на форме появилось множество линий, от которых стало рябить в глазах. Смотря на фото, кажется что на форме множество рекламы. На самом деле это не так. Это обман зрения.

Тогда же на ягодицах спортсменов появилась надпись "Москва", выполненная модным тогда шрифтом с курсивом. Началась эра когда "Динамо" стало напоминать сборную Финляндии. Тогда еще в Финляндии не было такой россыпи вратарских талантов, и, вероятно, Михаил Шталенков действительно им пригодился бы.

Прошло всего четыре года, в 1993 году надпись "Москва" на радость москвофобам все еще украшает пятую точку хоккеистов, и в целом форма мало изменилась, только если не учитывать написание номеров. На предыдущей карточки номер прекрасно читается, обладая хорошей обводкой. Здесь же он был принесен в жертву модной в начале 90-х тенденции нанесения линий внутри цифр номера.

Причем, клуб шел к этому вполне осознанно. Достаточно посмотреть на промежуточный вариант образца 1991 года, на котором номер на спине все еще неплох, хотя и видоизменен, а вот на плечах уже виднеется новый стиль.

Уже через год, в 94-ом, форма претерпела некоторые изменения. Особенно сильно бросаются в глаза белорусские хай-тек мотивы на плечах и лампасах.

В 97-ом "Динамо" играло в Евролиге и тогда ее руководство приняло достаточно спорное решение разместить свой логотип на грудь хоккеистов всех команд. Динамовская же эмблемах "уехала" в район ключицы, будучи по-прежнему именно голубой. До возвращения истинных синих цветов оставалось еще десять лет. Отдельно обращает внимание на себя стиль номеров, выполненный опять-таки в модной для конца девяностых угловато-объемной манере.

В конце 90-х форма смотрелась не просто ужасно, а чудовищно. Цвета были совсем не динамовскими, а какими-то сине-голубо-белыми. Сейчас примерно в такой форме играют ХК МВД и Динамо Минск. Помимо этого, клуб заключил столько спонсорских контрактов, что даже знаменитую букву Д разглядеть было практически невозможно.

В сезоне 99/2000 Динамо выиграло чемпионат.

Это совпало с возвращением буквы Д на грудь. Впоследствии литера то исчезала оттуда, то снова возвращалась. Хотя в данном случае восстановление логической справедливости не оправдывает ужасные сине-голубые волны формы. Обычно такие приемы используют команды любителей пива, шьющие себе формы на заказ. А реклама Самсунга над эмблемой "доставляет" особенно сильно. Хотя, как ни странно, именно эта волнистая форма и овал Самсунга очень нравится многим динамовским болельщикам, ассоциируюясь, наверное, с победными 90-ми. К счастью, к локаутному сезону 2004/2005 клуб все-таки смог немного эволюционировать. Исчезла реклама на плечах, цвета стали традиционно синими, хотя использование градиента в форме - весьма спорное решение. Градиент был популярен у футбольных клубов (и, кстати, у того же ФК Динамо) в середине 90-х, и такой ренессанс спустя 10 лет выглядел несколько странным. На данной фотографии видно, что литера Д подросла в размерах и отчетливо видна, однако ее место все еще занимает логотип Росгосужаса. Но самое печальное, это лого Очакова в районе лобка. Это к вопросу о клубных цветах и уважения к ним. Могу себе представить сколько болельщиков Динамо получило инфаркт, увидев на форме здоровенную надпись выполненную красными буквами.

Впрочем, в тот год Динамо стало чемпионом, а победителей, как известно, не судят. Однако, видимо чувствуя свою вину перед литерой "Д", в одном из сезонов ей решили вернуть долги и сделали даже чересчур большой.

Прорыв произошел перед сезоном 2007/2008.

Руководство клуба решило отдать дань традиции и пошило ретро-форму. Форма настолько полюбилась болельщикам, что остается почти в неизменном виде уже третий сезон. Синий стал насыщеннее (откуда появилось название бело-голубые, мне неясно, они всегда были синими, даже синющими), вернулась контрастная белая полоса на плечах. Единственный минус формы - стиль номеров. Он совсем не подходил к ретро-форме по настроению. Но заставил вспомнить начало 90-х. Вспоминать в качестве традиции как когда-то традиции были попраны, - это очень оригинально. :)

Уже в следующем сезоне, первом в КХЛ, проблема стиля была решена. Шрифт номеров стал толще, как было принято 20 лет назад. Празднуя гол, Маттиас Вайнхандль наверняка не осознает, что на нем одет самый лучший образец свитера за последнее десятилетие. Отдельно стоит отметить, что эмблема КХЛ на шее нисколько не испортило форму. Наоборот, она заполнила пустоту на воротнике. До этого он смотрелся куцо и какое-то решение этой проблемы напрашивалось. Решение пришло случайно. :)

Увы, праздник длился недолго. Уже в этом сезоне ретро-форму сильно испоганили (да да, это та самая хваленая форма по новой технологии). Это связано как с объективными причинами (зеленые омерзительные нашлепки Мегафона), так и субъективными ошибками дизайнеров. Во-первых, отказ от белой полосы на плечах. В гостевом варианте синяя полоса осталась, справедливости ради. Во-вторых, появились ужасные полоски под мышками неправильного цвета и текстуры. Впрочем, стиль номеров и лицевая часть формы осталась неизменной, что является большим плюсом и делает Динамо командой, играющей в одной из красивейших форм в КХЛ.

Особенно выигрышно на данном этапе смотрится белая. Если смогли сделать хорошую белую, почему не сделали хорошую синюю?

Для старейших клубов очень важно чтить и сохранять традиции. Игнорирование этого ведет к потере узнаваемости. Соответственно бренд теряет свою ценность. Безликая форма Динамо конца 90-х поставила клуб в один ряд с екатеринбуржским Динамо-Энергией, командой без роду и племени. Форма Динамо всегда должна быть сине-белой, а буква Д иметь привычные очертания. И несмотря на то, что долгие годы команда играла в свитере где была только Д, все-таки предпочтительнее выглядит именно характерная надпись - "Динамо". Помимо этого, не стоит забывать про зебро-полоски. Соответственно, по мнению автора, оптимальной формой для москвичей являются следующие образцы, наиболее четко отвечающие традициям клуба:   домашняя:

выездная:

Новым же командам необходимо эти традиции закладывать, и следовать им. Желательно, заняв свою нишу. Поэтому известие о том, что Атлант собирается менять свои уникальные для КХЛ желто-синие цвета меня сильно огорчило. Это перечеркнет все, чего команда достигла за эти несколько лет. Еще пара примеров. Не так давно Спартак играл с ужасной эмблемой в виде ромба с клюшками. Вернув классический ромб, дела у команды пошли значительно лучше. Возвращение к истокам положительно восприняли болельщики и потянулись в дворец спорта. Напротив, недавно я включил хоккейный матч и долго не мог понять что за команда играет. Оказалось Северсталь. Просто свою узнаваемую и уникальную эмблему они заменили на безликий новый логотип головного предприятия, который провел ребрендинг и спустил новый лого всем дочерним предприятиям. Сейчас череповчане не выходят в плей-офф, а еще пару лет назад играли в финале. Это просто совпадение? Может быть.