7 мин.

Рационализация хаоса

Вы никогда не замечали, что в «Формуле-1» делать прогнозы всегда слишком рано? Сначала рано, потому что «до начала сезона еще далеко, давайте дождемся хотя бы тестов». Потом оказывается, что «результаты тестов ни о чем не говорят, все работают по своим программам, расстановку сил мы выясним в Австралии». Но и после первого Гран-при ничего не меняется – ведь «это только одна гонка, выводы можно будет делать только после двух-трех стартов».

Разумеется, двух или трех гонок тоже будет слишком мало – ведь «настоящий сезон начнется только в Европе». После чего выяснится, что «впереди еще много этапов, чемпионат не добрался даже до своей половины». Стоит ли говорить, что и после прохождения «экватора» ничего не изменится? До конца сезона ведь еще масса Гран-при… В общем, похоже, делать прогнозы в «Формуле-1» принято только после завершения последнего этапа чемпионата.

Тем не менее, каждый старт, каждое появление на трассе гоночных автомобилей дает какую-то информацию. Вопрос лишь в том, как эту информацию правильно интерпретировать. Ведь на конкретный результат влияет множество факторов, и нам никогда неизвестны они все. Но за спиной уже 20 процентов чемпионата, пора попытаться понять, что же нам известно.

В борьбе за это

Конечно, четыре победителя из четырех разных команд в четырех первых Гран-при сезона могут у кого угодно отбить желание делать прогнозы. Порой создается ощущение, что выиграть может любой – достаточно лишь «попасть» в настройки при работе с резиной, при условии, что остальным этого сделать не удастся. Но вполне вероятно, что нам это только кажется. И, глядя на результаты по итогам сезона, мы поймем, что вот эти-то четыре Гран-при и очертили круг победителей – если не среди пилотов, то хотя бы среди команд.

«А как же «Лотус»?» – спросят читатели. Ведь про то, что пилоты этой конюшни вот-вот начнут побеждать, в последнее время не говорил только ленивый. Особенно после Бахрейна, где обоим пилотам конюшни из Энстоуна удалось взойти на подиум. Однако вполне вероятно, что стечением обстоятельств стало именно это успешное выступление, а не наоборот. И, может быть, свой единственный шанс победить в 2012 году Райкконен уже упустил.

Ключ к успехам в «Формуле-1» – прогресс по ходу чемпионата. Умение быстро двигаться вперед, копировать идеи конкурентов и приспосабливаться к изменениям здесь важнее, чем способность инженеров придумать какую-то новинку на чертежном столе. Исключения, конечно, бывали, но они редки, а обычно хорошо выглядит тот, кто хорошо выглядит в последних гонках. Вспомните прошлый год – тогда машины «Лотус-Рено» тоже очень здорово смотрелись на старте сезона, дважды поднялись на подиум и всерьез мечтали о победах. А к концу чемпионата проигрывали «Форс-Индии», которые на первых гонках в очки-то с трудом попадали. И в итоге, хотя пятое место подопечным Булье удалось отстоять, в глазах болельщиков «Форс-Индия» сезон провела очень успешно, а «Лотус-Рено» – провалила.

Поэтому, как ни парадоксально, но хорошая форма «Лотуса» – плохая новость для Булье. Планка задрана очень высоко, практически любой результат, кроме регулярных подиумов, будет признан неудачей. А бороться за эти подиумы придется с четырьмя чрезвычайно сильными командами, которые умеют прогрессировать. И даже «Феррари», результаты которой пока явно хуже, может стать серьезной преградой для амбиций Булье и Лопеса. Итальянцы вряд ли смогут настичь «Макларен» и «Ред Булл», им будет не так просто навязать борьбу «Мерседесу», но вот опередить «Лотус» вполне по силам. А теперь представьте, как в этом случае будет выглядеть Булье в конце сезона?..

Халиф на час

Что касается борьбы за лидерство, то тут ситуация более неоднозначная. Машины «Макларена» в целом смотрятся немного лучше конкурентов, но преимущество это буквально микроскопическое. Точнее будет сказать, что в неблагоприятных условиях они проигрывают очередным «везунчикам» не так много, как остальные. Будет ли этого достаточно для победы в чемпионате? Не факт. Ведь слабое место «Макларена» всем давно известно – гонщики тут конкурируют друг с другом ровно в той же степени, как и с пилотами остальных команд. Ни у кого из соперников такой ситуации нет: и в «Ред Булл», и в «Феррари», и в «Мерседесе» борьба между напарниками возможна, но только в той степени, в какой она не вредит командным интересам.

С другой стороны, машины «Ред Булл» оказались совсем не так далеко от лидеров, как это казалось поначалу (после тестов и первой гонки). После победы в Бахрейне Феттель даже вышел на первое место в чемпионате. Это, правда, пока мало что значит, так как даже от пятого места Алонсо его отделяют всего 10 очков – столько, сколько можно получить всего лишь за финиш на пятой позиции. Но что гораздо интереснее и показательнее – это суперсерия Марка Уэббера, который умудрился приехать четвертым во всех четырех Гран-при сезона! Конечно, сама по себе это не самая престижная финишная позиция, но если учесть, сколь разными были условия всех этих гонок, то нельзя не отметить как стабильность австралийца, так и универсальность его машины.

А вот в «Макларене» пилоты как будто поменялись местами – обычно яркий, но непредсказуемый Хэмилтон в чемпионате 2012 года три гонки завершил на третьем месте. Зато традиционно стабильный Баттон чередует взлеты и падения – на его счету победа и второе место, но в двух других гонках он не набрал ни одного очка. В какой-то степени Дженсону просто не повезло, но все же после победы в Австралии мало кто ожидал, что перед началом европейской части сезона англичанин будет занимать лишь четвертую позицию в личном зачете.

Многое о невезении может рассказать и Михаэль Шумахер – удивительно, но впервые за три года ни в одной из гонок начала сезона немецкий ветеран не уступал своему напарнику, однако на счету Росберга уже 35 очков, тогда как у Михаэля всего два! Конечно, рано или поздно обстоятельства сложатся и в его пользу, но побеждать на старте чемпионата легче, чем в середине. Да, в «Мерседесе» учатся работать с резиной, но тем же заняты и их конкуренты, машины которых в гоночных условиях по-прежнему быстрее «серебряных стрел». Впрочем, учитывая довольно высокие темпы развития в немецкой команде и слабую форму «Феррари», шансы на победу в гонке у Росберга и Шумахера наверняка еще появятся.

Что касается Скудерии, то хотя дела у команды идут неважно, в их распоряжении есть серьезный актив – Фернандо Алонсо. Испанец умеет минимизировать потери в самых сложных ситуациях, и только благодаря ему совершенно провальное для итальянцев начало сезона с точки зрения цифр выглядит вполне прилично. Таким образом, свое дело Фернандо уже сделал – теперь очередь за инженерами «Феррари», которые должны предоставить своим пилотам технику, на которой можно претендовать на нечто большее, чем дождевые победы. Ставка, при этом, для руководства команды примерно та же, что и в «Лотусе» – в случае неудачи наверняка полетят головы.

Отсчет утопленников

В середине пелотона ситуация еще более запутанная, чем в его главе. Традиционно хорошо стартующий «Заубер» в двух последних гонках ничем запоминающимся отметиться не смог. Причем, Кобаяси выглядел ничуть не хуже Переса, которого многие уже поспешили объявить новым мессией. Довольно неплохую форму сумели набрать в «Уильямсе», а также в «Форс-Индии». Учитывая, что эти команды обычно прогрессируют быстрее, чем их ближайшие конкуренты, есть вероятность, что швейцарцев вскоре нагонят. А вот пилотам «Торо Россо» это вряд ли удастся – похоже, наметившийся в прошлом году прогресс был лишь временным явлением.

В стане команд, которых уже язык не поворачивается называть «новыми», третий год никаких изменений: «Катерхэм» все еще пытается покинуть ряды этой группы, приблизившись к «середнякам», «Маруся» об этом мечтает только на словах, а в «ХРТ» все заняты выживанием, и им попросту не до гонок. Проблема, однако, в том, что результатов у этих команд нет и нет, а оправдываться статусом дебютантов получается все хуже. Не исключено, что как минимум для одной из этих команд нынешний сезон станет последним.

Эта угроза, конечно, в меньшей степени касается малазийцев – какой-никакой прогресс они все же демонстрируют, и призрачные шансы на очки в этом чемпионате все же появились. А вот ситуация в «Марусе» не может не тревожить. Условно российская команда существует на средства своих владельцев, и деньги эти могут кончиться в любую секунду. При нынешнем уровне результатов, разумеется, серьезные спонсорские контракты команде не грозят. Учитывая проблемы самой компании «Маруся» (очень схожие, к слову, с проблемами ее конюшни), существует довольно высокая вероятность, что команда будет продана уже по истечении нынешнего чемпионата. Если, конечно, в процесс опять не вмешается чья-то воля, решившая, что «на первом российском Гран-при у нас должна быть своя команда».

Зачем приезжает на гонки команда «ХРТ» и вовсе непонятно. Существовать на деньги, вырученные от продажи мест в кокпите, конечно, еще какое-то время можно, но никакого прогресса от выступлений ждать при этом не приходится. И если в предыдущие пару лет проект поддерживал на плаву антикризисный талант Колина Коллеса, то теперь у нее нет и этого. В общем, если и есть в нынешней «Формуле-1» что-то, что можно предсказывать с большой долей уверенности, то это, конечно, судьба «ХРТ».