Toyota может все?
О "Gustav Brunner Hijack" могла бы судачить вся Австрия, окажись неподалеку от места события хоть какой-нибудь достаточно большой городок. Но вся беда в том, что A1-Ring затерян где-то среди бескрайних холмов, так что уход Брюнера из Minardi и последовавший наем в Toyota Motorsport был предметом обсуждения лишь в паддоке Формулы-1.
Это событие стало одновременно как хорошей, так и плохой новостью для автоспорта. С позитивной стороны это означало, что отныне Toyota не превратится в досадную обузу, когда начнет свой штурм гонок Гран-При в следующем году (а для этого были серьезные основания). Но глава Toyota Motorsport Ове Андерсон, похоже, осознал ошибку и предпринял решительные меры. Андерсон и в прошлом доказывал, что ради победы готов на многое, и вот вам еще один пример такой позиции.
Плохая новость заключается в том, что Toyota совершенно неэтична в том, что касается ведения ею бизнеса, и это не добавляет привлекательности автоспорту. Возможно, подобное можно считать не слишком важным в спорте, который говорит, что хочет привезти и проводить один из этапов в наполненной криминалом России. Но если играть совсем без правил, то возникнет хаос. Перекупка Брюнера Toyota Motorsport была логичным поступком для команды. Но безусловно, это также наложило отпечаток на австрийца, после того как он направил Полу Стоддарту написанный от руки факс с сообщением о своем уходе.
В Toyota должны были быть осведомлены о контрактной ситуации Брюнера, заставить разорвать сделку и призвать к ответу. Но какой может быть спрос с большой корпорации, имеющей штат юристов-толстосумов в Швейцарии и решившей померяться силами с маленькой гоночной командой? Это значит, что кому какое дело, что у Брюнера подписан контракт (стоимостью в 1 миллион долларов за год), который закончится только через 19 месяцев, а также есть устное соглашение (что за странная идея для Ф1) о том, что он продлит свое сотрудничество с командой после окончания текущего договора.
Любопытно, что не так давно к Брюнеру обращался его соотечественник Ники Лауда с вопросом, не хотел бы он перейти в Jaguar. Брюнер отказался, сославшись на свой контракт с Minardi.
Итак, в чем же разница между предложением от Forda и предложением от Toyota?
Объявленная стоимость договора с Toyota - 4 миллиона долларов в год в течение трех лет. Но если бы в Jaguar хотели заполучить себе Брюнера достаточно сильно, они бы перебили это предложение. Если уж на то пошло, Jaguar является более предпочтительным выбором для конструктора с Именем. У команды уже набран некоторый опыт выступлений в Ф1. У Toyota его нет. Тот факт, что родной язык Брюнера немецкий, единственный плюс в пользу японской команды, разместившейся в Гермении. Однако он также хорошо говорит по-английски и прожил здесь много лет.
Во всех этих умозаключениях явно чего-то не хватает. Легко понять обычную человеческую жадность, но почему Брюнер принял это предложение, а не то? По мнению специалистов, кто-то влиятельный намекнул Брюнеру, что присоединение к Toyota будет хорошим карьерным ходом.
Люди Toyota были чрезвычайно самонадеянны по ходу всего прошлого года. Они искренне считали, что Toyota Motor Company настолько огромна и мощна, что завоюет Формулу-1 даже не следуя установившимся идеям и решениям. Это было глупо. Запуск прототипа шасси Ф1 убедительно продемонстрировал, что они не имеют представления о том, как оно должно выглядеть. Их машина была медленной. Очень медленной. Она показала себя надежной (не считая отказа в самом начале, когда Мику Сало швырнуло в стену во время тестов в Поль-Рикаре. С тех пор финн никак не вернется в нормальную физическую форму и это тщательно скрывается), но медленной. По словам Engineering Division, проблемы Toyota связаны с тем, что их машина получилась настолько большой и тяжелой, что могла бы участвовать в 24-х часах Ле-Мана. Слабые результаты на тестах кинжалом реальности пронзили дутые радужные мечты японцев.
Кое-кто слышал, что их мотор не так уж плох, хотя нет необходимости сомневаться в профессиональной способности инженеров компании. Они неоднократно заявляли, что знание - это сила, и то же верно и касательно моторов Формулы-1. Чем больше вы знаете, тем быстрее будут ваши движки. Toyota без излишнего шума заимствует некоторые идеи, наработанные Mecachrome. В этом нет ничего оскорбительного: BMW занимается тем же самым. И в Renault также пользуются опытом своего завода-смежника.
С приличным мотором и шасси от Брюнера двенадцатая команда уже не окажется в год своего дебюта в Ф1 явным аутсайдером, как это предсказывали. И это хорошо, если только вы не Пол Стоддарт, потративший огромную кучу денег на покупку Minardi и теперь пытающийся отстроить и поднять ее. И Брюнер, надо полагать, был одной из ключевых опор, поддерживающих рост команды.
Не существует доводов в пользу того, возможно ли было или нет расторгнуть контракт. И можете не сомневаться, Toyota в конечном счете придется оплатить некоторую часть понесенного ущерба разгневанному Стоддарту, хотят они этого или нет. Вне всякого сомнения, тот же самый голос, намекнувший Брюнеру на переход, посоветует японцам раскошелиться на то, чтобы предупредить негативные отклики в прессе (и статьи подобные этой). Стоддарт сейчас очень зол и плохо себя контролирует. Если бы Брюнер рискнул показаться на Гран-При Австрии, Стоддарт, вполне возможно, мог бы его побить.
Но Стоддарт достаточно умен, чтобы знать - невозможно побороть систему. Но можно ее изменить. Перекупка Брюнера вызвала звонки от владельцев команд Ф1 в пользу составления соглашения о Бирже Санкционированных Контрактов для ведущего персонала команд Ф1, так как разрывы контрактов становятся все более и более возмутительными. Если все будет развиваться в этом направлении, команды вскоре могут выбрать пятерку ведущих работников, чьи контракты будут заморожены. Их изменение будет возможно лишь в том случае, если все стороны согласятся на поиск устраивающего всех решения.
Это не сможет полностью остановить разрывов по контрактным договорам, но так большие компании не смогут затоптать маленькие. И это еще одна хорошая новость для Формулы-1.