2 мин.

А был ли провал? Или были пустые ожидания?

Выступления сборных действительно весьма далеки от того, о чём хочется мечтать. Но мечты – они на то и мечты, чтобы напоминать горизонт ) На самом деле, вспоминать известную фразу Аршавина – неплохая идея. Прежде, чем требовать побед, хорошо бы задуматься – а есть ли основания их ожидать?

 

А основания, в общем, как минимум сомнительны. Модное ныне всемерное прославление «савейскавахакею» не учитывает несколько важнейших моментов, без которых картина не просто искажается, но превращается в парадное враньё.

Итак, первое. Конкуренция на мировой арене. Она была явно ниже сегодняшней – прежде всего потому, что НХЛ не интересовалась чемпионатами мира, и сборные Канады и США, приезжавшие туда, собирались из игроков слабейших команд – со всеми последствиями. Швеция, Финляндия и Чехословакия – вот и всё. Причём Швеция была слабее нынешней.

Второе. Подготовка сборной. Хоккей в СССР был, по сути. Частью идеологии, к выступлениям команды всегда подвёрстывались рассуждения о «советском образе жизни» и прочем. Это, конечно. Очевидная чепуха, но в жертву ей приносился чемпионат страны. Какой интерес смотреть первенство, в котором под флагом ЦСКА выступает сборная, и при этом её тренер всегда может забрать приглянувшегося игрока из любой команды? Этого «ностальгирующие» глупцы не помнят и не хотят знать.

Третье. Подготовка игроков. Сейчас принято превозносить советскую систему подготовки. Я не совсем согласен с тем, что она была суперпередовой- это не так, но она была неплоха. Однако, не принято говорить о другом обстоятельстве, не менее важном. Это советские «фавелы», они же «спальные районы». Практически, молодёжь  в них имела только один «путь наверх» - спорт. Наука и искусство – вещи, требующие серъёзной подготовки, а страстью к учёбе дети из «простых семей» никогда не отличались. Поэтому выбор для большинства был очень ограничен – или большой спорт, или «болото», а то и криминал.

Плюс к этому, никаких мест для времяпровождения, кроме тех же спортивный секций и немногих «околонаучных» кружков, тоже не было. Репертуар кинотеатров не менялся месяцами, клубов не было вообще…. В этой ситуации действительно можно было отбирать из занимающихся спортом ребят – лучших. Исходного материала было много. А рассказывать о том, что все тренеры были «как вторые отцы», не стоит. Были и отчисления неперспективных, и переманивание «звёздочек».

Четвёртое. Методики тренировок. Культ «пахоты» в советском спорте мог приносить результаты, – до определённого времени, пока научные подходы к тренировкам были в зачатке, да и допинг-контроль не так развит. Сейчас на одной «пахоте» на небеса не влезешь, а о таких вещах, как дифференцированный подход, индивидуальная подготовка, большинство наших тренеров и чиновников слышать не хотят.

 

Как итог можно сказать простую вещь. Мы не являемся сильнейшей сборной мира, уже почти не являемся даже «одной из». Мы можем выиграть – на упёртости, организации и везении. Показывая красивую игру, мы этого сделать не можем, так как уступаем св технике, в катании.

Нам надо заканчивать бормотать глупости о «лимитах» и «патриотизме», и начинать становиться реальными патриотами – то есть людьми, которые работают, строят подготовку игроков «с нуля», с фундамента. Если мы ещё лет десять вместо работы будем слушать болтовню разнообразных мутко – мы будем с ностальгией вспоминать то, что сейчас зовём «провалом».