5 мин.

Каро, Маша и №1

Что общего между Марией Шараповой и Каролин Возняцки?

Для обеих принципиально закончить сезон на первой строчке.

С Каролиной все понятно. Сезон прошел не очень удачно, заветная цель пока не достигнута, и сохранить за собой первое место по итогам сезона это лучший способ сохранить хорошую мину при плохой игре. Какие бы камни ни бросали в ее огород, если она закончит сезон первой, будет иметь место один неоспоримый факт – в течение целого года она только на одну неделю выпустила №1 из рук, а это кое-что да значит.

Каро уже и так очень неплохо смотрится в историческом списке 20-ти первых ракеток мира. Там есть своего рода водораздел, 9-е место, которое отделяет местных Героев от местных Людей. Еще не так давно это 9-е место занимала Амели Моресмо с 39-ю неделями, а выше только звезды – у 8-й Дэвенпорт 98 недель. А теперь 9-е место занимает Каролина. У нее уже 48 недель. Перед началом турнира в Токио будет уже 50. А если Каролина так и останется первой до каникул, то в начале следующего сезона у нее будет 64. Ну и может быть 66, если ей удастся дотянуть до Австралиан Опен. Знаете, это уже становится очень интересно – дотянет ли она до Дэвенпорт без шлема или все-таки ошлемится по дороге. Я к тому, что воевать за недели с великими ей еще, конечно, рано, в лучшем случае эта тема зазвучит по итогам следующего сезона, но важно, что мысли такие уже приходят в голову. И это мало того, что нужно самой Каролине, она на всех углах говорит об этом №1, из чего можно сделать вывод, что для нее это очень важно, это ничуть не меньшая ее мечта, чем выиграть титул Большого шлема, и первое место у нее не как у наших прим – довесок, а нечто самоценное. Так еще важнее, что это все очень сладенькое для спонсоров. Каро хорошо идет как долгосрочный проект – на длинной дистанции всегда есть чем прикрыть задницу. Пусть не выиграла ТБШ, но спонсоры работают на массы, а месседж, что Каро была на первом месте на 31 неделю дольше Шараповой – очень крутой рекламный месседж. А еще она блондинко. Если она не удержит первое место по итогам сезона, не думаю, что она станет менее привлекательной для спонсоров учитывая ее молодые годы. Но если удержит, то станет привлекательной еще больше. Разница между первым и вторым не потеря позиций, а упущенная выгода, и я думаю дядя Петя с этим термином хорошо знаком.

У Маши ситуация несколько иная и, на мой взгляд, куда более сложная. На нее слишком много давит. Это только одна, хорошая сторона медали: бренд «Шарапова» уже имеет настолько высокую ценность, что никакими профессиональными провалами ему вред не нанесешь, тем более что есть формальная отмазка – травма плеча. Денни до сих пор воюет с комментаторами и сломал немало копий, чтобы доказать, что травма плеча к нынешнему положению дел Маши не имеет никакого отношения. А комментаторы это можно сказать продвинутые болельщики – они следят, смотрят матчи, читают. Что уж говорить про непродвинутых. Они же как первобытные – если события стоят рядом по времени, значит связаны причинно-следственной связью. После дождя умерла курица, значит курица умерла по причине дождя. Если Маша не может заиграть после травмы, значит виновато плечо. Ну хорошо, что хоть в этом отношении над Марией Юрьевной дорогой кусок безоблачного неба, потому что дальше тучи.

Обратная сторона медали включает много всего, много давящих факторов. Во-первых, это жажда личной самореализации. Думаю, Маша не уйдет на покой пока не выиграет хотя бы один Большой шлем, для нее это дело принципа, надо доказать самой себе, а она очень упрямая, и думаю что сейчас только на упрямстве и держится, а то давно бы уже канула в объятия Саши. Интересно, у Серены хватило бы упрямства ждать свидания с Большим шлемом два с половиной года после возвращения? А через полтора нанять нового тренера и начать жизнь заново? Я не про то, что с Сереной такая ситуация непредставима, она правда непредставима, а про то, что бы она делала, если бы это было так. Ну может и хватило бы у нее упрямства. А вот Амели не хватило. Она так тяжело возвращалась после аппендицита в 2007-м, и спустя как раз два с половиной сезона уже попрощалась.

Во-вторых, над Машей висят обязательства, если можно так выразиться, перед Хогстедтом. Наверное, не каждый тренер ищет самореализации в работе с подопечным, также как в любой работе есть люди, которые ничего не ищут, просто работают потому что так надо и получают деньги, но мне кажется, что Томас не из таких. Он ведь озвучивал высокие цели – вернуть Марию на высшие позиции в теннисе, туда, где ее законное место. Он амбициозен и, конечно, это все ударяет и по его самолюбию, и Маша не может ему не сопереживать, она-то как раз понимает, что такое цель и боль от неспособности долго ее добиться, тем более что цель у них совпадает. Интересно, как они переживут вместе этот сложный период. Не хочется, чтобы они расстались, зачем нужна тренерская чехарда. Но чтобы пережить, каждый из них должен винить себя, а не партнера. Для этого нужна мудрость, но мне кажется, что она и у Томаса, и у Маши есть.

В-третьих, спонсоры и главным образом Найк. Это в случае с рядовыми теннисистами просто бизнес и ничего личного. Есть рейтинг – есть контракт, причем сумма строго соответствует цифре рейтинга. Авансом денег дают только молодым и очень перспективным, потому что для них деньги это вопрос выживания, но и то дают ненадолго. А на таком высоком уровне это уже почти родственные узы. Тебе дают деньги – хотя твое профессиональное будущее от них не зависит, у тебя своих денег дофига. Причем и дают дофига – чтоб не унизить твое достоинство. А дают просто потому что ты есть и ты такой. Это Акт Веры. Может быть, той самой Веры, которой Маше не хватало в самой себе в саму себя. Если моя мама верит, что я могу как надо законсервировать помидоры, я буду стараться сколько хватит моих сил, хотя если б не она, я бы просто купила помидоры в магазине. Вот так и у Маши. И думаю, именно с этой точки зрения первое место по итогам сезона довольно важно для нее. Чтобы принести его в дар людям, которые верили в нее. И это то, что ей сделать под силу. Вот таким неисповедимым образом для Маши Шараповой первое место в кои-то веки стало самоценным. Наверное, даже более ценным чем тогда, когда она хотела впервые попасть на него. Тем более это новый опыт, что тоже по-своему возбуждает – она была первой, но никогда не заканчивала первой сезон. Пожелаем ей удачи. Хотя кто хочет, может пожелать удачи Каролине)

Другие материалы блога

Кот в сапоге. Часть третья

Тазик на месте

11 сентября