8 мин.

Треугольник, кимура, ущемление диафрагмы – черный пояс по джиу-джитсу разбирает бои Яна, Волкова, Олейника и Махачева

Что Хабиб советовал Исламу Махачеву во время боя с Дэном Хукером, как Магомед Анкалаев и Никита Крылов проиграли одному сопернику из-за похожей ошибки, мог ли Петр Ян выбраться из треугольника Алджамейна Стерлинга, а также чем так хорош Алексей Олейник. Черный пояс по бразильскому джиу-джитсу Александр Попов разобрал приемы, которыми проигрывали и побеждали российские бойцы UFC.

Треугольник

Магомед Анкалаев – Пол Крейг

В джиу-джитсу нужно разделять атакующую и доминирующую позицию. Находясь снизу в гарде, у бойца есть возможность провести определенные манипуляции с соперником: перевернуть его или выйти на болевой/удушающий прием.

То, что сделал Крейг, это стандартный выход на треугольник. Левой рукой он забрал кисть правой руки соперника и амплитудным махом ноги обвел эту руку, выйдя на треугольник. Это классический, один из самых базовых выходов на треугольник снизу.

Во-первых, Анкалаев не держал осанку и низко прижимался к сопернику. Во-вторых, отдал контроль кисти. Крейг мог снизу контролировать руку и отодвинул ее от себя, благодаря чему сделал амплитудный мах ногой и закрыл треугольник.

Анкалаев сдался за секунду до сирены. Как таковой треугольник не причиняет боли, но если есть плотный захват ногами, а соперник еще добавляет снизу давление руками на голову, то можно сдаться за несколько секунд.

Треугольник

Никита Крылов – Пол Крейг

Я уже давно отмечал, что российские бойцы уделяют мало времени работе в партере и особенно тренировкам по джиу-джитсу. Здесь ошибка такая же, как и в прошлом бою – очень низкая осанка. Голова находится низко, руки в близости для захвата, благодаря чему можно выйти на треугольник. Базовая ошибка – неважно, стоит боец на ногах или на коленях – когда голова находится ниже, чем собственный таз. Это индикатор для проведения треугольника.

Честно говоря, я не осведомлен об уровне джиу-джитсу Крейга, но в этих двух боях вижу, что он грамотно использовал свою позицию. Сделал все как по учебнику из положения, в котором находился. И в первом, и во втором случае забирал кисть соперника, отодвигал ее и амплитудным махом ноги выходил на треугольник. То есть использовал базовый выход. По всей видимости, ему удалось это сделать из-за недостаточной подготовки и компетенции его соперников в джиу-джитсу.

Кимура

Александр Волков – Том Аспиналл

Аспиналл провел классический прием. Бойцы в положении халфгарда, британец вышел на позицию сверху и загрузил соперника. Волков постарался заблокировать голову Аспиналла, но сделал это не совсем оптимальным образом. Том забрал кисть, а контроль кисти означает контроль всей руки. В данном случае контроль позволил отвести руку Волкова на нужную дистанцию. Аспиналл смог снять ее с головы, отвести и второй рукой сделать захват под локоть, после чего мог выходить на связку болевых: кимура, армлок и американа.

Выбраться можно из любого приема, но существует точка невозврата. На это влияет несколько факторов, среди которых усталость и опыт. Здесь Аспиналл просто взял хороший захват и загрузил верхнюю часть тела Волкова, что позволило довести прием до завершения.

Кимура

Ислам Махачев Махачев – Дэн Хукер

Вначале Хабиб подсказывает Махачеву: «Правая рука должна быть снизу». Тут два варианта позиции правой руки – под головой, чтобы нагрузить верхнюю часть туловища и контролировать голову. Тогда соперник будет смотреть от вас и не сможет провести манипуляции типа «мост» или «креветка». Второй вариант – рука снизу под дальней рукой соперника, на которую и заходил Махачев.

Главная защита от болевого – не попадаться в него. Когда одна рука остается без захвата, а вторая отделена корпусом соперника, защищаться сложно. Всегда нужно проводить манипуляции рукой, на которую производят атаку, меняя угол локтя. Хукер этого не сделал, поэтому Махачев вышел на прием.

В конце Хабиб кричит: «Правую ногу на голову надо поставить». Правильная подсказка, это один из вариантов базового завершения кимуры из бокового удержания. Когда Махачев окончательно прошел в халфгард и плотно взял захват на кимуру, то нужно заблокировать голову, чтобы соперник не мог двигать верхней частью корпуса. Для этого используют шаг ногой. Можно доделать прием и без перешагивания, но тогда у соперника остается возможность выбраться.

Ущемление диафрагмы

Алексей Олейник – Джаред Вандераа

У Олейника очень своеобразная техника, но она работает. Как говорил Брюс Ли: «Я не боюсь того, кто отрабатывает тысячу приемов, я боюсь того, кто отрабатывает один прием тысячу раз». Олейник использует то, что отработано годами.

Как только он оказался сверху, то сразу обошел ноги Вандераа и получил нужный захват. Чтобы ущемить диафрагму, нужно захватить руками голову и руку соперника. Вандераа пытался грамотно защищаться, но использовал только руки. Он отжимал голову Олейника, не используя при этом ноги.

Выйти из этого приема можно с помощью ног. Первый вариант – используем руки, отжимая от себя голову соперника, и цепляем ее внешней ногой, чтобы отдавить оппонента от себя и перевернуть. Второй вариант – используем обе ноги, чтобы создать маятник, и руками отталкиваем соперника. Он перейдет в позицию снизу, а мы окажемся сверху.

Body Lock

Петр Ян – Алджамейн Стерлинг

Судя по этому бою, у Яна есть пробелы в партере, которые нужно закрывать. Но не скажу, что Петр здесь серьезно ошибся. Он грамотно защищался от тейкдауна, пытался отсесть и создать дистанцию, чтобы встать в стойку. Но Стерлинг был быстрее и смог преобразовать свое движение сверху в движение за спину.

Когда Стерлинг только начинает заходить за спину, Яну нужно было начать движение наружу, чтобы захватить левую ногу соперника в халфгард, пусть он бы и остался снизу. Но у большинства российских бойцов есть неприятие позиции снизу – они плохо работают в гарде, особенно в его разновидностях. Возможно, поэтому Ян предпочел отдать спину.

Выйти из этой позиции можно. Ян должен был голенью и стопой верхней ноги отжать нижнюю ногу Стерлинга, а нижней рукой отдавить колено. После этого треугольник расцепляется, и мы оказываемся в обычном бэкмаунте, откуда выбраться легче, чем из треугольника.

Стерлинг пытался выйти на удушающий прием, но также существует огромный арсенал болевых и удушающих из бэкмаунта: удушение руками, выход на треугольник, армбар, болевые на ноги.

Можно ли было заблокировать руки Стерлинга? Стерлинг сам заблокировать кисть Яна, а свободной рукой пытался бить и заходить на удушающий. Сложно заблокировать руки соперника настолько, чтобы судьи подняли в стойку. Позиция за спиной является лучшей для атакующего бойца и худшей для того, кто защищается.