4 мин.

Нездоровое голодание

Спустя почти 6 лет после введения международной лыжной федерацией (FIS) для прыгунов с трамплина на лыжах нижней допустимой границы массы тела в этом сезоне вновь вспыхнули дебаты на эту тему.

С тех пор как Янне Ахонен описал в своей автобиографии «Королевский орел», как он еще до введения лимита индекса массы тела (BMI) с помощью 200-от калорийной диеты сбросил 7 килограмм за 3 недели, периодически кто-нибудь из спортсменов затрагивает этот вопрос.

В этот раз таким прыгуном оказался Мартин Шмитт, который из-за синдрома постоянной усталости вынужден сделать продолжительную паузу в своих выступлениях. «Причиной того, что нынче я не могу показывать свои лучшие результаты, является многолетние нахождение моей массы тела на грани допустимого лимита», - заявил 31-летниий Шмитт в своем интервью газаете «Bild».

На грани дозволенного

После жарких дискуссий в 2004 году путем введения контроля массы тела прыгунов FIS попыталась положить конец ненормальному желанию похудеть: после прыжка спортсмена взвешивают в костюме, шлеме и ботинках, при этом индекс BMI не должен быть ниже 20,0.

Основой для расчета послужил индекс BMI в 18,5, который определен Всемирной Организацией Здравоохранения (WHO) как минимальная масса тела для нормального человека, и вес прыгуна без экипировки не должен быть ниже этого показателя.

Но для того, чтобы спортсмену быть среди лучших, ему постоянно приходиться держать свой вес на грани допустимого, нередко вредя своему здоровью. «Если прыгун хочет быть конкурентноспособным, то он не может весить намного больше допустимого индекса BMI», - говорит Шмитт. «Иначе более худые спортсмены будут иметь перед ним преимущество».

Повышение индекса BMI – всего лишь «косметика»

Планы FIS по повышению со следующего сезона допустимого лимита до 20,5, тренер немецкой сборной Вернер Шустер назвал «косметическими». По его мнению, большинство прыгунов скорее укоротят свои лыжи, нежели будут сбрасывать вес. Длина лыж допустима до 146 % от роста спортсмена, один килограмм меньшего веса «стоит» 2 сантиметра лыж.

«Если принмать нормы WHO для определения дефицита веса, то практически все прыгуны весят на грани допустимого», - заявил Шустер в интервью "Frankfurter Allgemeinen Sonntagszeitung".

Шмитт хочет потолстеть

Шмитт, чей вес составляет 63 килограмма при росте 1,82, хотел бы, чтоб минимальный индекс BMI был не ниже 21. «Чтобы себя нормально чувствовать, я должен весить на 4 килограмма больше – таков мой вес летом. Тогда я могу нормально тренироваться, не ощущая каждый раз себя изможденным».

«Уже только тестовые прыжки перед соревнованиями отнимают у меня практически все силы. Ведь несколько дней до начала я потребляю не более 1300 калорий в день», - пояснил спортсмен. «Если же я буду весить больше, то не смогу так далеко прыгать. Например, если я поправлюсь на 2-3 килограмма, то это будет стоить мне 5-6 метров дальности. А подобного себе не может позволить ни один прыгун в мире».

Ханнавальд видит «слишком много лазеек»

Бывший коллега Шмита, Свен Ханнавальд, который во время своей спортивной карьеры находился на грани истощения, также выступает за значительное повышение допустимого индекса BMI. «Это пойдет на пользу многим спортсменам, которые неделями испытывают чувство голода», - уверен 35-летний экс-прыгун. «Сегодняшние правила же оставляют слишком много лазеек».

«Несмотря на более короткие лыжи, более худые спортсмены все равно прыгают дальше. Было бы лучше, если бы отменили правило укорачивания лыж, и остался бы только минимально допустимый индекс BMI», - считает Ханневальд. «Это было бы гораздо полезней для здоровья, и позволило бы спортсменам избегать стресса из-за необходимости снижения веса».

Предложение Иннауэра отклонено

Спортивный директор австрийской лыжной федерации Тони Иннауэр уже много лет выступает за повышение допустимого индекса BMI. Перед началом этого сезона он внес предложение о немедленном повышении индекса до 20,5, которое, однако, было отклонено большинством голосов.

«Иначе Шмитт сегодня должен был бы весить на 2 килограмма больше», - говорит Иннауэр. «Предложение по повышению внесено, и я только за, чтобы его ввели как можно скорее». Однако необходимо еще уточнить, на сколько должны будут укорачиваться лыжи у тех спортсменов, которые будут весить ниже нового лимита.

Норвежцы предлагают свое решение

Эксперты Норвегии, три спортсмена которой (Бьорн Эйнар Роморен, Андерс Якобсен и Андерс Бардаль) возглавляют список главных анорексиков прыжкового спорта, предлагают свое решение. Они предлагают заменить индекс массы тела измерением процентного соотношения жира и массы тела, пишет Aftenposten.

"Измерение жира - вот лучший способ определить, здоровый ли у спортсмена вес, или нет. Этот способ принимает во внимание структуру скелета," считает тренет Гейр Уле Бердаль.

Несомненным достоинством предложенного варианта Бердаль считает также то, что спортсмену будет сложнее манипулировать этим значением. "Изменение процентного соотношения жира занимает больше времени," говорит он.

Юрунн Сюндгут-Борьен, которая занимается проблемами массы тела в Норвежском институте спортивных наук, поясняет, что BMI не принимает во внимание такие значимые показатели как ширина плеч или длина ног.

Ее коллега Ина Гарт утверждает, что измерение соотношения жира к массе тела дает куда более точное представление о состоянии здоровья спортсмена. По крайней мере потому, что по данным BMI невозможно с точностью определить наступление порога, за которым начинаются опасные для здоровья изменения гормонального фона.