6 мин.

Сколько и на чем зарабатывает «Шахтер»?

На прошлой неделе донецкий «Шахтер» выложил отчет о прошедшем сезоне. Сезоне, который с одной стороны стал успешным ввиду завоевания чемпионского титула и победы в Кубке Украины, а с другой провалом ввиду неудачного выступления в Лиге чемпионов.

Структура доходов

Основная часть отчета посвящена различным аспектам деятельности клуба: от благотворительности (проекты «Оранжевые шнурки», «Школьный клуб»), до организации встреч с генеральным директором Сергеем Палкиным, а также игроками. Помимо всего прочего подробно описана деятельность фан-клубов, а также организация международных турниров (о которых вы могли читать на страницах нашего издания), а также медицинских и тренерских конгрессах, проводимых «Шахтером» в прошлом году.

Мы же более подробно рассмотрим конкретные цифры доходов, а также показатели роста посещаемости на домашней арене «Горняков».

Меньше трансферов, меньше выплат УЕФА

Так уж сложилось, что любой клуб восточной Европы в своих доходах имеет зависимость от прибыли от трансферов, а также выплат от УЕФА. Призовые от участия в Лиге чемпионов могут покрыть существенную часть расходов, но для этого нужно очень постараться и забраться в самом престижном турнире как можно дальше. В прошлом году «Шахтер» оказался последним в группе с «Порту», «Зенитом» и АПОЭЛем, что по сравнению с позапрошлым годом, когда «Горняки» играли в четвертьфинале, стало полным провалом. Соответственно казна клуба не досчиталась существенной суммы – по сравнению с 195 миллионами гривен в 2011 году, в прошлом на счет «Шахтера» было перечислено 120 миллионов украинской валюты.

Разница существенна, учитывая, что доход донецкого клуба по сравнению с прошлым сезоном уменьшился на 85 миллионов гривен. Помимо меньших выплат УЕФА, причиной понижения дохода стала менее активная трансферная деятельность «на выход». Если в сезоне 2010/2011 команду покинули Гладкий, Левандовски, Дуляй, Езерский и Кастильо и еще с десяток арендованных в «Ильичевец» молодых игроков (общая сумма трансферов этих исполнителей составила 136 миллионов гривен), то уже в следующем сезоне клуб сумел выручить от продажи Жадсона и Марсело Морено 92 миллиона гривен.

Разницу в суммах легко объяснить: во-первых, в прошлом сезоне в команде не было таких игроков, от которых можно было бы избавиться и при этом не ослабить состав. Во-вторых, если перед клубом стоит задача добиваться высоких результатов (а это прописано в стратегических целях «Шахтера»), то продажа лидеров может сильно сказаться и значительно подкорректировать поставленные цели. Нет сомнений в том, что в случае продажи Виллиана этим летом, «Шахтер» превысил бы сумму доходов за прошлый сезон, но в силу вышесказанного и ряда других причин этого не произошло и жалеть особо не о чем.

По сравнению с позапрошлым сезоном существенно возросли и доходы от коммерческой деятельности. Вряд ли в Украине у «Шахтера» есть конкуренты в плане работы со спонсорами. Да и не стоит забывать, что к клубу-чемпиону, лидеру национального чемпионата, всегда тянутся те, кто хочет быть причастен ко всему, что связано с клубом. В результате доходы от спонсорства и рекламы возросли до 78 млн грн, что на 44% больше аналогичного показателя предыдущего сезона. Основными партнерами «Шахтера», динамично развивающегося, успешного клуба в сезоне-2011/12 были гранды международного бизнеса: Nike, Hyundai, Indesit, Miller Brands Ukraine, ведущие украинские компании «Метинвест», «Конти», «Фокстрот», Xado, «Параллель», «Мироновский хлебопродукт».

Примечательно, что все компании, которые сотрудничали с "Шахтером" и "Донбасс Ареной" в позапрошлом сезоне, продлили срок действия соглашений на новый футбольный год, что является подтверждением удовлетворенности спонсоров в работе с клубом.

В сезоне-2011/12 «Шахтер» продолжил развивать новый для украинского рынкавид коммерческой деятельности — продажу маркетинговых прав на производствопродукции с использованием логотипа клуба. В течении года были заключены контракты на производство товаров массового потребления на сумму 1 миллион 118 тысяч гривен без учета роялти от дополнительных продаж. Под брендом «Шахтер» выпускаются снеки, шоколад, напитки и косметическая продукция с логотипом клуба.

Продажам атрибутики в «Шахтере» также уделено большое внимание. С целью повышения прибыли «Шахтер трейдинг» (отдельное подразделение, занимающееся атрибутикой и сувенирной продукцией) был приглашен шотландский специалист Джерри Керри. В сезоне-2011/12 был расширен ассортимент товаров официальных клубных магазинов для удовлетворения потребностей максимального количества болельщиков всех возрастных категорий. Активное развитие получила линия детской одежды, повседневных товаров и ретрофутболок.

Несмотря на меньшее (по сравнению с минувшим периодом) количество домашних игр клуба в Лиге чемпионов, которые традиционно вызывают спрос на сувенирную продукцию, клубу удалось сохранить доходность от продажи атрибутики на прежнем уровне. Так, сумма среднего чека на одного покупателя увеличилась на 7% до 183 грн 42 копеек. Самыми популярными товарами в фирменных магазинах по традиции стали клубные футболки и шарфы. Последних было реализовано более 23,5 тысяч, а футболок - более 3,5 тысяч.

Права на трансляции. После подписания нового соглашения между каналом «Футбол» и Премьер-лигой немного выросли выплаты за права на ТВ трансляции – с 5 миллионов до 19. Но все равно, даже в сравнении с клубами российской Премьер-лиги (не говоря уже о западноевропейских клубах) подобные суммы ничтожно малы. Именно поэтому в плане доходов украинские клубы не досчитываются большой суммы денег. Возможно, именно поэтому в "Шахтере" приняли решение организовать трансляции домашних матчей на официальном канале в Youtube. Эффект был ошеломляющим - поединок против "Металлиста" наблюдали 48290 болельщиков из 98 стран мира.

«Донбасс Арена»: больше аншлагов

Пятизвездочный стадион повышенной комфортности также стал пользоваться большей популярностью у донецкой публики. В прошедшем сезоне «Донбасс Арена» установила новый рекорд посещаемости. Поединок против киевского «Динамо» 7 апреля посетило ни много ни мало 53207 зрителей.

Помимо всего прочего заметна тенденция роста посещаемости. По сравнению с прошлым сезоном средняя посещаемость домашних матчей «Горняков» выросла на 9% с 33,9 тысяч до 37 тысяч болельщиков. Помимо всего прочего активизировались владельцы абонементов. 15 с половиной тысяч владельцев абонементов посетили 10 и более матчей «Шахтера» в Премьер-лиге, что само собой заслуживает уважения. Причиной такой активности стал заметный рост продаж сезонных пропусков. В сравнении с прошлым сезоном «Горняки» реализовали на 32% больше абонементов, чем годом ранее. В количественном выражении – 23248 против 17900 абонементов. Это не только украинский, но и, что примечательно, восточноевропейский. При этом, правда, доход от реализации билетов и абонементов уменьшился на 10 миллионов гривен – с 49 до 39 миллионов.

Благодаря тому, что на «Донбасс Арене» есть возможность аренды корпоративных лож, клубу удалось заработать 45 миллионов гривен (на 12,5% больше, чем в прошлом году). При этом отмечается, что многие компании приняли решение об аренде лож на срок от трех до пяти лет, что гарантирует доход в долгосрочной перспективе. Также отметим, что 95% корпоративных лож арендованы на длительный срок.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что самые преданные болельщики команды постоянно находились на связи с клубом: в их адрес было отправлено 39 808 писем, 156 323 электронных письма, 1 415 260 SMS. Нужно ли говорить о том, что коммуникации с болельщиками один из самых важнейших элементов работы маркетингового отдела?

На четырех поединках украинской Премьер-лиги на трибунах было более сорока тысяч зрителей. Помимо «Динамо», под самые посещаемые попали матчи с «Металлистом», «Карпатами» и «Александрией». Многих удивит наличие в перечне команды, которая вылетела, но спешим успокоить – в последнем туре на «Арене» чествовали чемпионов Украины.

В завершении добавим, что по итогам года общий доход клуба все же сократился с 500 миллионов до 415 миллионов гривен. Разница составляет примерно 10 миллионов долларов. В свете финансового фэйр-плей весьма любопытно было бы ознакомиться с подобными отчетами других украинских клубов, но учитывая наш менталитет и закрытость, на это вряд ли можно рассчитывать. ПО крайней мере в ближайшее время.