7 мин.

По Сеску и шапка

Почему у Сеска в «Барсе» то получается, то не получается? Станислав Рынкевич в блоге «Испанская кухня» рассказывает историю Фабрегаса, который вернулся в Каталонию не таким, каким его помнили.

Фото: Fotobank/FIFA via Getty Images/Shaun Botterill

Если вам доведется когда-нибудь встретить в Каталонии таксиста по имени Жоан Хименес, спросите, не он ли осенью 1998 года ежедневно проезжал маршрутом Ареньс-де-Мар – Бадалона – Барселона? 55 километров в компании шумных ребятишек. В Бадалоне он забирал Хонатана Перейру и Рафу Васкеса. До этого, на выезде с Ареньса, подсаживался Давид Торрехон. Самыми первыми и самыми сонными на маршруте были Хосе Инохоса и парень, в честь которого они всю дорогу вопили кричалку: «¡Cesc Fábregas Soler, el más guapo del carrer!». Сеск Фабрегас, красавчик с большой дороги. Вся Quinta del Taxi («Пятерка из такси») в сборе.

В 2001 году у «Барселоны» в возрастной группе «Cadete B» подобралась невероятно сильная команда, игравшая по образу и подобию «Дрим-Тим» Йохана Кройффа. Среди всей своры 13-летних мальчишек особенно выделялись трое – маленький молчун Лео Месси, балагур и любитель чужой штрафной площади Жерар Пике и «стержень» команды в центре поля Франсеск Фабрегас. Они побеждали с неприличным счетом своих сверстников в каждом матче. Тренировал ту команду только что завершивший неприметную карьеру игрока Тито Виланова.

«Я не жалею, что ушёл. Сейчас никто не хочет покидать «Барселону», потому что всем предоставляют шансы, но в моё время шанса надо было ждать так долго. А когда в 16 лет вам предлагает контракт профессиональный клуб…»

Его возвращения ждали почти десять лет. Делали официальное предложение «Арсеналу», всей командой пели одну и ту же песню журналистам, публично натягивали сине-гранатовую футболку, умоляли, угрожали и шантажировали. В великой временной цепи центральных полузащитников отсутствовало звено. Гвардиола – де ла Пенья – Хави – ? – Тиаго. Мощный энергетический посыл из Каталонии стал терзать совесть капитана «Арсенала», который подобно Буриданову ослу, долго не мог решиться, какой же из стогов сена ему все же милей. Все те, кто тогда кричал, что Сеску нет места в «Барселоне», что он будет сидеть на скамейке запасных, оказались неправы. Для него было приготовлено место. Проблема оказалась в том, что ему это место не подходит.

Шутка полуторагодичной давности о том, что Фабрегас не прошел медосмотр потому, что врачи не обнаружили у него ДНК «Барселоны», содержала в себе гораздо больше правды, чем многим хотелось бы. За годы профессиональной карьеры в «Арсенале» Сеск превратился в другого игрока, с другими плюсами и минусами. В Лондоне он играл на позиции ярковыраженного атакующего полузащитника, привыкшего курсировать между линиями защиты и полузащиты соперника, привыкшего к взрывному ритму английской премьер-лиги. А в Каталонии для него все эти годы готовили бутсы Хави. Ничего, что жмут. Ничего, что левый на правую. Ножка у тебя молодая, изменит направление.

Самое интересное, что все это не должно было стать неприятным сюрпризом. По ходу отборочного турнира к Евро-2008 Луис Арагонес пытался адаптировать Фабрегаса к системе игры сборной Испании, освободив для него место центрального полузащитника. Безрезультатно. Плюнув на эти попытки, тренер стал использовать Сеска где-нибудь в линии атаки, доверяя креативную составляющую в центре поля другим исполнителям. И на какой позиции Сеск обрел себя в сборной минувшим летом? На позиции «ложной девятки».

«Дело в том, что мне сложно сказать, где я играю лучше. Не мне решать, где играть. В первые месяцы я должен был привыкнуть к команде, так как я не знал ни требований, ни стиля каждого из игроков. Тогда я играл, как Сеск из «Арсенала». Узнав каждого игрока поближе, я уже понимал, куда надо отправить мяч, чтобы создать опасный для соперников момент»

Самое классное, что Фабрегас прекрасно понимает, что происходит с его игрой, открыто и понятно об этом говорит. Для создания полноценной картины его игрового дискомфорта в «Барселоне» достаточно просто внимательно читать интервью футболиста. На старте прошлого сезона Гвардиола предоставил новичку свободу, разместил его в тандеме с Месси впереди и дал вникнуть в происходящее. В результате, ярчайшее начало, голы и голевые передачи, с Лео как будто и не расставались. Продолжалось это ровно до той поры, пока тренерский штаб не засучил рукава и не сказал – пора работать там, где ты нужен.

Можно попытаться представить себе всю иронию ситуации. Ты – гордость Ла Масии, тебя чуть ли не всем миром звали вернуться домой (за что ты даже доплатил 5 млн евро), тебе доверили сакральный четвертый номер и право постепенно провожать на пенсию самого Хави, а надзор над всем этим осуществляет кумир детства. И у тебя ни хрена не получается. Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад совершенно. Кажется, что это еще не самое страшное – в конце концов, Анри и Маскерано тоже приходилось долго перестраиваться. Но они и находились в других условиях, уровень ожиданий был другим. Сеск начинает рефлексировать.

«Только теперь я начинаю осознавать то, что хотят от меня тренер и игроки. В профессиональном плане я сделал два шага назад для того, чтобы сделать один вперед, то есть стать разносторонним игроком, как того требует «Барса».

«Система подготовки в «Барселоне» очень специфичная, и если ты здесь, необходимо к ней приспосабливаться. Все четко прописано. В моих первых играх за «Барселону» мне пришлось буквально ломать себя, потому что в «Арсенале» мне было позволено двигаться куда угодно, если я считал, что могу таким образом принести пользу команде».

«Здесь же все иначе. Каждому отведена своя роль, и важно играть именно на своей позиции. Чтобы вспомнить, чему меня учили здесь в юношеских командах, потребовалось какое-то время. Но теперь я освоился и играю с каждым матчем все лучше».

Стоило по каким-либо обстоятельствам Фабрегасу оказаться на излюбленной позиции, как он вновь преображался в помощника супергероя и немедленно вписывал себя в статистический протокол матча в том или ином качестве. Его понурый перепас с Бускетсом в полузащите и попытка найти там пространство для разбега вызывали желание сделать на лбу у Сеска татуировку «использовать только по назначению». Неловкая пауза в отношениях между игроком и командой затягивалась, обучение старому-новому ремеслу не давалось.

Прошлое лето – критическая точка. Критическая точка зрения на сезон столь ожидаемого укрепления «Барселоны» и восстановления ее генофонда. Несмотря на ограниченные возможности нынешнего «Арсенала», в Лондоне у уроженца Ареньса была капитанская повязка, любовь болельщиков, прекрасные взаимоотношения с тренером и комфортное место на поле. Променять все это на статус огромного мыльного пузыря, готового вот-вот лопнуть – удовольствие для крайне редких мазохистов. Тон высказываний с оправдательного и робко-оптимистического меняется на довольно жесткую оценку ситуации.

«В Англии я играл в другой футбол, и сразу влиться в команду было очень сложно, потому что остальные очень хорошо сыграны. Играть в центре полузащиты для меня тяжело, потому что мне нужно больше пространства».

«Я ничего не прошу, но таков мой стиль игры. Это правда, что я немного беспорядочен, но это мой стиль. Некоторые, включая Гвардиолу, говорили мне об этом в прошлом сезоне. Это моя вина, потому что я пытался быть, кем не являюсь. Я не Хави, не Иньеста, не Тиаго».

«Мне нужно больше свободы на поле, чтобы максимально участвовать в игре команды. Сейчас я думаю только над тем, чтобы вернуться на свой прежний уровень, и я уверен, что в этом году буду играть намного лучше».

Подождите, послушайте, как это вы не Хави? Вам на роду написано, вы от семьи-то не отрекайтесь. С вами изувер-супостат за рубежом что-то делал, а вы забудьте. Вспоминайте разумное доброе «принял, отдал, открылся», «принял, отдал, открылся». Как «Отче наш» по несколько раз в день. И все пройдет.

Слава богу, в футбольных вопросах Виланова скорее человек науки, чем человек веры. Судя по перестановкам на старте сезона, от хирургической пересадки гипофиза решено отказаться, а пациента выписать. Если получается у него только с Месси между линиями защиты и полузащиты шататься да голевые налево-направо раздавать, так пускай. Придется болельщикам «Барселоны», которые не представляют себе реальность без хавиобразного футболиста, еще больше возложить надежд на Тиаго Алькантару. Тем более, что по второй половине прошлого сезона он их начал оправдывать. А там, глядишь, подрастет совсем еще юный Серхи Сампер, которому тоже на роду написано в бутсы Хави влезть. У Сеска Фабрегаса они свои, разношенные.