12 мин.

Надежды маленькой вопросник (резюме)

Сегодня руководители клубов Профессиональной баскетбольной лиги встретятся на Совете, чтобы принять ряд важных решений о формате и регламенте будущего турнира. Как и было обещано, резюме этого вопросника доставлено в клубы.

1

Какая система розыгрыша должна быть в ПБЛ?

При условии участия в лиге 10-12 команд менее 10% болельщиков поддерживают идею разделения на дивизионы и/или конференции. АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО за классическую схему «регулярный чемпионат + плей-офф».

Из них – 50% за турнир в 4 круга, 25% – за 3 круга, 25% – за 2 круга.

Большинство болельщиков указывает, что их НЕ УСТРАИВАЕТ МАЛОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЧЕЙ за регулярный сезон.

«В любом случае не меньше 36-40 игр».

«В сумме за сезон каждая команда должна проводить около 30-35 матчей регулярного сезона».

«Не менее 30 матчей!»

«Желательно, чтобы было не менее 30 матчей в регулярном чемпионате, и они проводились еженедельно в выходные дни».

«10 клубов могли бы играть в 4 круга – это 36 матчей в чемпионате для клуба и 180 в сезоне в целом. Это ТОЛЬКО 18 домашних матчей».

ОБЩИЙ ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЙ:

1. К вопросу о дивизионах следует вернуться, когда команд в лиге будет не менее 16.

2. Если лига задумывается коммерческой, то команды должны больше играть домашних матчей.

2

Какое количество команд в ПБЛ вы считаете оптимальным?

Разброс мнений по этому вопросу широк – от 10 команд до 34.

Наиболее часто упоминаемая цифра – 16.

Однако многие указывают, что увеличение количества команд в лиге должно быть постепенным и плановым.

Характерные ответы:

«Для России было бы неплохо в Лиге иметь команд 14-16, но очень важно, чтобы не было очень большого разрыва в классе команд, в настоящий момент 10 команд достаточно».

«Надо стараться максимально сохранить баланс, который есть сейчас (практически все команды ниже 3 места – одного уровня, нет аутсайдеров), резкое расширение лиги может ее убить».

«14 и меньше – это слишком мало матчей для 2-х кругов, и слишком много для четырех. На 16 и больше у нас игроков российских не хватит. Хотя в будущем, года через три-четыре, при нормальном развитии можно расширить до 16».

3

Должны ли в будущем в ПБЛ участвовать иностранные команды? Если да, то какое соотношение иностранных и российских команд вы считаете уместным?

70% отвечавших за то, чтобы лига состояла исключительно из российских команд.

30% не возражают против приема (в будущем) клубов из-за рубежа, но – чаще всего – упоминаются ограничения (российских команд не менее 60-70%).

Характерные ответы тех, кто не против участия иностранных команд:

«Не возражаю против присутствия небольшого количества иностранных команд, российских должно быть не менее 80%, но иностранные команды должны соответствовать очень жестким требованиям, чтобы не понижать уровень лиги, а повышать».

«Возможно, но надо очень тщательно подходить к отбору участников. Бюджет, гарантии, зал, репутация, бренд и тд. Различные ВЭФ не надо».

«В идеале должны (скорее могут), если подчиняются правилам лиги. Но тогда будет смысл увеличить Лигу и до большего, чем 18 количества команд, и будет смысл перейти на разбивку по дивизионам. Соотношение команд может быть каким угодно – лишь бы на пользу лиге, и наших команд было не меньше 14-16».

«Пока считаю это неуместным, разобраться бы между собой, да и по уровню разве что литовцы соответствуют, и вообще лучше искать возможности для привлечения большего количества российских клубов».

АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО БОЛЕЛЬЩИКОВ НЕ ПОНИМАЮТ СМЫСЛА В ОДНОВРЕМЕННОМ СУЩЕСТВОВАНИИ ДВУХ ЛИГ –

ПБЛ и ЕДИНОЙ ЛИГИ ВТБ.

У них возникают вопросы о ритмичности календаря для тех команд, которые не играют в ВТБ, о пересечении аудиторий двух лиг, которые ФАКТИЧЕСКИ ЯВЛЯЮТСЯ КОНКУРЕНТАМИ за и так не очень большой рынок российского баскетбола (болельщики, спонсоры).

4

Сколько легионеров могут быть в заявке клуба на сезон?

За отмену ограничений на легионеров – 23%

За 9 легионеров в заявке на сезон – 2%

За 7 легионеров в заявке на сезон – 4%

За 6 легионеров в заявке на сезон – 23%

За 5 легионеров в заявке на сезон – 23%

За 4 легионеров в заявке на сезон – 20%

За 3 легионеров в заявке на сезон – 3%

За 2 легионеров в заявке на сезон – 2%

5

Какие должны быть ограничения на одновременное нахождение на площадке легионеров?

Против любых ограничений – 54%

За правило 3-х россиян на площадке – 15%

За правило 2-х россиян на площадке – 21%

За правило 1-го россиянина на площадке – 10%

Характерный ответ:

«Не должно быть ограничений. Пусть пробьется в старт один русский, но без ограничений, чем куча бездарей будут получать время и деньги за счет «правила».

6

Нужно ли ограничивать количество иностранных специалистов в тренерском штабе?

92% против любых ограничений.

Характерные ответы: «Абсурд. Ни в коему случае. У тренера важен не паспорт, а концепция». – «Нет, но ввести обязательное участие/чтение лекций на тренерских семинарах или работа с детскими и юношескими командами». – «Нет. Нет. Нет!» – «Нет, ввести за них хорошую оплату в «кассу» лиги».

Многие указывают, что «при наличии иностранного специалиста в тренерском штабе у него обязательно должен быть помощник российский специалист».

7

Какой должна быть минимальная вместимость арены для клуба ПБЛ?

Только 30% опрошенных считают, что минимальная вместимость арены должна быть от 3500 и выше. Абсолютное большинство уверено, что на данном этапе развития лиги не стоит ставить высокий барьер, а сделать акцент на заполняемости трибун.

Характерные ответы:

«Вместимость не должна быть главным критерием для арены. Главное – возможность обеспечения качественной организации матча, хорошей ТВ-трансляции и комфорта для зрителей в зале».

«Важно не какова вместимость, а какова посещаемость, и сколько она приносит дохода».

«К примеру, если стадион на 7 500 битком, но все посетители по так называемым «пригласительным», то это хуже, чем 1000 человек в зале на 2 500 мест. Но заплатившее хотя бы по 100 рублей за билет».

«Забитый трехтысячник смотрится лучше, чем пустой десятитысячник».

«По моему не так важна вместимость, сколько удобство для зрителей (в том числе и телезрителей) и команд».

«В первый сезон можно снизить ценз до 1,5-2,5 тысяч, но ставить условия готовить арену минимум на 6 тысяч. 3,5 тысячи все равно полумера. Сейчас многим и этого не потянуть, а в серьезном коммерческом разрезе – все равно слишком мало».

«Важно не количество мест, а условия и качество просмотра игры + возможность ведения телетрансляций. Инфраструктуру нужно развивать, но пусть сначала каждый клуб научиться забивать свою маленькую арену, а не заставлять пустовать большую».

«Думаю, что количество зрителей – не основной показатель, а вот уровень организованного зрелища – гораздо важнее. Ну и телекартинка, конечно».

8

Нужно ли установить для клубов потолок зарплат?

ДА – 71% НЕТ – 29%

Характерные ответы:

«Потолок нужен. Причем чем скорее, тем лучше. Пусть даже он будет высоким. Нужно срочно создавать тормоз в гонке бюджетов, иначе деньги очень быстро сделают свое дело и мы будем смотреть подреставрированный аналог нынешней СЛА. А я хочу непредсказуемости и борьбы. Театр даже одного (двух-трех) суперактеров мне не нужен».

«Да, обязательно. И чтобы за каждый переплаченный миллион клуб платил «налог на роскошь», который бы потом распределялся равномерно между всеми остальными клубами».

«Да. Конкуренция в новой Лиге необходима. Без потолка – путь в никуда. Можем не идти по граблям прочих Лиг, а хотя бы тут сесть на уже изобретенный велосипед».

«Необходимо развивать здоровую конкуренцию, а не работать по принципу, кто больше платит, тот и сильнее».

9

Должны ли все клубы открыть свои бюджеты?

ДА – 88% НЕТ – 12%

Характерный ответ:

«Открытость бюджета – это очень важно! Во-первых: это очень занимательно, у болельщиков одна из любимых тем – подсчёт чужих денег, а во-вторых: это сделает лигу максимально прозрачной».

10

Может ли президент ПБЛ одновременно работать в клубе?

НЕТ – 80% ДА – 20%

11

Ваш кандидат в президенты лиги?

Российские болельщики не только называли известных в мире баскетбола людей (чаще всего – Андрея Ватутина и Сергея Тараканова, чуть реже – Сергея Белова и Сергея Кущенко), но и рисовали портрет возможного президента родом «из бизнеса»:

«Вообще президент лиги должен НИКАКОГО отношения к баскету не иметь. В чистом виде специалист по продвижению бренда, заниматься медиа-контрактами и поиском спонсоров для лиги».

«Из любой компании директор по продажам или директор по маркетингу».

«Молодой 35-40 лет, энергичный менеджер, способный своей хваткой превратить лигу не только в соревнование, но и в шоу».

«Я считаю,что это должен быть топ-менеджера из бизнеса, который знает как раскрутить этот проект, грамотно продать права, привлечь спонсоров».

«Человек, который будет строить нормальную бизнес-структуру на перспективу. В общем антикризисный менеджер (вполне подойдет Дэвид Стерн))) Не из мира баскетбола точно. Кстати, Стерн по образованию историк и юрист».

«Молодой управленец не из баскетбола».

«Хороший маркетолог в паре с финансистом из западной потребительской компании».

«Любой вменяемый менеджер из РФ или Европы».

12

Как вы отнесетесь к тому, если права на показ матчей ПБЛ получит спутниковый канал НТВ+?

65% против того, чтобы НТВ+ получил эксклюзивные права на трансляцию матчей лиги (резоны: «дорого», «нет возможностей установить тарелку», «чтобы раскрутить новую лигу нужны мощности федеральных каналов»).

Характерные ответы:

«Отрицательно, трансляции матчей лиги должны осуществляться на общедоступных каналах, не обязательно на России-2 и не обязательно на чисто спортивных, но доступных в большинстве регионов страны и для широких слоев населения. Сейчас аудитория российского баскетбола настолько мала, что смысла продавать права на трансляции НТВ+ не вижу никакого, в этом случае увеличивать аудиторию будет невозможно».

«Думаю, лига должна организовать собственную структуру, которая будет активно сотрудничать с кабельными сетями. Будет ли это отдельный собственный канал, или какая-то иная организация, я не знаю. Это потребует серьезных первоначальных инвестиций, но спутниковые сети по-моему – это путь в никуда. Будущее за кабелем и интернетом».

35% относятся «положительно, так как плюс сделает продукт достойный для просмотра». Многие из проголосовавших «за» указывают, что канал НТВ+ «Баскетбол» должен при этом продаваться отдельно (как и НТВ+ «Наш футбол»), а не только входить в общеспортивный пакет – это сделает покупку доступной для большинства болельщиков. Ежемесячное подключение канала «Наш футбол» сейчас стоит 199 рублей (без учета покупки оборудования).

Почти 80% не против того, чтобы НТВ+ показывал матчи ПБЛ – при условии, если 1-2 матча в неделю будут транслироваться на федеральном канале.

В этом вопросе следает обратить внимание на проблему ПИРАТСТВА:

«Ха, да с радостью, если баскетбол уйдет на НТВ+ – чтобы смотреть все матчи по-пиратски в интернете и качать в торрентах. Устарели эти тарелки, в интернете надо работать, делать сервис типа NBA League pass. Если его НТВ+ может организовать, ну отлично».

13

Готовы ли вы платить за просмотр матчей ПБЛ в интернете? Если да, то какую сумму (за один матч).

57% ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ ЗА ПРОСМОТР МАТЧЕЙ ПБЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Чаще всего указываемая цена – 30-50 рублей за один матч.

Характерные ответы:

«Должны быть ПАКЕТЫ баскетбольных трансляций, например 200 руб./мес. просмотр всех матчей месяца, и, скажем, 1000 руб. «абонемент» на весь сезон».

«Если будет действительно хороший товар, за 1000 рэ однозначно купил бы интернет-абонемент на сезон».

«Нужен аналог NBA League pass».

«Да, готов, только без всяких СМСок и прочего бреда. Современные методы оплаты — электронные деньги, банковские карты».

«Я плачу за НБА 600 рублей в месяц, около 150 матчей, итого 4 рубля за матч. Так что за отдельные матчи платить не хочу. Ну пусть будет возможность рублей по 30 за матч, а оптимально – чтобы была возможность подключиться рублей за 200 в месяц и смотреть всё что хочешь и когда хочешь».

Аргументы – ПРОТИВ:

– низкоскоростной интернет,

– домашние матчи должны показываться бесплатно на официальных сайтах команд (как в испанской лиге),

– есть пиратские торренты, где баскетбол можно скачать бесплатно.

14

Пожелания болельщиков

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ИНТРИГА – это главное, что поможет вернуть интерес болельщика к российскому баскетболу.

«Главная задача ближайших двух лет – выравнивание сил команд. Создание конкуренции, хотя бы на уровне одинаковых шансов на выигрыш у 4-5 команд. Появление своего ХК МВД – был бы отличным результатом двух сезонов». (Более, чем скромный по бюджету ХК МВД из Балашихи в сезоне 2009/2010 годов вышел в финал Кубка Гагарина)

СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО СУДЕЙСКОГО КОРПУСА – без давления на работу арбитров со стороны федерации, лиги, клубов.

«Без Фомина. Такие люди должны заниматься только своей барсеткой».

ЕДИНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛИГИ – «а не как сейчас, когда каждый клуб работает на себя, кто-то считает нужным тратиться на рекламу, кто-то нет, кто-то открыл магазин атрибутики, кому-то плевать на него, а на федеральное продвижение по всей России вообще ничего не тратится».

РАЗРАБОТКА ОБЩИХ ПРАВИЛ работы со СМИ, матчевого перформанса и т.д.

МАССИРОВАННЫЙ ПРОМОУШН НОВОЙ ЛИГИ – «первые два сезона должны быть существенно инвестиционными – промо ролики в прайм-тайм по всем каналам, бесплатные показы в инете».

ЗВЕЗДНЫЙ WEEKEND – «сделайте уж наконец «звёздный weekend» . Выделите уж денёк-другой».

ВЫПУСК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – «видел вот у нас в книжных книгу КХЛ 2009-10 со всеми заявками, данными игроков, клубов и т.п. Хотелось бы что-то подобное и о баскетбольной лиге».

Примечания.

1. Изменена нумерация вопросов – для удобства восприятия.

2. Исключен вопрос 2 – за глупостью своей (моей). Вопросы готовил в пятницу в большой спешке, чтобы успеть получить ответы к утру понедельника. Конечно же, сегодня на Совете будет обсуждать паспорт команды, то есть количество игроков в заявке на сезон, а не на матч.

3. Исключен вопрос 12. Во-первых, не удалось выявить тенденцию. Во-вторых, за некорректностью постановки. У лиги, видимо, будет два руководителя. Один, президент (или председатель совета лиги, или еще как-нибудь) – от клубов, сменяемый раз в какое-то количество лет. Второй – нанятый директор (генеральный, исполнительный или даже господин президент).

4. При составлении резюме я старался учитывать, что у руководителей клубов разный уровень познаний в маркетинге, интернете и т.д.

Всем спасибо за ответы!