6 мин.

Лоренцо Бандини

В 1992 году в итальянской коммуне Бризигелла была учреждена награда The Lorenzo Bandini Trophy – приз памяти Лоренцо Бандини. Присуждается гонщикам Формулы-1 за достижения, показанные в прошедшем сезоне. Первым лауреатом награды стал соотечественник Лоренцо Иван Капелли. Также приз в свое время получали такие гонщики как Дэвид Кулхард (1995), Жак Вильнёв (1996), Ярно Трулли (2000), Дженсон Баттон (2001), Михаэль Шумахер (2003), Кими Райконен (2004), Льюис Хэмилтон (2010) и другие. Чаще всего награду получали итальянские пилоты (4 раза), ненамного отстали немцы (3 трофея).

Лоренцо Бандини в своей гоночной карьере в Формуле-1 одержал всего 1 победу и еще 8 раз был на подиуме. Он погиб в тот момент, когда у него появилось все, о чем он так долго мечтал. В том сезоне-67 уже одержал победу в гонке 24 часа Дайтоны. Он был на пике карьеры и в расцвете жизненных сил. Бандини любил Гран-при Монако, и долгие годы эта любовь, казалось, была взаимной.

Путь в Формулу-1

Родился будущий автогонщик в Ливии, куда его родители перебрались вместе с другими безземельными крестьянами-колонизаторами, подхватив желание Бенито Муссолини расширить границы империи. Итальянцы возлагали на Ливию большие надежды, но нефть найти так и не успели.

На родину семья вернулась с началом второй мировой, когда Лоренцо было уже три года. В последние годы войны отец Бандини, тоже Лоренцо, был убит. Обескровленной семье пришлось трудно. Неудивительно, что уже в 15 лет Лоренцо устроился работать учеником механика в гараже в Милане. 

Бандини женился на дочери владельца гаража. Тестю импонировал этот открытый и честный юноша. Он даже одолжил зятю Lancia Appia Zagato. На этой машине Лоренцо поучаствовал в 58 году в небольшой раллийной гонке Милле Милья, состоящей из нескольких спецучастков и соединявших их дорог общественного пользования, на которых гонщикам приходилось соблюдать скоростной режим.

Как раз до 1958 года Милле Милья представляла собой гонку на выживаемость среди автомобилей класса гранд-туризм. Но в 1957 гонка была закрыта после ужасной аварии, в которой погибли водитель Альфонсо де Портаго и его штурман Эдмунд Нельсон (предположительно, причиной аварии стал взрыв колеса, а всю вину возложили на команду Феррари, которая вовремя не произвела замену шин).

Бандини участвовал в гоночных соревнованиях во второй раз, но именно эта гонка была его шансом произвести впечатление, запомниться, и получить возможность для развития собственной карьеры. И стоит отметить, что своим шансом он воспользовался, одержав на Милле Милья победу.

Благодаря своему «гаражному» бизнесу у Бандини была возможность покупать себе автомобили для гонок. Первым болидом стал Volpini, на котором Лоренцо учился чувствовать машину на трассе. А позднее Бандини приобрел Strangellini, на котором он финишировал четвертым на мировом первенстве в классе Формула-Джуниор.

Лоренцо грезил гонками. И трудно представить, насколько сильным было его разочарование, когда свободное место в команде Ferrari досталось его соотечественнику Джанкарло Багетти, который впоследствии стал победителем дебютной для себя гонки.

Надо отдать Бандини должное – он спокойно воспринял тот факт, что с первого раза попасть в команду мечты не удалось. И постарался доказать, что он достоин Феррари, лучшим из возможных способом – хорошими выступлениями. В том же году он принял участие в гонке в Пескаре вместе с Джорджо Скарлатти, и пришел к финишу первым.

Ferrari

Своего Лоренцо добился – Энцо Феррари завербовал Бандини в 1962. На своем первом же официальном гран-при в Монако Бандини с ходу занял третье место. В том году он принял участие лишь в трех гонках. Кроме них он также посоревновался на трассе Энна в Сицилии (гонка не шла в официальный зачет ф1) и одержал победу. С приходом в команду Феррари результаты у Лоренцо пошли в гору.

Несмотря на это, в 63 его из команды исключили. Таков уж удел гонщиков одной из лучших конюшен – всегда есть кто-то лучше. Бандини опять не опустил руки и, не теряя времени зря, выиграл весной 24 часа Ле-Мана в паре с Людовико Скарфиотти.

Позже он присоединился к частной конюшне Scuderia Centro-Sud и летом в Германии квалифицировался на первый стартовый ряд. В той же гонке в результате аварии Ferrari лишилась своего второго пилота – Вилли Майрисс получил серьезные повреждения. Команда из Маранелло позвала Бандини обратно. И уже в следующем году Лоренцо выиграл свою первую (и единственную) гонку в официальных стартах Формулы-1 – Гран-при Австрии. Но в команде большую часть времени он оставался вторым номером – вслед за Джоном Сертисом.

В середине 66 года Сертис покинул команду Феррари, и, наконец-то, Бандини стал первым номером команды, поддерживаемый Майком Парксом и Людовико Скарфиотти. Но за год Лоренцо так и не смог выиграть ни одной гонки. Он находился под большим прессом – все ждали результата. В Монако Бандини изо всех сил пытался достать лидера гонки Денни Хьюма. Сильно нервничал. Допускал ошибки. Одна из которых стала роковой.

За год до трагедии Бандини принял участие в съемках фильма «Большой приз», выступив в качестве дублера. Гонщики – народ суеверный, и если принимают участие в кинопостановках, то предпочитают дублировать персонажей, не попадающих в автокатастрофы. Лоренцо повезло – из четырех главных героев фильма ему попался единственный, не попавший по сценарию ни в одну аварию.

Монако-1967

Гран-При Монако была знаковой для Лоренцо трассой: здесь прошла его первая гонка за рулем красной Феррари, здесь он трижды поднимался на подиум, здесь же он принял участие в съемках «Большого приза».

Вот и эта гонка начиналась для Бандини благоприятно – он сразу вырвался в лидеры, выиграв в первом же повороте мини-дуэль у трехкратного чемпиона мира Джека Брэбема. У Брэбема начались проблемы – автомобиль начал терять масло. На одном из спусков австралийца и вовсе развернуло, но Джеку удалось вернуться в гонку. Ненадолго. В «эске» Брэбем поскользнулся на собственном масле и сошел с трассы.

В «эску» же на набережной не вписалась в поворот уже на 82-м круге и Феррари Бандини, догонявшая текущего лидера гонки – Денни Хьюма из команды Брэбем. Машина на полной скорости врезалась в ограждения, оберегавшие пилотов от падения в море. От столкновения с причальной тумбой у Феррари лопнул бензобак, машина перевернулась и загорелась.

Лоренцо не смог самостоятельно выбраться из огня. Работники трассы и пожарные только спустя четыре минуты смогли справиться с пожаром и помочь Бандини выбраться из-под автомобиля. А потом еще долгих пятнадцать минут, показавшихся всем зрителям вечностью, машина скорой помощи добиралась до лежащего на обочине гонщика.

Бандини доставили в больницу с семьюдесятью процентами ожогов тела. Три дня врачи и медсестры боролись за его жизнь. Тщетно. Он умер в клинике Княгини Грейс на глазах у своей жены Марджерит. В траурной процессии похорон гонщика приняло участие около ста тысяч человек.

Бандини отдал себя гонкам целиком и полностью, до самого трагичного конца.

Этот текст я написала специально для пятого номера журнала "All sport magazine" - формата блоготворческой деятельности "ребят с Трибуны". И по традиции для текстов из АСМ картинка с Друпи является подписочной на блог журнала :)