10 мин.

Эксперты о Петрове

Практически треть дебютного сезона Виталия Петрова в «Формуле-1» позади. Российским специалистам объективно оценивать выступления соотечественника сложно – в пресс-центре после гонки в Монако на три вопроса Paddock LIVE о гонщике из Выборга ответили журналисты из пяти стран.

- Как вы оцениваете дебют Виталия Петрова в «Формуле-1»?

Джонатан Ноубл, Autosport.com (Великобритания):

– В самом начале карьеры Виталий оказался в непростой ситуации. Он подписывал контракт, когда все вокруг говорили, что команда выбрала его только из-за денег, до начала официальных тестов он ни разу не сидел за рулем автомобиля «Формулы-1», и инженерам нужно было работать над машиной, а не заниматься его обучением – все было против него. Но в последних гонках мы увидели, как быстро он может учиться – пусть иногда и на собственных ошибках. У него есть свой стиль, он агрессивен. Если посмотреть его он-борд со старта в Мельбурне… То, что он сделал там – просто невероятно! Определенно, у него есть потенциал. Эрик Булье говорил в своем интервью, что Петрову, возможно, надо чуть успокоиться, остыть и перестать требовать от себя невозможного. Это поможет избавиться от ненужных ошибок, и тогда он сможет добиться прогресса.

Марк Хьюз, Autosport (Великобритания):

– В первую очередь, я должен сказать, он очень смел. Мы видели в его исполнении несколько эффектных маневров. Мне нравится его отношение к делу, он неглуп, и я думаю, он будет прогрессировать. Единственное, ему пока сложно тягаться с собственным напарником. И сейчас, возможно, настал момент, когда ему стоило бы определиться с собственными целями. Поумерить свои ожидания, понять чего он хочет и на что пока действительно способен. Думаю, одна из причин ошибок на первых этапах как раз и состоит в том, что у него были немного завышенные требования к себе.

Марко Менсурати, la Reppublica (Италия):

– Виталий может быть очень важен для «Формулы-1». И не только потому, что он русский – сейчас все говорят о том, насколько важна Россия для этого спорта, – а потому что сам он очень хороший гонщик. Думаю, пройдет немного времени и люди просто забудут все эти разговоры о деньгах, и смогут рассмотреть лучше то, что он делает на трассе. Его гонка в Шанхае была великолепна. И по ходу чемпионата он будет прогрессировать – я уверен. У него отличная команда, в которой он может и учиться, и добиваться неплохих результатов. Плюс – хороший напарник, который может многому научить, пусть даже «Формула-1» – это не то место, где любят делиться опытом. Надо внимательно следить за тем, что он делает. Но если Виталий хочет в первый же год догнать Роберта – это очень большая ошибка. Он может просто перегореть. В дебютный год надо просто учиться, и быть может во второй год попытаться уже навязать ему борьбу. Кубица – отличный пилот, но, по моему мнению, далеко не лучший в чемпионате. Было бы хуже дебютировать в одной команде с Алонсо, Феттелем или Хэмилтоном. Роберт – идеальный для Виталия напарник. Он быстр, спокоен и очень умен. Думаю, это один из самых думающих пилотов в паддоке. И именно у него можно учиться.

Хейкки Культа, Turun Sanomat (Финляндия):

– Виталий оказался в непростой ситуации, которая немного напоминает ту, в которой пришлось дебютировать Нельсону Пике. Его напарник очень-очень хорош. Показать свои способности на фоне менее быстрого пилота Виталию было бы проще. Сейчас же, когда Петров пытается соответствовать скорости Кубицы, он допускает ошибки. Это естественно. Но, я думаю, Роберт – практически идеальный пилот, и соревноваться с ним – слишком сложная для дебютанта задача. Тем не менее, пока Виталий производит неплохое впечатление. Шесть очков – это неплохо для старта. Но многое он не добрал из-за ошибок, которые можно было не допускать.

Михаэль Шмидт, Auto Motor und Sport (Германия):

– Петров очень хорош в гонках. И главное, в чем ему нужно прибавить – это квалификации. Видно, что у него огромный потенциал, в гонках он очень близок к Роберту, они проходят круги в одном темпе. Но пока Виталий допускает много ошибок. Тем не менее, это нормальный процесс для новичка. Избежать их поможет только опыт. Думаю, с напарником Петрову повезло. Единственное, сейчас ему надо понять, что он не способен с ним бороться, и не пытаться этого делать. Никому не под силу в первый год одолеть опытного пилота. Посмотрите на Хюлькенберга – он в той же ситуации. Отстает от Баррикелло, допускает ошибки. По-другому невозможно. Надо принять это как данность, и учиться у напарника. Смотреть как он работает, как изменяет настройки, как готовит шины к быстрому кругу. На их месте я бы днем и ночью просиживал с инженерами и просто изучал данные телеметрии – смотрел, что делает парень во второй машине.

Миколай Сокол, Rzeczpospolita (Польша):

– Сейчас перед ним непростая задача, которая осложняется тем, что в «Формулу-1» из GP2 он перешел, не имея ни одного тестового дня за плечами. Это и без того непросто – посмотрите на Хюлькенберга, – а тут еще и полное отсутствие опыта. Так что пока он весьма неплохо справляется. Естественно, ему сложно соревноваться с напарником. За прошедшие три-четыре года Роберт доказал, что является очень быстрым гонщиком. Петрову нужно набраться опыта, но сделать это в отсутствие тестов по ходу чемпионата, очень сложно. Так что я бы не стал требовать от него слишком многого.

- Что вы думаете о его манере общения с журналистами? Виталий, в отличие от многих коллег, не стремится много говорить…

Джонатан Ноубл:

– Я бы не сказал, что это проблема. Таков его характер, и то, что он есть – это хорошо. Виталий немного… не то чтобы стеснительный... Пока мне сложно его охарактеризовать как человека – у него всегда короткие ответы, нам непросто добиться того, чтобы он рассказал, что чувствует. Он не стремится помочь журналистам, и пока многим из них непросто понять какой он человек.

Марк Хьюз:

– У меня не было с ним индивидуальных интервью, я лишь пару раз бывал на его брифингах. Он производит впечатление хорошего парня.

Марко Менсурати:

– Пока не всегда легко понять, что именно он пытается донести до журналистов. Но для дебютанта, мне кажется, естественно, что он немного стесняется. В паддоке пять-шесть сотен журналистов, многие из них говорили с Шумахером, Вильневым, другими крутыми парнями и могут быть агрессивны. Так что мне легко понять, что Виталий пока чувствует себя немного скованно. Но, я думаю, в этом аспекте он тоже будет прогрессировать по ходу сезона.

Хейкки Культа:

– Он из Выборга, это рядом с Финляндией. И я знаю, что он часто проводит выходные в Финляндии. Так что, может быть, мы близки по менталитету. У меня было интервью с ним, когда он только начал тестироваться. В ходе сезона я с ним пока не разговаривал, но планирую. То, как он общается с журналистами – это даже хорошо. Если ты слишком добр и политкорректен, то ты никому не интересен. Я часто общаюсь с финскими гонщиками, и привык к подобным ответам. У многих из них репутация не слишком приятных собеседников. Особенно у Кими. Мика также не любил долго разговаривать. Так что для меня это не проблема.

Михаэль Шмидт:

– Главное, как мне кажется, понять, как к этому относится команда. Потому что руководство все время пытается контролировать своих пилотов. Нам – журналистам – подобный стиль общения только нравится. У меня было три интервью с Виталием, и пока мы не так хорошо знакомы, но я думаю, с ним удастся наладить хороший контакт. Например, к Роберту я могу подойти в любое время, что-то спросить, уточнить. С Виталием пока сложнее, но со временем все должно прийти в норму. Он уж точно говорит больше, чем Кими.

Миколай Сокол:

– Никаких проблем. Он чем-то напоминает мне Роберта. Кубица также говорит не слишком много. Гонщики здесь для того, чтобы гоняться, а не для того, чтобы разговаривать. Да, другие пилоты многословнее. Но, будем откровенны, большей частью они несут полную чушь: «Спасибо команде», потом «это была хорошая гонка» или «плохая гонка, мне не повезло, нам надо работать над машиной». С моей точки зрения, прямых точных ответов – более чем достаточно. Что думают другие журналисты, я не в курсе, но мне кажется так намного лучше. К тому же потом – во время расшифровки – у меня меньше работы.

- Чего вы ждете от него во второй половине сезона?

Джонатан Ноубл:

– Ему надо сохранить ту же здоровую агрессивность, и чуть прибавить в стабильности. Может быть, пара успешных гонок придаст ему уверенности, и он раскроется по-новому. Он достаточно талантлив, чтобы быть пилотом «Формулы-1», и у него есть все для того, чтобы в этом году помочь команде. Но пока надо смириться с ролью второго пилота, и просто стабильно зарабатывать очки, не пытаясь добиться того же, что и Роберт. Для этого ему нужно еще много времени. Я думаю, оно у него есть. Он способен закрепиться в этом чемпионате надолго.

Марк Хьюз:

– В этом году, я думаю, ему, правда, надо немного пересмотреть свои задачи на сезон. Я думаю, он хотел выступать так же как Роберт, – но во всем паддоке считанные единицы гонщиков, которые на это способны. Тем не менее, я за Виталия спокоен – он здраво смотрит на вещи, и должен со всем справиться.

Марко Менсурати:

– Я жду добротного дебютного сезона с сильной концовкой. Жду, что он многому научится – не более того. «Формула-1» – это непростой мир. Все видят, что в такой же ситуации оказался Хюлькенберг. Главное сейчас – дать им время, и не пытаться на них давить. Так они могут просто сломаться. На месте руководителей я бы не стал ожидать от них многого в этом году. Постоянный прогресс, несколько финишей в очках, много работы – такая концовка сезона видится мне идеальной.

Хейкки Культа:

– Больше очков. Роберт доказывает, что «Рено» способна показывать хорошие результаты, и, мне кажется, Виталий по ходу сезона будет все ближе и ближе к напарнику. Думаю, гонка в Венгрии может стать для него очень успешной. Трасса подходит его машине, плюс на трибунах наверняка соберется множество фанатов из России.

Михаэль Шмидт:

– Я жду, что он будет чаще финишировать в очках. Тот недостаток тестов, который был у него зимой, все еще сказывается. Посмотрите на Феттеля, когда он пришел в «Формулу-1» у него за плечами были тысячи километров на тестах, у него уже был громадный опыт, и ему было намного легче. Сейчас же пилоты должны тестироваться в ходе уик-энда. А когда ты учишься – ты делаешь ошибки. Это нормально. Тем не менее, когда ты ошибаешься на тестах – этого никто не видит, тесты не показывают по телевизору. Виталию же учиться приходится на виду у всех. Есть в «Формуле-1» один парень, который понимает в воспитании молодых пилотов чуть больше остальных – это Франц Тост из «Торо Россо». Он говорит: «каждому новому гонщику нужны как минимум два года, чтобы понять, как работать в этом чемпионате». Исключений нет. Даже Феттель – не исключение. Вспомните его ошибки на старте позапрошлого сезона. В прошлом году он тоже потерял немало очков. Лишь сейчас, когда у него полный третий сезон, мы видим насколько сильный он гонщик. Плюс, ему повезло – у него была отличная машина, и он мог бороться за победы. Но даже сейчас… Мы видим, как в последних гонках он просто не может понять, как Марк Уэббер на такой же машине может быть быстрее. Посмотрите на Массу – он не знает, что делать со скоростью Алонсо. И это человек с огромным опытом за плечами. Если уж Себастьян и Фелипе сталкиваются с проблемами, то почему мы должны требовать от Виталия Петрова, который три месяца назад впервые сел за руль этой машины, безошибочного пилотажа? Если бы он сразу поехал так же быстро как Кубица, это было бы просто нечестно! «Формула-1» – это очень сложный спорт. Одни только шины – это наука. Как подготовить их к быстрому кругу, как сохранить их в гонке. И так далее, и так далее. Мы не можем требовать от него невозможного.

Миколай Сокол:

– Я очень надеюсь, что он сможет добиться нескольких хороших результатов. Мы видели, что в первых трех гонках ему иногда не везло. Да, иногда и он совершал ошибки, но часть вины за неудачи на старте есть и на команде. Ему нужно набираться опыта, но он способен регулярно зарабатывать очки.