4 мин.

До Венгрии и после

Конечно, Венгрия не решила всех проблем. В определенной степени было лишь доказано расхожее утверждение, что в «Формуле-1» нет медленных пилотов. По крайней мере, тем, кто в этом доказательстве нуждался. Но, безусловно, все сложилось очень вовремя.

Виталий Петров сейчас – это пилот, который «может быть быстрее сильного напарника», «быстро прогрессирует» и «умеет работать под давлением». Из всех штампов, что применяются в отношении гонщиков «Формулы-1», быть обладателем последнего – особенно ценно. Нужный результат пришел в нужное время. После слов Эрика Булье о необходимости набирать очки и оказывать давление на Роберта Кубицу и перед летним перерывом – все четыре недели до Гран-при Бельгии Петров будет «настолько хорош, насколько хорош он был в последней гонке».

Удивительно даже, насколько карьера Петрова в «Формуле-1» складывается предсказуемо. Не суть важно кто первый сказал, потому как многими было потом повторено, но перед сезоном было такое: ждать от него результатов, по большому счету, надо после десяти гонок.

Десять гонок прошло – в Хоккенхайме была одиннадцатая.

Венгерский результат – это следствие. Вылета в Австралии следствие, аварий на тренировке в Испании и квалификации в Монако, контакта с Алонсо в Турции даже. По крупицам, по отдельности, в частностях он этот уик-энд собирал на протяжении всего сезона. Почти собрал уже в Германии – не хватило одного поворота в субботу, но получилось неделю спустя – в Венгрии.

Старт в любом случае должен был быть низким. Не ввиду даже отсутствия тестов в «Формуле-1» до подписания контракта – не только поэтому. Много причин. За всю карьеру, включая R30, у Петрова было всего четыре большие машины. Ему как никому другому в чемпионате сложно пересаживаться – об этом он говорил Марку Гленденингу в одном из февральских Autosport, вспоминая смену шасси GP2 в 2008 году, это заметно было даже по ходу уик-энда в Валенсии уже этим летом, когда команда серьезно перестроила R30.

Плюс – картинг. Сейчас уже никто – да и он сам – не скажет, что было бы, начни он с картинга. Но именно там люди каждый год, – а кто-то и по несколько раз в год – пересаживается с одной машины на другую.

Из всех пилотов «Формулы-1», GP2 и «Мировой серии» без профессионального картинга, по сути, только два пилота. Виталий Петров и Даниил Мове. Можно добавить к ним в компанию Бруно Сенну. Но у того опыт – хоть небольшой, – но все же был. Из примеров недалекого прошлого – разве что Такума Сато начал карьеру так же поздно как Петров. Отсутствие тестов в «Формуле-1» – это далеко не все, это только вершина айсберга.

И по всему поэтому ему нужно время. Чуть больше времени, чем другим. Ему нужно вкатиться, ему нужно поработать. Что он сейчас и делает. Из всех плюсов, что есть у Петрова, главный – это его способность учиться. Это очень легко проследить по его пути в GP2. Как только освоился, он выстрелил. Вообще очень интересно сравнить первый его полный сезон в серии с тем, что происходит сейчас. Там ведь была не только победа в Валенсии. Там было хорошее выступление в Монако, отличная квалификация в Монце – куда еще предстоит поехать в этом году. И там был Джорджио Пантано. Человек, который как и Кубица сейчас, был гораздо опытнее, но к концу сезона быстрее был уже Петров. Все тому же Гленденингу Виталий говорил, что если бы не новое шасси, он, возможно, уже на следующий год боролся бы за титул.

Сейчас Петров очень силен. Процесс адаптации подходит к концу, и только теперь у нас есть возможность по-настоящему оценить, на что он действительно способен, получить подтверждение того, что он, как говорит Булье, «formula one quality». По крайней мере, тем, кто в этом подтверждении нуждался.

Сейчас все, что про Петрова говорят и пишут, говорят и пишут в основном в связи с отсутствием подтверждения о продлении контракта на следующий сезон. И само собой, венгерский результат в этом отношении был очень полезен.

Теперь предстоят еще две гонки. Те, что практически неизменно соседствуют в календаре. Те, что со штампом «отделяют мальчиков от мужчин». Они очень важны. Не потому, что необходимо утвердиться в роли «мужчины» – это уже давно неправда. Потому просто, что с этими двумя трассами Петров хорошо знаком. Что-то доказывать можно и нужно именно сейчас – потом будет сложнее.

Булье прекрасно понимает, какой у него пилот, и если он действительно хочет дать ему шанс, если ждет, то ждет, скорее всего, именно этих двух гонок. Это вовсе не значит, что Петров должен в Спа и Монце уничтожить Кубицу. Его задача, как собственно и была до этого, показать команде, что он прогрессирует. Что может постоянно бороться за очки. Неслучайность того, что случилось в Венгрии, если хотите. Все, в общем, очень просто…

Наверное, не стоит думать, что от Виталия зависит абсолютно все. Но зависит очень многое. Остаться в этой команде важно в первую очередь для него самого. Есть две гонки – их надо провести очень сильно.

Он должен справиться. Он ведь наш. Раз запряг – поедет.