4 мин.

Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 2. Северо-Запад

На всем протяжении постсоветских чемпионатов в элите были представлены лишь два клуба с Северо-Запада – петербургский СКА и череповецкая Северсталь (Металлург). Однако при этом обе команды входят в достаточно узкий круг коллективов, которые не пропустили ни одного из 19ти сезонов.

В рассматриваемый период дела с посещаемостью у рассматриваемых клубов обстояли достаточно скромно.

Конец 90-х и начало 00-х выдались для СКА весьма тяжелыми во всех отношениях. В сезоне 00/01 на 1ом этапе чемпионата петербургский клуб «достиг» ужасающего результата – всего лишь 2 победы за 34 матча. Соответственно был установлен и антирекорд посещаемости – средний показатель опустился до 1786 человек за матч.

Можно с уверенностью говорить о том, что в конце 90-х годов СКА начисто проиграл внутригородскую конкуренцию футболу, что сказывается до сих пор. В то время, когда футболисты Зенита, вернувшись в элиту, шли к своим первым медалям и были задиристым середняком, СКА регулярно бился за выживание и надолго окопался в подвале турнирной таблицы. При этом армейцы выступали в устаревшем «Юбилейном» (до реконструкции он представлял собой достаточно печальное зрелище) и еще более печальном Дворце СКА на Ждановке с минимальной вместимостью.

Хотя в Петербурге и была построена к чемпионату мира современная арена (Ледовый Дворец), путь СКА на нее был достаточно долгим и сложным. Арена была открыта в 2000 году, а СКА начал проводить часть матчей на ней лишь в сезоне 02/03. Это сразу привело к почти двукратному скачку посещаемости. В течение последующих лет число матчей, проводимых в Ледовом постепенно росло, на протяжении пятилетки показатели держались в районе 3-4 тысяч человек за матч (команда продолжала находиться в подвале турнира).

Достаточно показательно то, что текущий сезон (10/11) станет первым, когда СКА провел все домашние матчи (за исключением «домашнего выезда» в Давос) в Ледовом. При этом еще в сезоне 05/06 СКА проводил отдельные матчи на Ждановке.

Взлет посещаемости начался в последнем сезоне Суперлиги, когда петербургский клуб начал достигать определенных результатов и на что-то претендовать. Также заметно возросло количество рекламы, появилась работа с болельщиками. Сезон 09/10 стал самым посещаемым в истории клуба (все матчи прошли в ЛД, за исключением матча в Вильнюсе и игры с Автомобилистом)

Посещаемость Северстали, в отличие от питерских армейцев, на протяжении всех 13 сезонов находилась на одном и том же стабильном уровне, независимо от того, где и как играл череповецкий клуб. Впрочем и результаты «желто-черных» не опускались ниже определенной границы.

Металлурги стабильно собирали и собирают 3-3,5 тысячи человек.

Северсталь – один из нескольких примеров в отечественном хоккее, когда строительство новой современной ледовой арены не принесло особых вистов клубу по части посещаемости матчей. Новый Ледовый дворец (название столь же «оригинальное», как и в Петербурге) открыл свои двери для зрителей в ноябре 2006 года.

Впрочем, открытие нового ЛД практически совпало с общим снижением результатов клуба и борьбой руководства «желто-черных» с телетрансляциями. 2 сезона подряд Северсталь не попадала в ПО, что явно не могло привлечь зрителя.

Теперь немножко о суммарной посещаемости за матч для клубов СЗ-региона.

За счет рывка СКА в последние годы вверх рванул и общий показатель «северного братства».

Отношение посещаемости клубов региона на протяжении 13 сезонов проиллюстрируем графиком

В общей посещаемости чемпионатов доля северо-западных клубов не столь велика, однако достаточно стабильна.

Максимума в процентном отношении регион достиг в «локаутный» сезон. Тогда каждый 8й зритель чемпионата посещал домашние игры коллективов Северо-Запада; сейчас же показатель куда скромнее – лишь 8,5 процентов.

По итогам хочется отметить, что обоим клубам есть куда расти. До регулярного заполнения арены и Череповцу, и Петербургу очень далеко. В этом сезоне обе команды стартовали на родных аренах просто провально, но уже сейчас ситуация заметно улучшилась. Клубы не только поднялись в таблице, но и улучшили свои выступления дома.

Остается пожелать руководству армейцев, дабы оно прекратило позиционировать клуб как вторичный по отношению к футбольному конкуренту и больше работало для «своего» зрителя, стремилось не только за массовостью, но и за качеством посещаемости. За счет забредших в Ледовый болельщиков Зенита не достичь стабильного заполнения трибун (не говоря уже о качественной поддержке команды), необходимо наращивать массу именно «армейского» зрителя, который будет готов поддержать клуб и в более тяжелые времена и не променяет посещение хоккея на сомнительную перспективу просмотра «снежного футбола» с незначительным соперником.

Рукодству же «желто-черных» необходимо более активно продвигать хоккей в регионе и работать со зрителями, не говоря уж о прекращении поползновений в сторону ликвидации прямых трансляций на местном телевидении.