6 мин.

Первая ракетка и ее бой с тенью

Стремительно надвигающийся Открытый чемпионат Австралии заставляет экспертов усиленно раздумывать по поводу возможных фаворитов. Особенно закрученной выглядит интрига в женском туре, поскольку ясно там одно – ничего не ясно. Но наибольшее внимание, безусловно, приковано к двум первым номерам посева – Каролин Возняцки и Вере Звонаревой. Рассуждение Питера Бодо (Tennis.com) на тему «кто кого» – в блоге «С миру по Нитке».

«Вопрос: Каковы шансы на то, что первая ракетка мира Каролин Возняцки победой на Australian Open закроет рот скептикам?

Ответ: Еще несколько дней назад перспективы Возняцки выглядели вполне радужными, даже несмотря на проклятие, нависающее над игроками, ставшими первыми ракетками мира до победы на ТБШ. Вы только подумайте: Марсело Риос – до сих пор единственный игрок АТР, обладающий таким «достижением». Он так никогда и не выиграл «Шлем». Его лучшим результатом был финал Australian Open, где он проиграл Петеру Корде, которого позже поймали на допинге и дисквалифицировали. (Тут Питер забыл про Лендла, который побыл первой ракеткой без ТБШ, но потом выиграл 8).

Елена Янкович была первой ракеткой мира по итогам сезона-2008, и естественный вектор развития ее карьеры, а также мастерство на харде позволяли предполагать, что она добавит эту последнюю деталь в чемпионскую мозаику, победив в Мельбурне. Этого не произошло. На Australian Open она выглядела парализованным от страха кроликом и поразительно безвольно уступила Марион Бартоли в четвертом круге. Янкович сказала, что допустила стратегическую ошибку – она слишком много работала в межсезонье и так раскачалась, что потеряла свою скорость и подвижность. Но, оглядываясь назад, понимаешь, что ей еще не хватало решительности и уверенности, а это кроется скорее не в мышцах, а в двух органах – один расположен на плечах, второй внутри грудной клетки.

К апрелю того года корона первой ракетки досталась другой девушке, не выигрывавшей ТБШ – Динаре Сафиной. В отличие от Янкович, Сафина отметила свой новый статус великолепными результатами. К сожалению, ей не удалось показать их на тех турнирах, где ей было, что доказывать – на турнирах «Большого шлема». В финале «Ролан Гаррос» она была обыграна Светланой Кузнецовой, в полуфинале «Уимблдона» смогла взять только один гейм у Винус Уильямс и очень обидно проиграла трехсетовый матч третьего круга US Open Петре Квитовой, класс которой ниже класса Сафиной. А к концу сезона россиянка и вовсе покинула тур из-за серьезных проблем со спиной.

Теперь пришел черед Возняцки. Вопрос о том, как она справится с ситуацией, стал главным в WTA за неделю до начала первого турнира «Большого шлема» сезона. И до, и после того, как датчанка осенью возглавила рейтинг, она все говорила и продолжает говорить правильно. Она много и упорно работала для достижения этого успеха и с достоинством вступила в новое звание. Мельбурнский хард и сопутствующее ему сильное вращение мяча очень подходят игре Возняцки – как и любая широкоплечая девушка с мощными ногами ростом 177 сантиметров и весом 58 килограммов (осмелюсь предположить, что, как и большинство игроков WTА, она слегка привирает насчет веса) датчанка играет в теннис, основанный на физике. И пусть, несмотря на габариты, Возняцки, если проводить аналогию с боксом, не обладает сильным нокаутирующим ударом, она может вымотать и постепенно сломить сопротивление соперника непрерывными атаками в корпус.

Однако, чтобы с такой игрой добиваться успеха, нужно некоторое соучастие соперниц – желание стоять и обмениваться ударами. Так что ключ к игре Возняцки скорее найдут те, кто не будет вступать с ней в перестрелку. Проворные мастерицы замысловатых уколов или сторонницы плоских разящих ударов обычно доставляют ей серьезные проблемы.

Почти ровно год назад Ли На задушила Возняцки в двух подряд матчах – в Сиднее и Мельбурне. На «Ролан Гаррос» датчанка пала жертвой Франчески Скьявоне, которая две недели размахивая волшебной палочкой, очень похожей на ракетку, выиграла титул. На «Уимблдоне» Возняцки взяла всего два гейма у постоянно и с удовольствием атакующей обладательницы мощной подачи Петры Квитовой. А в полуфинале US Open датчанку обыграла «девушка, в которую никто не верит» – Вера Звонарева.

Возняцки несомненно прибавила после поражения на «Уимблдоне». Ее проигрыш на US Open был немного сглажен впечатляющими победами в Монреале и Нью-Хейвене до и в Пекине и Токио после. На итоговом турнире WTA она тоже хорошо сыграла, дойдя до финала, где проиграла Ким Клийстерс в трех сетах.

И все же Клийстерс близка к тому типу игроков, против которых Возняцки играет наиболее эффективно, за исключением тех случаев, когда бельгийка проявляет желание идти вперед и бить по восходящему. Сравнение со Звонаревой лучше оттеняет слабости Возняцки в техническом и стратегическом плане еще и потому, что россиянка на самом деле является тенью первой ракетки мира. Звонарева находится сразу за Возняцки в рейтинге, она дважды играла в финалах турниров «Большого шлема» и является, наверное, самым опасным соперником датчанки на пути к титулу Australian Open.

Звонареву легко недооценивать. В глазах общественности она прошла путь от «игрока, не раскрывшего полностью свой потенциал» до «истерички», потом стала просто «эмоционально неуравновешенным человеком», и наконец удостоилась звания «невезучей» – в 2010 она трижды играла в финалах ТБШ (в паре и одиночке на «Уимблдоне» и в одиночке на US Open) и ни разу не выиграла. Она заняла вторую строчку рейтинга всего лишь с одним титулом за сезон, выигранным в Паттайе. Довольно скромное достижение, учитывая то, как отлично она провела год.

Конечно, легко «восхищаться» гениальной способностью Звонаревой к самосаботажу (или тем, как гениально этим пользуются соперницы в важных матчах против россиянки), но на самом деле по-настоящему впечатляет тот факт, что она заняла второе место в рейтинге и показала такие эмоциональную устойчивость, самодисциплину и решимость, каких мы не видали прежде. А что если эта разносторонне талантливая девушка сможет сделать последний и самый важный маленький шаг к званию победительницы турнира «Большого шлема»? Во всяком случае, у Звонаревой точно имеется огромный теннисный арсенал, или, по крайней мере, умение пользоваться тем, что есть. Она может эффективно подрезать, по случаю атаковать, хорошо обороняться и здорово выступать на подаче.

Официальная статистика личных встреч, правда, готова поспорить с тем, что Вера не уступает Возняцки – датчанка ведет 4:3. Да и по счету матчи получались настолько разными, что по ним трудно судить о чем-то. Но вы видели, как жестоко Звонарева обошлась с Возняцки на выставочном турнира в Гонконге, за 58 минут отдав ей всего гейм.

Возняцки на словах не придала особого значения этому результату (в конце концов, это всего лишь «выставка»), правда, сделала это без раздражения или высокомерия. «Вера сыграла очень хорошо. Я совершенно точно не показала игры своего уровня. У меня проходили хорошие удары, но были и ужасные, были проблемы с выбором нужных ударов. Мне нужно извлечь из этого матча урок. Для меня это была тренировка, из которой просто надо извлечь урок. До Australian Open еще несколько дней. Мне нужно продолжать работать, и тогда, надеюсь, я смогу набрать форму».

Хмммм… то, что для одного игрока просто выставка, может стать поворотной точкой в карьере другого. Как бы там ни было, Звонарева, кажется, не рассматривала турнир в Гонконге как возможность просто немного повеселиться. Они обе будут помнить этот матч, по крайней мере, до конца этого месяца. Вот, что сказала Звонарева: «Я доминировала и не позволила Возняцки поймать свой ритм».

Если разговор ведется о выборе ударов, выбивании соперника из ритма, извлечении уроков из поражения… значит, за всем этим кроется серьезная доля тактических и стратегических ухищрений. И я скажу, что прибавив победу над Возняцки к победе над Винус Уильямс, Звонарева сделала серьезную заявку. Добавьте к этому разгромному поражению Возняцки ее прежние нестабильные результаты на ТБШ и давление, которое она будет испытывать в Мельбурне, и становится, что забот там у нее будет по горло.

В Австралии Звонарева проигрывала очень сильным теннисисткам, например, Линдсей Дэвенпорт, Мартине Хингис, Марии Шараповой, Динаре Сафиной и (в прошлом году) Виктории Азаренко. Она знает эти корты и должна хорошо себя на них чувствовать. Я всегда скептически относился к ней – она давала широкий простор для насмешек своими истериками и сценами в стиле «горе мне, горе». Но если Возняцки и Звонаревой судьбой предначертано встретиться в финале Australian Open, как это предполагает посев, я крепко призадумаюсь, прежде чем что-то прогнозировать. На месте Возняцки я бы опасался Звонаревой больше остальных игроков в основной сетке».