12 мин.

«Милан» Карло Анчелотти первой декады 21 века: гегемоны футбола, игравшие по схеме «ромб»

2022 год. 28.05.2022 года состоялся финал Лиги чемпионов  «Реал Мадрид – Ливерпуль». Он закончился так, как я и ожидал, титул выиграл «Королевский клуб».

Почему я был уверен в победе Реала? Все просто. Их тренировал один из величайших тренеров в истории футбола. Если разделить футбол на атомы, то будет следующая характеристика этого вида спорта:

1. К-реативность

2. А-ктивность

3. Р-езультативность

4. Л-овкость

5. О-бучаемость

6. А-ккуратность

7. Н-адежность

8. Ч-еловеколюбие

9. Е-динодушие

10.Л-юбовь

11.О-бъективность

12.Т-рудолюбие

13.Т-щеславие

14.И-скренность

Да, это далеко не полный список, но для того, чтобы понять,  кого я имел ввиду в первом предложении, достаточно просто просмотреть сверху вниз первые буквы этих 14 качеств.

Да, все верно – речь идет о Карло Анчелотти, который помог «Мадридскому Реалу» выиграть 14 кубок Лиги чемпионов и одновременно стать рекордсмену данному человеку по победам в главном клубном турнире «Старого света».

В настоящий момент Карло Анчелотти установил мировой рекорд, являясь четырехкратным победителем Лиги Чемпионов как тренер (дважды в «Милане» и дважды в «Мадридском Реале»), выиграв данный турнир в трех разных десятилетиях: 2000-е, 2010-е, 2020-е.

Естественно, все сейчас говорят об успехах Карло Анчелотти в «Реал Мадрид», но все же основу его тренерского мастерства, заложила работа  в легендарную эпоху 2000-х в «Милане», который трижды за четыре года трижды выходил в финал главного турнира «Старого света».

Чем же славится Карло Анчелотти? Своей легендарной карьерой,  а также тем фактом, что является идеальным исполнителем некогда популярной футбольной схемы 4-3-1-2  в великом «Милане» с «фантазистой» под нападающими.

Указанная схема перевернула представление о футбольной формации,  и ввела на тот момент новый тренд ставить первоклассного плеймейкера под нападающими.

 Посовещавшись, мы решили построить с Иваном рассказ таким образом, что сначала мы расскажем постулаты данной футбольной схемы,    а потом о команде, ее использовавшей.

Сразу оговорюсь, данную формацию «Милан» использовал в 2003  и 2005 года. Скажу честно, с 2005 году команда Карло Анчелотти была более сильная, но мы расскажем о команде образца 2003 года, поскольку при более блеклом футболе, клуб взял трофей и это было первое появление Анчелотти  с данной схемой на мировой арене, что дает мысли на «законное» упоминание именно первого года его величия и первой победы в Лиге Чемпионов.

СХЕМА 4-3-1-2

Рассчитана в первую очередь на надежность собственных тылов. Четыре защитника и 3 опорных полузащитника создают мощную защитную стену, которую достаточно непросто пробить. На атаку работает три игрока: плеймейкер и два нападающих.

От плеймейкера зависит атакующий потенциал команды, так как он связывает защиту и нападение: защитные линии ищут мячом плеймейкера в первую очередь, если тот перекрыт, следуют попытки прорваться через фланг или дальние забросы на форвардов. Для использования такой расстановки нужно наличие очень классного «креативщика», который здорово владеет мячом на скорости, хорош в дрибблинге, снабжает форвардов острыми голевыми передачами.

Чтобы понять специфику данной схемы, необходимо обратиться к самому Карло Анчелотти, который в далекие 2000-е годы, дал подробное интервью касательно данной футбольной формации.

Так, Карло Анчелотти, еще будучи еще тренером Ювентуса,  дал интересное интервью, в котором поделился некоторыми своими мыслями о схеме 4-3-1-2, которая в футбольной общественности известна  под названием «ромб». Именно с этой схемой добывал свои выдающиеся победы Анчелотти, работая на посту главного тренера Милана.

Вопрос: Что вы можете сказать о схеме 4-3-1-2?

Ответ: Эту схему мы начали применять еще в Ювентусе. Нужно сразу отметить, что любая схема должна подбираться так, чтобы имеющиеся  у вас в наличии игроки могли наилучшим образом реализовать свои сильнейшие игровые качества.

Вопрос: Почему вы используете эту схему?

Ответ: Прежде всего, потому, что на флангах вы можете играть более динамично. Раньше наша игра была более статичной, и наши атаки имели большую тенденцию строиться через центр. Схема 4-3-1-2 позволила сделать нашу игру менее предсказуемой на флангах, что позволило строить наши атаки более разнообразно, чередуя их проведение через центральную зону и через фланги. Еще раз повторюсь, одно из главных достоинств данной схемы заключается в более динамичной игре на флангах.

Вопрос: Какие могут возникнуть проблемы при использовании данной формации?

Ответ: Иногда могут возникнуть проблемы при закрытии флангов и при перестроении в оборону с пятью игроками в линии защиты.

Вопрос: То есть могут возникнуть трудности при переключении игры фазы атаки в фазу обороны?

Ответ: Конечно. Но, например, если наш правый защитник не имеет в своей зоне игрока для опеки, то он может выдвинуться выше в линию полузащиты. В целом же применяется зонный метод обороны: если фланговый полузащитник противника находится ближе к центральной оси поля, то он контролируется нашим полузащитником. Если же он смещается ближе   к нашим воротам, то он попадает в зону ответственности нашего защитника.

Вопрос: Даете ли вы задание игроку, играющему на позиции  под нападающими, при обороне своих ворот опускаться в зону действия остальных трех полузащитников?

Ответ: Нет. Это приведет к тому, что наш плеймейкер будет вынужден преодолевать более длинные расстояния при переходе из обороны в атаку, когда наша команда перехватит мяч. Но это не значит, что он не должен принимать участия в оборонительной фазе игры, когда мы не владеем мячом. Он всегда должен активно играть в обороне.

Вопрос: Каким образом?

Ответ: Он должен постоянно оказывать прессинг на оборону противника. Если соперник играет с тремя защитниками, то наш атакующий полузащитник должен атаковать центрального защитника, в то время как наши два форварда должны начать прессинговать остальных двух защитников,  тем самым мешая строить сопернику атаку еще на начальной фазе.

Вопрос: Каким образом при использовании данной формации  вы строите для своей команды игру в атаке?

Ответ: Фланги должны покрываться с помощью двух крайних защитников, которые должны обладать хорошими атакующими навыками. Эти требование относится также к крайним полузащитникам, которые должны уметь хорошо двигаться на поле, выполняя различные маневры.

Когда мяч находиться на нашей половине поля, то «директор» (в Милане эту роль исполнял Пирло) – игрок, занимающий позицию перед линией обороны, должен стараться найти возможность перевести мяч на чужую половину поля на нашего атакующего полузащитника, который в свою очередь должен всегда искать возможность получить передачу с нашей половины поля.

 Наши защитники должны постоянно оказывать поддержку нашему «директору» при построении атаки в своей начальной фазе. Наш разыгрывающий игрок всегда должен иметь возможность отпасовать на одного из защитников, если он не найдет возможности перевести мяч на чужую половину поля или же на него будет оказываться активный прессинг со стороны соперника.

В отличие от двух крайних защитников, наш разыгрывающий игрок не должен активно идти вперед. Главная его обязанность перевести мяч в зоны действия нашего атакующего полузащитника и форвардов.

Вопрос: Каких критериев вы придерживаетесь при подборе игроков для атаки?

Ответ: Прежде всего, игрок должен обладать высоким индивидуальным мастерством и хорошо играть в ситуациях 1 в 1. Также очень важную роль имеет тактическая выучка игрока. Он должен хорошо выполнять обостряющие, проникающие передачи, хорошо действовать при атаках между линией полузащиты и защиты соперника. Также я, как и многие другие тренеры, предпочитаю иметь в составе одного быстрого форварда и одного нападающего, способного хорошо вести силовую борьбу.

Вопрос: Если ваш соперник имеет в наличии ярко выраженного плеймейкера, как вы будете ему противостоять?

Ответ: Все будет зависеть от того, сколько игроков в обороне у нас будут оставаться при проведении наших атак. Если мы будем играть более осторожно с четырьмя игроками в обороне, то один из них должен будет контролировать атакующего полузащитника соперника, в зависимости от зоны, в которой он будет находиться. Если же мы в обороне оставляем трех игроков, то в этом случае наше трио защитников будет противостоять двум форвардам и атакующему полузащитнику соперника, то есть  они должны будут играть в ситуациях 1 в 1.

Вопрос: Как вы строите тренировочный процесс при отработке оборонительных и атакующих действий?

Ответ: При построении игры в обороне мы стараемся моделировать ситуации, максимально приближенные к игровым. Что касается атаки,  то я всегда стремлюсь к тому, чтобы игроки пытались создавать ситуации численного большинства над противником и в этих условиях уже проявляли свои индивидуальные качества.

Тренер должен четко объяснить игрокам, какие виды маневров он хочет видеть при построении атаки. Насколько они будут хорошо выполнены уже будет зависеть от таланта того или иного исполнителя.   Игроки должны стремиться проявлять свои индивидуальные навыки,  но делать это нужно лишь в определенных ситуациях, когда того требует позиция на поле. Вот почему тренер должен дать определенное руководство, как стоит действовать в той или иной ситуации.

Я стараюсь не перегружать команду позиционными занятиями. На каждой тренировке мы стараемся хорошо отработать одну позицию, которая включает в себя одновременно оборонительную и атакующую фазу игры.

Вопрос: Как вы считаете, полезно ли менять схему по ходу игры?

Ответ: Только в том случае если команда хорошо обучена различным схемам игры. Конечно, если вы используете схему 4-3-1-2, то у вас не должно возникнуть проблем при перестроении в схему 4-4-2. В противном случае,  я стараюсь избегать подобной импровизации.

Вопрос: Каким вы видите будущие футбола?

Ответ: Остается все меньше пространства для творчества. В обороне все команды очень хорошо организованы. В Италии мы больше стремимся к тому, чтобы разрушать, чем созидать на поле. Дело в том, что тренеры испытывают слишком большое давление, вследствие чего они должны строить свою игру так, чтобы свести риск к минимуму. Качество тренеров очень высокое, но они не всегда имеют возможность работать с командой долго. Изменение этой ситуации может стать революцией в футболе.

Добавить нечего. Эталонный эксперт. Схема, влюбившая  нас в великий «Милан».

«МИЛАН» СЕЗОНА 2002-2003 годов

 В Лиге чемпионов того сезона «Милан» установил уникальное достижение. В плэй-офф команда выиграла только один матч, но умудрилась при этом взять трофей.

Первый групповой этап

Это был последний розыгрыш Лиги чемпионов, когда игралось два групповых раунда. «Милан» угодил в «группу смерти» к «Баварии», сильному в те годы «Депортиво» и крепкому «Лансу».

Однако «россонери» одержали четыре победы кряду и досрочно заняли первое место в группе. В этих матчах особо проявил себя Филиппо Индзаги, забивавший в каждом из них. Всего на его счету оказалось 8 из 10-ти командных голов.

Потеряв интерес к турнирной борьбе, Карло Анчелотти дал поиграть резервистам, и миланцы проиграли два последних матча.

Второй групповой этап

Второй групповой раунд «Милан» выиграл как под копирку:  4 стартовых победы, досрочное первое место в группе и 2 поражения на финише. Причем в этот раз подопечные Анчелотти, словно издеваясь  над соперниками, все четыре победы одержали со счетом 1:0.

Правда, помимо Индзаги, забивали Андрей Шевченко, Йон Даль-Томассон и Ривалдо.

Четвертьфинал

«Аякс» — «Милан» 0:0 и 2:3

В четвертьфинале «Милану» противостоял «Аякс» с молодыми Рафаэлем Ван дер Ваартом, Уэсли Снейдером, Златаном Ибрагимовичем, ветераном Яри Литманеном. Матч в Амстердаме завершился нулевой ничьей. А вот в ответном поединке команды выдали настоящий триллер.

Дважды «россонери» выходили вперед, дважды «Аякс» отыгрывался,  а развязка наступила на первой добавленной минуте. Массимо Амброзини после длинного паса сделал скидку на Индзаги, который перебросил мяч через голкипера. Для верности его добил в сетку Даль-Томассон, фактически укравший гол у Пиппо. Но футболистам «Милана» было не до личных достижений.

Полуфинал

«Милан» — «Интер» 0:0 и 1:1

Особенностью этого противостояния явилось то, что оба поединка проходили на одном стадионе, а поскольку его исход решил забитый на «чужом» поле гол, можно констатировать, что «Милану» повезло со жребием. В первом матче команды провели два разных тайма, в первом лучше был «Интер», во втором – «Милан», но забить в итоге не смог никто.

Счёт в противостояния открыл Андрей Шевченко на исходе  45-й минуты ответного поединка. Весь второй тайм «нерадзурри» провели в атаках, но забить смогли только раз. Сделал это нигериец Обафеми Мартинс на 84-й минуте.

Финал

«Милан» — «Ювентус» 0:0, по пенальти 3:2

Финал получился типично итальянским не только по вывеске,  но и по содержанию игры. Зрители увидели много тактической борьбы, классные индивидуальные действия игроков, тренерское противостояние.

А вот моментов было немного. Джанлуиджи Буффон сотворил суперсейв после удара Индзаги в падении головой. У «Ювентуса» наиболее близок к голу был Антонио Конте, угодивший в перекладину, у «Милана» Филиппо Индзаги, промахнувшийся по пустым воротам.

А главными героями серии пенальти стали вратари. Буффон отразил два удара, а его визави бразилец Дида три. И поэтому Кубок чемпионов уехал в Милан.

Вот таким вот типично итальянским был поход Карло Анчелотти за первое его победой в Лиге Чемпионов.

Послесловие:

1. «Самое главное результат – это не философия – это факт» – великая цитата Фабио Капелло, которая как никакая иначе подходит к игре «Милана» образца 2003 года.

3. Футбол Карло Анчелотти жил, жив и будет жить.