4 мин.

Первый русский в Формуле-1

Подходит к концу сезон Формулы-1. На страницах газет и в интернете не ослабевают дискуссии по поводу дальнейших перспектив первого россиянина в Формуле-1 Виталия Петрова. Как бы ни сложилась дальше судьба Виталия, в историю он уже вошёл, поэтому есть смысл относиться к нему с уважением.

Тем не менее, в мире больших скоростей уже был первый русский. Более того, это было даже в Формуле-1. Только не в наиболее привычной нам автомобильной – а в водномоторной. Этого человека звали Виктор Кунич.

Когда я работал в «Спорт-Экспрессе», мы в интернет-отделе узнали об успехах Кунича достаточно случайно: кто-то где-то наткнулся на информацию о его достижениях. После этого все мы дружно начали заочно поддерживать Виктора и проявлять патриотизм, публикуя довольно подробные заметки о каждой гонке, в которой участвовал россиянин. Увы, долго это не продлилось.

Но обо всём по порядку.

Водно-моторная Формула-1 (Formula One UIM) — один из наиболее популярных классов гоночных судов. Примерные характеристики участвующих катамаранов таковы: вес не менее 390 кг, длина – 6м, ширина – 2,5 м, объем двигателей – 2500-3000 кубических сантиметров, мощность до 350 лошадиных сил. Скорости тоже немаленькие – больше 200 километров в час на прямых. История подобного класса судов ведётся с 1962 году, когда Д. Шульц и А. Молинари построили первые катамараны этого класса, а официальный чемпионат начал проводиться с 1981 года. Относительно недавно класс сменил название на F1H2O.

Гран-При чемпионата неоднократно проходили и в России. Дважды в Москве, а еще девять раз – в Санкт-Петербурге, когда пилоты рассекали серые воды Невы прямо напротив Петропавловской крепости.

Впрочем, по сугубо личным ощущениям, сейчас популярность этих гонок в России заметно упала по сравнению с временами, когда гонялся Кунич. Тогда событий подобного рода в стране вообще было меньше, и гонки показывали по центральным телеканалам, на трибуны набивалось огромное количество зрителей и об этом много писали. Сейчас, кажется, ажиотаж существенно упал.

Как вы уже могли догадаться, были в водномоторной Формуле-1 и российские гонщики. В первую очередь нужно отметить Виктора Кунича и Станислава Курценовского, представлявшие поначалу латвийскую команду Vivid Racing Team. По идее, и Кунич, и Курценовский оба достойны большого уважения, но так сложилось, что Виктору Куничу удалось больше. Но зато Курценовский еще с нами, а Кунич – уже нет.

В семье Куничей было три брата. Младшие – близнецы Виктор и Всеволод – начали свою карьеру в спорте в клубе «Родина» города Химки в 1980 году. Через пару лет двое парней уже появились в сборной Москвы. А еще через несколько лет они уже начали выигрывать чемпионаты и кубки СССР, потом – гоняться в международных классах. Всеволод имел неплохие шансы выиграть чемпионат мира-1990, но тогда завоевать титул не удалось.

А вскоре Всеволод погиб в автомобильной аварии. Близнец – Виктор – сел в его лодку и завоевал несколько подиумов на чемпионатах мира и Европы в Формуле 500 и классе О-700. Он шёл всё выше и вскоре добрался до самого быстрого класса – «Формулы-1», где начал выступать за Vivid Team.

На его счету за три сезона в Формуле-1 несколько отличных результатов – третье место в Риге, второе – в Вене и – наконец – историческая для российского водномоторного спорта победа на «Гран-При Средиземноморья» в Кальяри 5 июля 2001 года. Вот та архивная новость.

Казалось, еще один-два года – и Виктор станет одним из безусловных фаворитов чемпионата мира. Увы, судьба распорядилась иначе.

На старте «Гран-При Абу-Даби» произошла страшная авария с участием сразу нескольких гонщиков. Четыре лодки были разрушены, трое пилотов получили травмы. Авад Аль-Кубаиси вечером уже вышел из больницы, Франко Леиди с травмой глаз улетел домой. Виктор Кунич еще девять дней продолжал борьбу в своей самой главной гонке за жизнь, но победить не смог...

Про непосредственную причину смерти ходили разные версии – скажем, на одном из англоязычных спортивных сайтов решающим фактором названа ошибка врачей, которые не откачали вовремя воду из лёгких Кунича. Впрочем, что уж теперь – гонщика уже не вернуть.

Мы в «Спорт-Экспрессе» очень грустили. Когда мы начали публиковать первые заметки об успехах Кунича, опытные люди нам рассказали, что, оказывается, Виктор Кунич несколько лет трудился в «СЭ» водителем. Никто из нас непосредственно не был с ним знаком, но мы ждали, что когда-нибудь Виктор придёт к нам в гости, и мы сможем пообщаться с ним лично…

Я не призываю преувеличивать заслуги Виктора Кунича. Он был талантливым гонщиком, но не стал великим. Да и водная «Формула-1» – всё-таки достаточно специфический спорт. Тем не менее он был первым, и он достоин того, чтобы мы с вами его не забывали. К тому же, он выиграл гонку. В автомобильной «Формуле-1» мы от этого ещё далеко. В память о Викторе Куниче его коллеги-гонщики учредили Кубок для пилотов, впервые выигравших этап чемпионата мира.

Был такой парень.