Первый русский в Формуле-1
Подходит к концу сезон Формулы-1. На страницах газет и в интернете не ослабевают дискуссии по поводу дальнейших перспектив первого россиянина в Формуле-1 Виталия Петрова. Как бы ни сложилась дальше судьба Виталия, в историю он уже вошёл, поэтому есть смысл относиться к нему с уважением.
Тем не менее, в мире больших скоростей уже был первый русский. Более того, это было даже в Формуле-1. Только не в наиболее привычной нам автомобильной а в водномоторной. Этого человека звали Виктор Кунич.
Когда я работал в «Спорт-Экспрессе», мы в интернет-отделе узнали об успехах Кунича достаточно случайно: кто-то где-то наткнулся на информацию о его достижениях. После этого все мы дружно начали заочно поддерживать Виктора и проявлять патриотизм, публикуя довольно подробные заметки о каждой гонке, в которой участвовал россиянин. Увы, долго это не продлилось.
Но обо всём по порядку.
Водно-моторная Формула-1 (Formula One UIM) один из наиболее популярных классов гоночных судов. Примерные характеристики участвующих катамаранов таковы: вес не менее 390 кг, длина 6м, ширина 2,5 м, объем двигателей 2500-3000 кубических сантиметров, мощность до 350 лошадиных сил. Скорости тоже немаленькие больше 200 километров в час на прямых. История подобного класса судов ведётся с 1962 году, когда Д. Шульц и А. Молинари построили первые катамараны этого класса, а официальный чемпионат начал проводиться с 1981 года. Относительно недавно класс сменил название на F1H2O.
Гран-При чемпионата неоднократно проходили и в России. Дважды в Москве, а еще девять раз в Санкт-Петербурге, когда пилоты рассекали серые воды Невы прямо напротив Петропавловской крепости.
Впрочем, по сугубо личным ощущениям, сейчас популярность этих гонок в России заметно упала по сравнению с временами, когда гонялся Кунич. Тогда событий подобного рода в стране вообще было меньше, и гонки показывали по центральным телеканалам, на трибуны набивалось огромное количество зрителей и об этом много писали. Сейчас, кажется, ажиотаж существенно упал.
Как вы уже могли догадаться, были в водномоторной Формуле-1 и российские гонщики. В первую очередь нужно отметить Виктора Кунича и Станислава Курценовского, представлявшие поначалу латвийскую команду Vivid Racing Team. По идее, и Кунич, и Курценовский оба достойны большого уважения, но так сложилось, что Виктору Куничу удалось больше. Но зато Курценовский еще с нами, а Кунич уже нет.
В семье Куничей было три брата. Младшие близнецы Виктор и Всеволод начали свою карьеру в спорте в клубе «Родина» города Химки в 1980 году. Через пару лет двое парней уже появились в сборной Москвы. А еще через несколько лет они уже начали выигрывать чемпионаты и кубки СССР, потом гоняться в международных классах. Всеволод имел неплохие шансы выиграть чемпионат мира-1990, но тогда завоевать титул не удалось.
А вскоре Всеволод погиб в автомобильной аварии. Близнец Виктор сел в его лодку и завоевал несколько подиумов на чемпионатах мира и Европы в Формуле 500 и классе О-700. Он шёл всё выше и вскоре добрался до самого быстрого класса «Формулы-1», где начал выступать за Vivid Team.
На его счету за три сезона в Формуле-1 несколько отличных результатов третье место в Риге, второе в Вене и наконец историческая для российского водномоторного спорта победа на «Гран-При Средиземноморья» в Кальяри 5 июля 2001 года. Вот та архивная новость.
Казалось, еще один-два года и Виктор станет одним из безусловных фаворитов чемпионата мира. Увы, судьба распорядилась иначе.
На старте «Гран-При Абу-Даби» произошла страшная авария с участием сразу нескольких гонщиков. Четыре лодки были разрушены, трое пилотов получили травмы. Авад Аль-Кубаиси вечером уже вышел из больницы, Франко Леиди с травмой глаз улетел домой. Виктор Кунич еще девять дней продолжал борьбу в своей самой главной гонке за жизнь, но победить не смог...
Про непосредственную причину смерти ходили разные версии скажем, на одном из англоязычных спортивных сайтов решающим фактором названа ошибка врачей, которые не откачали вовремя воду из лёгких Кунича. Впрочем, что уж теперь гонщика уже не вернуть.
Мы в «Спорт-Экспрессе» очень грустили. Когда мы начали публиковать первые заметки об успехах Кунича, опытные люди нам рассказали, что, оказывается, Виктор Кунич несколько лет трудился в «СЭ» водителем. Никто из нас непосредственно не был с ним знаком, но мы ждали, что когда-нибудь Виктор придёт к нам в гости, и мы сможем пообщаться с ним лично
Я не призываю преувеличивать заслуги Виктора Кунича. Он был талантливым гонщиком, но не стал великим. Да и водная «Формула-1» всё-таки достаточно специфический спорт. Тем не менее он был первым, и он достоин того, чтобы мы с вами его не забывали. К тому же, он выиграл гонку. В автомобильной «Формуле-1» мы от этого ещё далеко. В память о Викторе Куниче его коллеги-гонщики учредили Кубок для пилотов, впервые выигравших этап чемпионата мира.
Был такой парень.
Хорошо, что спортсмена помнят.
Спасибо, Дмитрий, за статью! Я рада, что все еще помнят..