5 мин.

Не сотвори кумира.

А ведь часто задают такой вопрос: «Кто твой кумир?». Признаться честно, первый раз, когда меня об этом спросили, я сказал такую чушь, что порой просыпаюсь в холодном поту посреди ночи. 

Я долго думал на эту тему, может ли у нормального человека быть кумир? А кто такой кумир? 

Идол (от греч. éidōlon) — изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле — предмет слепого преклонения. Идол — статуя, предмет, которому поклоняются как божеству. Синонимом слова идол является кумир. (Спасибо Wikipedia). В принципе понятно, но с религиозным поклонением я бы, пожалуй, не стал связывать слово кумир. Насколько я успел заметить, кумирами становятся живые люди, не статуи и, тем более, не предметы. 

Так вот, в мире есть только один человек, которого я бы реально мог назвать своим кумиром. Этот человек родился в Бразилии, в городе Сан-Паулу. И, между прочим, не так давно, 52 года назад. 

Айртон Сенна

Его зовут Айртон Сенна. Это великий человек. Объясню, почему я так считаю. 

Великий, потому что он чемпион мира. Великий, потому что о нём помнят до сих пор. Великий, потому что его не только помнят, но и так сильно любят, что большинству современных гонщиков это даже и не снилось.

Автоспорт, во времена Сенны, - это пример того, каким должен быть спорт. Борьба за каждый сантиметр, в нескольких долях секунды от смертоносных ограждений трасс… При этом, Формула-1 всегда была аристократичным видом спорта, все гонщики были очень богаты и среди них никогда не было «пассажиров», каждый год туда попадали самые талантливые и сильные люди (в принципе, и по сей день). 

За пределами трассы у пилота могут быть друзья, но садясь в болид, эти друзья должны исчезать, они все становятся твоими соперниками. Талант гонщика часто определяется тем, как он сам ценит собственные результаты. Для кого-то, как для Айртона, нет результата кроме первого места. Пусть это будут банальные тренировки, пусть это будут показательные заезды, не говоря уже о Гран-При, но настоящий гонщик ВСЕГДА хочет победить. Айртон стремился быть первым, не важно, рядовые тесты это, тренировочные заезды или гонка. Не важно, победить среди друзей или врагов, это его черта, он всегда был таким. Он делал всё, чтобы стать первым. Он учился каждый день, учился, в основном, на своих ошибках. Сенна очень много тренировался, старался соединиться воедино с каждым автомобилем, за рулем которого он бывал, буквально вживить себя в него. Он был настолько посвящен этому делу, что, наверняка, мог рассказать о том, как именно ему далась та или иная тысячная секунда времени на круге. За счет лишнего круга, который он пробежал по стадиону или за счет давления в правой передней покрышке.

Айртон за рулем McLaren

Айртон Сенна - это человек, который чувствовал грань, которую нельзя переступать. Грань между добром и злом. Я думаю, чувствовал он её где-то внутри. Вспомнить, хотя бы, случай с Эриком Кома. Сенна посреди заезда выскочил из болида, чтобы помочь своему товарищу… Вспомнить его состояние после злополучных свободных заездов Гран-При Сан Марино 1994 года, после аварии австрийца Роланда Ратценбергера. Об этом очень много написано другими, он переживал больше любого другого человека в мире Формулы-1 об этой трагедии, и это факт. Роланд разбился насмерть. Человек, который так же, как и Айртон хотел быть первым. Человек, который отдал свою жизнь за это желание. И, Айртон, это понимал. 

Вместе с этим, вспоминается и другое. Сенна мог запросто вынести соперника с трассы. Но как он чувствовал грань? Его горячность всегда была на пределе разумного, но если бы из-за его действий кто-то действительно пострадал, Айртон не простил бы себе этого никогда. В этом можно не сомневаться. 

В солнечной Бразилии о нем знают все. Я не удивлюсь, если о нем пишут в учебниках истории. 

Сенна был очень богат, но он никогда не забывал, откуда он родом. Благодаря ему, в Бразилии, огромное количество детей получили шанс прожить интересную, счастливую жизнь. Айртон никогда не жалел денег на благотворительность. Он завещал почти всё своё состояние на это. Он подарил Бразилии пример для подражания на многие годы, он подарил людям радость и счастье. Все жители страны следили за его выступлениями, хотели, чтобы он победил. И он побеждал, создавая в душах огромно количества людей искорки надежды и счастья.

Айртон очень любил детей, но больше всех своего племянника, Бруно Сенну. Бруно сейчас выступает в Формуле-1 и, безусловно, Айртон бы очень гордился им. Он любил его, как своего сына. Всегда говорил о том, что если кто-то и сможет его обогнать в честной борьбе, то это его племянник. Бруно, пережив трагическую смерть дяди, вернулся в автогонки. И трудно представить, каких трудов это ему стоило, учитывая такое внимание к собственной персоне...

Айртон Сенна погиб 1 мая 1994 года в гонке на Гран-При Сан-Марино, стартуя в 65-ый раз с поул-позиции. Айртон, как всегда, хотел выиграть гонку. В рукаве его комбинезона был спрятан автрийский флаг. Естественно, в этот раз, свою победу он хотел посвятить Роланду Ратценбергеру. Но, стечение самых разных обстоятельств помешало этому произойти. Самых загадочных обстоятельств. Надо быть черствым сухарем, чтобы не чувствовать всего ужаса, происходившего в тот уик-енд. Я часто пересматриваю трансляцию ГП Сан-Марино 1994 года. И каждый раз у меня жутко чешутся глаза.

О Сенне знают все, кто хоть немного интересуется гонками. Сенну всегда, и до сих пор, заочно считали лучшим гонщиком в истории Формулы-1. Одновременно самым голодным до побед и щедрым, одновременно самым добрым и жестоким, самым жизнерадостным и, иногда, капризным. Но одна его особенность всегда была незыблима. Он всегда был самым любимым для окружающих его людей и болельщиков. Не было людей, которые бы люто его ненавидели.

Его провожали всей Бразилией. Наворачиваются слёзы, когда взрослая женщина со слезами на глазах говорит в день похорон Сенны: «У Бразилии должно быть образование, должна быть медицина… и немножко радости. Радости не стало».

О нем всегда будут помнить. Сенна использовал свою знаменитость, свою славу, для того, чтобы помогать другим. Он всегда хотел быть лучшим, быть примером для других. Пожалуй, у него получилось. 

Фрэнк Уильямс (владелец команды Williams, выступающей в Ф-1 и по сей день), в команде которого Сенна провёл свой последний сезон, говорил о нём: «Айртон был очень неординарной личностью. На самом деле он был ещё более великим человеком вне гонок, нежели в них».