6 мин.

«Это запугивание, законом здесь и не пахнет». Юрист – об анкетах, которые полиция раздавала фанатам перед дерби

Разобрались, как не попасть под арест.

Перед дерби в телеграм-канале «Новости Околофутбола» (47,5 тысячи подписчиков) появился пост: «Прямо сейчас мусора выцепляют болельщиков на цветах и добровольно-принудительно заставляют их заполнять и подписывать такие бумажки».

По данным «Околофутбола», людей выцепляли у метро рядом со стадионом «Спартак» – в основном молодых.

Чтобы разобраться, законно ли это требование полиции, что оно значит и как вести себя в такой ситуации, Sports.ru позвонил юристу правозащитной организации «ОВД-Инфо» Николаю Зборошенко (он же защищал Ильдара Дадина – первого в России осужденного за неоднократное нарушение закона о митингах).

– Это выглядит как обычный бланк объяснений. Другое дело, что болельщики, как и любые другие граждане, вправе отказаться вообще от каких-либо объяснений, – объясняет Зборошенко. – В том числе от дачи своих анкетных данных. Все это на основании 51-й статьи Конституции – права не свидетельствовать против себя, своих родственников и близких. То есть человек вправе просто отказаться. Без объяснения причин. Даже фамилию, имя и отчество можно не называть.

– Насколько правомерно, что сотрудники полиции просят подписать такую бумагу на улице?

– Это не обязывающий документ. Они могут попросить, но у гражданина нет обязанности отзываться на эту просьбу. А у сотрудников полиции нет полномочий, обязывающих граждан заполнять эти документы.

– То есть это то же самое, что если я сам завтра подойду к кому-нибудь с такой бумагой?

– Конечно. Как если бы я или вы предложили заполнить этот опросный лист.

Николай Зборошенко

– Как полиции следовало поступить по закону? Вызвать в отделение по повестке?

– Во-первых, это делается или в рамках материала проверки – когда сообщается о преступлении, или в рамках производства по делу – преступления уже совершенного человеком. Все это должно процессуально оформляться. Если у человека статус подозреваемого, то до него должны довести информацию постановлением. Или составить протокол об административном правонарушении. При этом гражданин снова вправе не оказываться никакого содействия сотрудникам. Он может просто молчать и ничего не говорить. За это никакой ответственности человек нести не будет. Право не свидетельствовать против себя даже путем молчания следует из конституции, это императивная норма.   

– Что делать, если сотрудники все-таки заставляют подписывать? В случае отказа не пускают на стадион или пытаются задержать.

– Если пытаются задержать, это произвол. Это с законом не имеет ничего общего. То же – отказ в допуске на стадион. В отношении человека нет никакого судебного акта, в котором было бы прописано ограничение на посещение массовых мероприятий. Эта мера может быть только результатом рассмотрения дела об административном правонарушении, если он участвовал в каких-либо противоправных действиях на стадионе ранее, и в отношении него, например, вынесено постановление об ограничении права посещать мероприятия.

Если постановления нет, то и ограничивать посещение стадиона никто не может. Иначе это произвол, никаких законных оснований. Если действительно отказали в допуске на стадион или задержали, надо писать заявление о преступлении в следственные органы.

– В России люди плохо разбираются в своих правах – объясните, куда первым делом звонить? «ОВД-Инфо», куда-то еще?

– У «ОВД-Инфо» узкая специализация – свобода собраний. Хотя можно попытаться и в «ОВД-Инфо». Просто не знаю, насколько мы будем готовы обработать такое количество информации.

– Когда-нибудь вы еще видели подобную бумагу, где сотрудники просили бы заполнить данные и предупреждали бы об ответственности?

– Только применительно к активистам, участникам мирных собраний. Это сплошь и рядом последний год. В деле практически каждого задержанного за административное правонарушение прошлым летом были аналогичные документы-предостережения. В том числе по так называемой дадинской статье – 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга).

– То есть после того, как людей задерживали на митингах, их просили подписать этот документ?

– Да-да. В каждом деле я видел такой документ.

– Чтобы при повторном появлении на акции и задержании сунуть его под нос и привлечь к ответственности?

– Да, в перспективе привлечь. Формальный состав сложнее, но правоприменители толкуют так: четыре административки превращаются в одну уголовку.

– Но у фанатов не 212.1 УК РФ, а 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Что грозит по этой статье?

– Там вилка: или штраф от 500 до 1000 рублей, или арест до 15 суток.

Это запугивание. Здесь законом и не пахнет. Чистый воды произвол. Их вынуждают дать показания против себя. Это напрямую противоречит 51 статье Конституции. Граждане вправе не называть даже анкетные данные.

– Если человек подписал эту бумагу, то когда его выцепят в следующий раз, теоретически и дело могут возбудить?

– Теоретически может быть все что угодно. Я бы зарекся исключать какие-либо сценарии. Никогда не знаешь, когда и как всплывет бумажка. Скорее всего, на человека будет возбуждено дело оперативного учета. Возможно, в дальнейшем его будут разрабатывать. Я бы на месте человека подобные бумажки не заполнял.

– Вы понимаете, зачем вообще фанатов просят заполнить эти бланки?

– Видимо, таким образом пытаются собирать информацию о потенциально активных людях, который теоретически могут соорганизоваться. Болельщики – организованные люди, они могут устраивать акции протеста, например, против избиения других фанатов сотрудниками полиции в регионах, как уже не раз бывало. Чтобы дальше проводить оперативное сопровождение или оперативно-розыскные мероприятия в отношении них. По сути, наведение справки – это одна из форм оперативно-розыскной деятельности.

Дело в том, что фанатов не каждый день задерживают массово. Поэтому правоохранители пытаются упростить себе работу. Видимо, с Житной (там находится МВД России – Sports.ru) спустили поручение собрать информацию в рамках опасений, что фанаты могут как-то соорганизоваться, участвовать в публичных мероприятиях, митингах. А московский главк (главное управление МВД по Москве) выполняет поручение, чтобы потом разрабатывать фанатов.

– Это целенаправленная охота, продолжение декабрьской кампании или просто перегиб?

– Сложно сказать. Но как минимум в отношении людей заведут дела оперативного учета и будут дальше разрабатывать. Или вербовать как сторонников, принуждать для разгона мероприятий.

– Дело оперативного учета – это когда на человека заводится папочка и за ним наблюдают?

– Да, собирают информацию, делают запросы, пытаются понять, может ли этот человек представлять оперативный интерес. Может, это не рядовой фанат, а организатор. Или у него бизнес есть.

Никогда не понятно, в каком контексте правоохранители могут использовать эту информацию. Это как обезьяна c гранатой.

Фото: t.me/ofnews; Facebook/nikolay.zboroshenkoРИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф